Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 ноября 2005 г. N КА-А40/10828-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2005 г.
Открытое акционерное общество "Нижневартовскавиа" (далее - ОАО "Нижневартовскавиа") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) от 25.04.05 N Р/2005/0037/100/0 об отказе в выдаче лицензии на осуществление деятельности по подготовке и предоставлению потребителям прогностической и аналитической информации о состоянии окружающей природной среды.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 4 августа 2005 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. При этом арбитражный суд исходил из несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, ОАО "Нижневартовскавиа" подало кассационную жалобу в которой поставлен вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта допущено неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, от Росгидромета в суд кассационной инстанции не поступал.
В судебном заседании представитель ОАО "Нижневартовскавиа" поддержал доводы кассационной жалобы по мотивам изложенным в ней.
Представитель Росгидромета с доводами кассационной жалобы не согласился ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и просил оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из установленных судом фактических обстоятельств, 13.04.05 ОАО "Нижневартовскавиа" обратилось в Росгидромет с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включающую в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической и аналитической информации о состоянии окружающей природной среды. Решением Росгидромета об отказе в предоставлении лицензии от 24.04.05 N Р/2005/0037/100/О, на основании Приказа Росгидромета от 25.04.05 N 145 ОАО "Нижневартовскавиа" отказано в выдаче лицензии по испрашиваемому виду деятельности.
Отказ в выдаче лицензии на упомянутый вид деятельности мотивирован ссылкой на несоответствие ОАО "Нижневартовскавиа" требованиям, предъявляемым подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.02 N 324.
При этом Росгидромет сослался также на то обстоятельство, что выпуск экстренной информации в соответствии с Федеральным законом от 19.07.98 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" может осуществляться только специально уполномоченным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; уполномоченным органом для представления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.04 N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды", а также согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 494-р является Росгидромет; обмен метеорологической информацией в особый период в вправе осуществлять только организации Росгидромета.
Полагая, что отказ лицензирующего органа в выдаче нарушает права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности поскольку препятствуют ее ведению, ОАО "Нижневартовскавиа" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции согласился с приведенной выше позицией Росгидромета.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит выводы арбитражного суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19.07.98 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" существует четыре вида информации: информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, экстренная информация, информация общего назначения и специализированная информация
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.02 N 324 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: определение метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик окружающей природной среды; определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) окружающей природной среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод и морской среды, в том числе по гидробиологическим показателям); подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды, о ее загрязнении (включая радиоактивное); формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Делая вывод о несоответствии ОАО "Нижневартовскавиа" требованиям, предъявляемым абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что деятельность по подготовке и предоставлению информации потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды, предусмотренная подпунктом в пункта 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях не разделяется по видом информации. По мнению арбитражного суда данное обстоятельство свидетельствует о том, что в указанный вид информации входит и экстренная информация.
Арбитражный суд кассационной инстанции не может согласиться с данным суждением арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из анализа приведенных выше норм, предоставление экстренной информации не является неотъемлемой частью такого вида лицензируемого деятельности как подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды, о ее загрязнении (включая радиоактивное).
За предоставлением лицензии на выпуск экстренной информации ОАО "Нижневартовскавиа" не обращалось. Данный вид деятельности лицензированию не подлежит.
Кроме того, действующее законодательство не относит предоставление метеорологического обеспечения в интересах международной аэронавигации к исключительной компетенции Росгидромета и не содержит прямого запрета на предоставление данной информации юридическими лицами наряду с Росгидрометом. Данный вывод следует из содержания Федерального закона от "О гидрометеорологической службе" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 494-р.
При таких обстоятельствах, состоявшийся по делу судебный акт подлежит отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответствие представленных ОАО "Нижневартовскавиа" документов, требованиям, предъявляемых действующим законодательством, арбитражным судом не проверялось.
Так как для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, что в суде кассационной инстанции не предусмотрено процессуальным законодательством, то в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, проверить соответствие представленных соискателем лицензии документов требованиям предъявляемых действующим законодательством и правильно применив нормы материального и процессуального права вынести законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176 и 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 4 августа 2005 г. по делу N А40-29586/05-12-234 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод о несоответствии ОАО "Нижневартовскавиа" требованиям, предъявляемым абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что деятельность по подготовке и предоставлению информации потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды, предусмотренная подпунктом в пункта 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях не разделяется по видом информации. По мнению арбитражного суда данное обстоятельство свидетельствует о том, что в указанный вид информации входит и экстренная информация.
...
За предоставлением лицензии на выпуск экстренной информации ОАО "Нижневартовскавиа" не обращалось. Данный вид деятельности лицензированию не подлежит.
Кроме того, действующее законодательство не относит предоставление метеорологического обеспечения в интересах международной аэронавигации к исключительной компетенции Росгидромета и не содержит прямого запрета на предоставление данной информации юридическими лицами наряду с Росгидрометом. Данный вывод следует из содержания Федерального закона от "О гидрометеорологической службе" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 494-р."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2005 г. N КА-А40/10828-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании