Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 ноября 2005 г. N КА-А40/10968-05
(извлечение)
ГУ "Морская администрация порта Калининград" обратилось в арбитражный суд г. Москвы к Федеральной антимонопольной службе с заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 17.09.2004 г. и предписания от 17.09.2004 г. N 107/10-04, которыми Министерство транспорта России признано нарушившим антимонопольное законодательство и ему предписано привести деятельность подведомственных ему администраций морских торговых портов в соответствие с действующим антимонопольным законодательством.
Решением от 18 мая 2005 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 5 августа 2005 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ГУ "Морская администрация порта Калининград" в кассационной жалобе просит об их отмене, как принятых с нарушением ст.ст. 5, 6, 76 КТМ РФ, ст. 28 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
По мнению заявителя жалобы, неправомерным является вывод суда о том, что оно не вправе оформлять суда и получать сбор с судов, следующих в морской рыбный порт, поскольку они во всех случаях считаются зашедшими в морской торговый порт и обязаны оплачивать установленные сборы.
Представитель ГУ "Морская администрация порта Калининград" в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить, как неправомерные.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Федеральной антимонопольной службы, Минстранспорта РФ, Минсельхоза РФ, Рыболовства возражали против доводов кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения. В дело представлены письменные отзывы.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом г. Москвы и Девятым арбитражным апелляционным судом кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, распоряжением Минтранса РФ от 25.03.2003 г. N ВР-46-р установлен порядок согласно которому суда, не используемые для производства водных биологических ресурсов осуществляющие заход в морской рыбный порт, имеющий смежную акваторию с морским торговым портом, с целью провести разгрузку/погрузку в морском рыбном порту, рассматриваются как суда, осуществляющие заход в морской торговый порт. Они проходят процедуру оформления в морском торговом порту, для чего в обязательном порядке следуют к месту стоянки (якорная стоянка или причал) в акватории морского торгового порта в районах, устанавливаемых капитанами морских торговых портов.
В силу названного распоряжения суда, не используемые непосредственно для промысла водных биологических ресурсов, следующие в морской рыбной порт, должны дважды оплачивать корабельный сбор, поскольку они обязаны вначале зайти в морской торговый порт для осуществления государственного торгового контроля с оплатой корабельного сбора за вход в морской торговый порт, а затем для осуществления цели своего прибытия уплатить полную сумму корабельного сбора в морском рыбном порту.
Решением Комиссии Федеральной антимонопольной службы от 17.09.2004 г. действия Минтранса РФ признаны не соответствующими антимонопольному законодательству.
На основании решения выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 17.09.2004 г. N 107/10-04, которым предписано отменить распоряжение и принять меры по приведению деятельности подведомственных морских торговых портов в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с ненормативными актами антимонопольного органа ГУ "Морская администрация порта Калининград" обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что вышеуказанное распоряжение Минтранса РФ предусматривает двойную оплату корабельного сбора при заходе в морской торговый порт, а затем в морской рыбный порт. Данное положение ущемляет интересы хозяйствующих субъектов судоходных и агентских компаний, а также создает дискриминационные условия деятельности морских рыбных портов.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Согласно ст. 76 Кодекса торгового мореплавания в случае, если морской торговый порт и морской порт имеют смежные акватории, капитан морского торгового порта оформляет приход судов в морской торговый порт и выход судов из него, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов; капитан морского рыбного порта оформляет приход судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, в морской рыбный порт и выход таких судов из него.
При этом положения названного закона не содержат запрета на оформление капитаном морского рыбного порта прихода (выхода) судов, не используемых для промысла водных биологических ресурсов и следующих в морской рыбный порт.
Морской рыбный порт не ограничен обслуживанием только судов рыбопромыслового флота, а вправе обслуживать иные виды судов, что следует из содержания п. 2 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ.
В соответствии со ст. 5 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей Зоне Российской Федерации" должностными лицами, регулирующими заход и выход судов в морской торговый порт и морской рыбный порт и отвечающими за безопасность мореплавания в указанных портах являются капитаны этих портов, которые согласовывают свои действия друг с другом, если они затрагивают компетенцию каждого.
Деятельность морских портов осуществляется в соответствии с законом "О морских портах в Российской Федерации", который не принят.
До издания этого закона, имущественные отношения по взиманию торговых сборов в указанных портах регулируются "Ставками сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации", утвержденных Минтрансом России, Минэкономики России от 21 июля и 04.08.1995 г. "Положением о торговых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах Российской Федерации", утвержденным приказом Роскомрыболовства РФ от 12.10.1995 г. N 161 (ст. 428 КТМ РФ).
Таким образом, придя к выводу, что закон не содержит запрета государственным администрациям морских рыбных портов взимать корабельный сбор с судов, не связанных с промыслом водных биологических ресурсов и осуществляющих заход в морской рыбный порт, суд обоснованно согласился с решением Федеральной антимонопольной службы о том, что оспариваемое распоряжение Министерства транспорта России нарушает ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Министерство транспорта России согласилось с решением и предписанием антимонопольной службы, отменило распоряжение. В судебном заседании поддержало позицию антимонопольного органа.
С учетом изложенного доводы жалобы не могут быть признаны правильными.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 18 августа 2005 г. и постановление от 5 августа 2005 г. N 09АП-7722/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-67563/04-130-659 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ "Морская администрация порта Калининград" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2005 г. N КА-А40/10968-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании