Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 17 октября 2005 г. N вн 2.2-1/3005
по проекту федерального закона N 184714-4 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.И. Борцовым, И.К. Викторовым и др.
(первое чтение)
Пункт 1 статьи 1 законопроекта предусматривает дополнение абзаца двенадцатого статьи 2 Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон) положением в соответствии с которым для крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица показатели финансового состояния должника рассчитываются по перечню данных, устанавливаемых Министерством финансов Российской Федерации.
Предлагаемое дополнение не согласуется с пунктом 3 статьи 9 Закона в соответствии с которым перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника (в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства), методику расчета показателей финансового состояния должника (в том числе крестьянского фермерского хозяйства) и т.п. определяет Федеральная комиссия. При этом обращаем внимание на то, что статья 5 Закона закрепляет принцип обеспечения единых условий (для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей) для проведения реструктуризации долгов.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта установлены два случая в которых сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на повторную реструктуризацию задолженности. Обращаем внимание на то, что в статье 3 Закона закреплен принцип однократности участия сельскохозяйственного товаропроизводителя в программе финансового оздоровления (изменения в эту статью не вносятся).
В пункте 3 законопроекта предлагается дополнить статью 7 Закона словами "за исключением случаев, предусмотренных в статье 10 настоящего Федерального закона", т.е. сделать исключение из установленного принципа однократности участия в программе финансового оздоровления. Следует отметить, что статья 10 Закона не содержит положений, касающихся принципа однократности участия в указанной программе (при этом см. также статью 3 Закона).
Предлагаемая новая редакция абзаца третьего статьи 10 Закона (пункт 4 статьи 1 законопроекта) в отличие от действующей носит обязывающий характер для перечисленных в нем акционерных обществ (самостоятельных субъектов гражданского права), что, по нашему мнению, нарушает основные принципы гражданского права, закрепленные статьей 1 ГК РФ. В связи с этим, полагаем, что норма части третьей статьи 10 закона может носить лишь рекомендательный характер.
Кроме того, полагаем необходимым уточнить какая конкретно часть акций принадлежит государству (это же замечание относится и к пунктам 5, 14 статьи 1 законопроекта, где имеют место слова "часть акций").
Новая редакция абзаца третьего пункта 2 статьи 13 Закона (пункт 6 законопроекта) запрещает требовать от должника предварительного выполнения каких-либо условий по первоочередному погашению текущих бюджетных платежей или погашения просроченной задолженности. Данное положение не согласуется с нормами статьи 855 ГК РФ, устанавливающей очередность списания денежных средств со счета. В соответствии с пунктом 2 статьи 855 ГК РФ платежи в бюджет и внебюджетные фонды относятся к платежам третьей и четвертой очереди.
В пункте 7 статьи 1 законопроекта предлагается исключить из статьи 14 Закона норму абзаца пятого в соответствии с которой должник, в отношении которого в арбитражном суде возбуждено дело о банкротстве, не может быть участником программы финансового оздоровления. Эта норма должна быть сохранена, так как на основании статьи 1 Закона реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется до применения процедур банкротства предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В пункте 12 законопроекта предусмотрена новая редакция нормы абзаца четвертого статьи 27 Закона в соответствии с которой порядок финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых начата процедура банкротства регулируется законом о банкротстве. В соответствии с действующей редакцией нормы абзаца четвертого основанием расторжения соглашения о реструктуризации долгов является возбуждение в отношении должника процедуры банкротства. Эту редакцию следует сохранить, так как она не допускает проведения в отношении должника реструктуризации в соответствии с Законом одновременно с процедурами банкротства предусмотренными законом о банкротстве, Новая редакция абзаца четвертого содержит слова "финансовое оздоровление", что создает неопределенность в понимании данной нормы, так смешивает финансовое оздоровление, осуществляемое в соответствии с Законом и процедуру финансового оздоровления, предусмотренную Законом о банкротстве.
В пункте 10 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 22 Закона положением об установлении размера платы за отсроченную задолженность по платежам не только в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, но и в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Это положение законопроекта не согласуется с абзацем вторым статьи 5 и пунктом 4 статьи 30 Закона, которые содержат рекомендательные нормы о принятии решений по реализации Закона законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме того, указанное положение законопроекта не соответствует статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая закрепляет принцип самостоятельности бюджетов, а также пунктам 1 и 4 статьи 59 и пунктам 1 и 4 статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающим полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию доходов их бюджетов.
Замечания юридико-технического характера по тексту законопроекта (на 3 л.) прилагаются.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.