Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2005 г. N КА-А40/9653-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2005 г.
Открытое акционерное общество "ЦК ФПГ "Двигатели НК" (далее - ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16.03.05 по делу об административном правонарушении N 117/57-05 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2005 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом арбитражные суды исходили из соответствия оспариваемого постановления закону и соблюдении административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК" настаивает на отмене и принятии нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, выводы арбитражных судов сделаны без надлежащего выяснения фактических обстоятельств дела и не основаны на доказательствах имеющихся в деле, что в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов. Вывод суда о соответствии оспариваемого постановления закону и соблюдении административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации не соответствует фактическим обстоятельствам по делу. Судом необоснованно отклонены доводы заявителя о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности. Вина ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК" в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана, процедура и сроки привлечения административным органом соблюдены в связи с чем привлечение к административной ответственности правомерно.
Отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд кассационной инстанции не поступал.
В судебном заседании представитель ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК" поддержал доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов и просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК", в нарушение положений пункта 5 статьи 17 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК" не уведомили антимонопольный орган в 45-дневный срок о создании ЗАО "Газтехинвест". По данному факту 03.03.05 ФАС России составлен протокол об административном правонарушении N 117/57-05 на основании которого постановлением от 17.03.05 по делу об административном правонарушении N 117/57-05 ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК" признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда, что составило 100 000 руб.
Не оспаривая сам факт совершения вменяемого обществу административного правонарушения ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК", обращаясь в суд с требованием о признании постановления от 17.03.05 по делу об административном правонарушении N 117/57-05 незаконным, указало на факт малозначительности совершенного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое постановление соответствует закону и принято с соблюдением норм КоАП Российской Федерации при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено нарушений.
Указанный вывод суда сделан при неправильном применении норм КоАП Российской Федерации и нарушением норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не соответствует фактическим обстоятельствам по делу.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
На основании статьи 28.2 Кодекса протокол составляется о совершении административного правонарушения и в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
Судом без учета требований указанных норм отклонены доводы заявителя о нарушении административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации при производстве по делу об административном правонарушении, а именно протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, тем самым он лишен возможности представить свои возражения и обеспечить защиту.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 03.03.05 N 117/57-05, приобщенного к материалам дела, он составлен в отсутствии законного представителя ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК". Копия данного протокола получена представителем ОАО "ЦК ФПГ "Двигатели НК" 04.03.05. Доказательства надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола 03.03.05 судом не установлено и в материалах дела отсутствуют.
Вывод суда о надлежащем уведомлении заявителя о составлении протокола не подтвержден документально.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2005 г. подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть вышеизложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, проверить соблюдение административным органом процедуры при производстве по делу об административном правонарушении, после чего с надлежащим применением норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176 и 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2005 г. N 09АП-5187/05-АК по делу N А40-14504/05-924-25 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2005 г. N КА-А40/9653-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании