Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Нелегальный рынок осетрины, красной и черной икры продолжает свое развитие. Его масштабы поставили под угрозу исчезновения ценнейшие виды промысловых рыб. На нелегальном сырье работает целая индустрия по переработке икры и осетрины.
В 2004 году в коренном русле реки Волги браконьерами истреблено севрюги 41%, осетра - 58%. По расчетам экспертов минимальный объем неучтенного изъятия осетровых за последние годы составил 2 тыс.тонн. Это в 10 раз больше их официального вылова. В результате промышленность не произвела рыбной продукции на сумму около 1,3 млрд.руб. (в ценах 2004 г.). В бюджет всех уровней не поступили налоговые отчисления в сумме 327 млн.руб. Существующие развитые нелегальные каналы реализации, в том числе красной икры, приводят к появлению рыбных "кладбищ". Свалки потрошенных, с изъятой икрой, самок и непотрошенных самцов лососевых рыб достигают размера сотен тонн рыбы. И это в то время, когда в магазины Москвы и других городов европейской части России и даже Сибири, завозят норвежскую семгу и горбушу с Аляски.
Несмотря на достаточно развитую законодательную базу в области охраны биоресурсов (Федеральные законы "О животном мире", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "Об охране окружающей среды") остается не урегулированным оборот (оптовая и розничная продажа, транспортировка и хранение) продукции из ценных видов рыб - осетрины, красной и черной икры.
Более того, именно благодаря отсутствию законодательного урегулирования на федеральном уровне оборота осетрины, красной и черной икры остается низкой действенность принимаемых мер по сохранению биоресурсов, пресечению браконьерства
В связи с этим вызывает недоумение встречающееся мнение о достаточности урегулирования данной сферы правоотношений вышеназванными федеральными законами.
Отсутствие законодательного акта, регулирующего звено торговли осетриной и икрой, делает малоэффективными действия правоохранительных органов, часто не способных доказать незаконность происхождения товара, и существенно сокращает доходы бюджетов всех уровней, ставит под угрозу существование традиционных в России подотраслей рыбной промышленности.
Преобладание нелегальной продукции из ценных видов рыб в России препятствует развитию внешнеторговых операций страны с этой категорией товаров. Например, практически прекращен экспорт российской черной икры в США, сокращаются объемы экспорта в страны Западной Европы. В результате происходит вытеснение России с мирового рынка осетровых (в настоящее время доля российской осетрины уже не более 35 процентов мирового рынка).
Введение лицензирования оборота продукции из ценных видов рыб в рамках Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" полностью соответствует его требованиям. Пунктом 2 статьи 1 названного закона из его сферы выведено лишь использование природных ресурсов, в понятие которого в соответствии со статьей 34 Федерального закона "О животном мире" не входит деятельность, связанная с их оборотом.
Механизмы декларирования, регламентирования сопроводительной документации, ограничения мест продажи, предусматриваемые законопроектом, уже опробированы на практике и показали свою действенность в различных сегментах рынка, требующих особого контроля за оборотом соответствующей продукции (Федеральные законы от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25.05.1999 г. N 564, от 10.02.2004 г. N 72, от 15.08.1997 г. N 1019, от 30.07.1998 г. N 872, от 31.12.1999 г. N 1447 и др.). Благодаря определению Правительством Российской Федерации наряду с порядком лицензирования порядка декларирования, формы справки к товарно-транспортной накладной будет обеспечена их гибкость в установлении необходимого контроля.
Государственное значение осетровых видов рыб, их черной икры, а также красной икры, получаемой из лососевых видов рыб, требует установления уголовной ответственности как минимум за крупные и организованные правонарушения в сфере оборота указанной продукции. Введение уголовной ответственности за незаконный оборот продукции из ценных видов рыб лишь в крупном размере (свыше 250 тыс.рублей) не приведет к отсутствию ответственности за меньшие нарушения, поскольку с принятием данного законопроекта начнут действовать по отношению к урегулируемой сфере предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях виды административной ответственности за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, за деятельность без специального разрешения (лицензии) и за нарушение условий действия лицензии (статьи 14.1, 14.2 КоАП).
Предложенная форма законопроекта позволяет в последующем при необходимости расширять состав продукции из ценных видов рыб дополнением соответствующего определения в статье 2 законопроекта
Настоящий проект федерального закона, устанавливающий требования к обороту продукции из ценных видов рыб, лицензирование этой деятельности и прочие механизмы регулирования, а также уголовную ответственность за незаконный оборот продукции из ценных видов рыб, направлен на упорядочение оборота такой продукции в целях защиты экономических и экологических интересов Российской Федерации, законных интересов потребителей указанной продукции, повышения ее качества и обеспечения действенного контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении положения о лицензировании оборота продукции из ценных видов рыб; об утверждении порядка представления и формы деклараций об объеме оборота продукции из ценных видов рыб; о формах справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядке их заполнения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Более того, его реализация способна обеспечить поступление в консолидированный бюджет Российской Федерации миллиардов рублей в год. Так, по оценкам специалистов управлений МВД и ФСБ по Дальневосточному федеральному округу, нелегальный оборот икры только на Дальнем Востоке составляет около 3 млрд. рублей в год.
Нелегальный оборот только прикаспийской осетрины составляет около 1,3 млрд. рублей в год.
Не менее ощутимым может оказаться и косвенный социально-экономический эффект от легализации рынка осетрины, черной и красной икры за счет развития рыбной промышленности страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.