Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 23 июня 2005 г. N вн 2.2-1/2024
по проекту федерального закона N 184714-4 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.И. Борцовым, И.К. Викторовым, В.А. Дубовиком и др.
(первое чтение)
Изучив представленный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Законопроектом (пункт 1 статьи 1) предлагается не рассчитывать показатели финансового состояния должника для крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако представляется, что данная норма в случае ее принятия войдет в противоречие с другими статьями Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Федеральный закон) и его нельзя будет применить к крестьянским (фермерским) хозяйствам, поскольку реализация данного положения законопроекта приведет к отсутствию оснований для принятия территориальными комиссиями решений о варианте реструктуризации долгов крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (см. статьи 13, 16 и другие Федерального закона). Рассматриваемое положение законопроекта не соответствует также статье 5 Федерального закона, закрепляющей принцип обеспечения единых условий для проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Пунктом 2 статьи 1 проекта предлагается дополнить статью 7 Федерального закона новым абзацем, допускающим при перечисленных в нем условиях повторную реструктуризацию задолженности, что не согласуется с принципом однократности участия в программе финансового оздоровления, закрепленным статьями 3 и 7 Федерального закона, в связи с чем редакция статьи 3 и наименование статьи 7 нуждаются в корректировке с учетом предлагаемого дополнения. При этом следует отметить, что необходимость повторной реструктуризации свидетельствует о том, что цели первой реструктуризации не были достигнуты, т.е. финансовое состояние сельскохозяйственного товаропроизводителя не было улучшено, в связи с чем повторная реструктуризация задолженности представляется неэффективной мерой.
3. Согласно новой редакции третьего абзаца статьи 10 Федерального закона перечисленные в нем акционерные общества должны обеспечивать участие своих представителей в работе федеральной и территориальных комиссий, что нарушает основные принципы гражданского права, закрепленные статьей 1 и другими Гражданского кодекса Российской Федерации. Акционерные общества являются самостоятельными субъектами права и поэтому положение об их участии в деятельности названных комиссий может носить лишь рекомендательный характер.
4. Согласно новой редакции третьего абзаца пункта 2 статьи 13 Федерального закона (пункт 5 статьи 1 проекта) запрещается требовать от должника предварительного выполнения условий по первоочередному погашению текущих бюджетных платежей или погашения просроченной задолженности. Данное положение законопроекта не согласуется с пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей очередность списания денежных средств со счета, согласно которому платежи в бюджет и внебюджетные фонды относятся к платежам третьей и четвертой очереди и удовлетворяются перед требованиями кредиторов по денежным обязательствам.
5. Шестым абзацем пункта 5 статьи 1 проекта предлагается исключить такое полномочие территориальной комиссии, как мотивированный отказ должнику во включении его в состав участников программы. Данное изменение порождает внутреннее противоречие со статьей 14 Федерального закона, которая допускает, что в ряде случаев территориальная комиссия может отказать должнику во включении его в состав участников программы.
6. Согласно Федеральному закону (статьи 14, 24, 26, 27) возбуждение в отношении должника дела о банкротстве является препятствием к применению в отношении него мер по финансовому оздоровлению. Проектом указанные положения предлагается из Федерального закона исключить, в связи с чем считаем необходимым отметить следующее. Согласно статьям 3, 6 и другим Федерального закона# "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд при наличии признаков банкротства и заявления лиц, перечисленных в статье 7, возбуждает дело о банкротстве. Арбитражный суд может ввести в отношении должника одну из процедур банкротства и назначить арбитражного управляющего. После этого требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве. В процедурах банкротства арбитражный управляющий вправе заявлять требования о признании недействительными сделок, заключенных или исполненных должником до возбуждения дела о банкротстве, в том числе он может опротестовать основания и условия реструктуризации, если они нарушают положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (см. статьи 66, 83, 99, 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Изложенное лишает смысла проводить процедуру финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей параллельно с имеющимся в производстве арбитражного суда делом о банкротстве и делает указанную процедуру экономически нецелесообразной, тем более что согласно статье 1 Федерального закона реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния возможна до применения процедур банкротства.
7. Пунктом 6 статьи 1 предлагается изменить редакцию статьи 14 Федерального закона. Согласно изменению, территориальная комиссия не сможет отказать должнику во включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей даже в том случае, если план финансового оздоровления должника не удовлетворяет условиям включения его в состав участников программы. В данной части законопроект нарушает концепцию Федерального закона, поскольку при отсутствии реального, эффективного и исполнимого плана финансового оздоровления цель финансового оздоровления не может быть достигнута.
8. Законопроектом (пункт 9 статьи 1) предлагается установить в статье 22 Федерального закона размер платы за отсроченную или рассроченную задолженность по платежам не только в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, но и в бюджеты субъектов Российской Федерации,а также местные бюджеты.
Это положение законопроекта не согласуется со вторым абзацем статьи 5 и пунктом 4 статьи 30 Федерального закона, которые содержат рекомендательную норму о принятии решений по реализации данного Федерального закона законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме того, указанное положение законопроекта не соответствует статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая закрепляет принцип самостоятельности бюджетов, а также пунктам 1 и 4 статьи 59 и пунктам 1 и 4 статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающим полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию доходов их бюджетов. Поскольку законопроект не относится к актам бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, он не может содержать норм об ответственности за нарушение бюджетного или налогового законодательства.
9. Текст законопроекта нуждается в юридико-технической доработке. Соответствующие замечания и предложения прилагаются.
Приложение: на 3 листах.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Замечания
по проекту федерального закона N 184714-4 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
(первое чтение)
Отдел законодательной техники и систематизации законодательства изучил текст представленного законопроекта и сообщает свои замечания.
1. В наименовании законопроекта слова "дополнений и" исключить.
2. Если статья законопроекта не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится, а текст печатается с новой строки с абзацного отступа.
3. По статье 1 законопроекта.
Абзац первый необходимо изложить следующим образом:
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2787; 2004, N 27, ст. 2711) следующие изменения:
пункт 1 изложить следующим образом:
1) абзац двенадцатый статьи 2 дополнить словами ". Для крестьянских ... не рассчитываются";
в пункте 2:
абзац первый изложить следующим образом:
2) статью 7 дополнить частью второй следующего содержания:
в конце перед закрывающими кавычками необходимо поставить точку;
абзац первый пункта 3 изложить следующим образом:
3) часть третью статьи 10 изложить в следующей редакции:
абзац первый пункта 4 изложить следующим образом:
4) части первую и вторую статьи 12 изложить в следующей редакции:
пункты 5 - 14 изложить следующим образом:
5) в статье 13:
а) в пункте 2:
абзац первый после слов "..." дополнить словами "...";
абзац второй признать утратившим силу;
абзац третий дополнить словами "...";
б) в пункте 3:
абзац третий признать утратившим силу;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"о включении ... .";
в) пункт 5 признать утратившим силу;
6) в статье 14:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"представленные ... законом;";
б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"нарушен ... программы;";
в) абзац пятый признать утратившим силу;
7) в статье 18:
а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Решение ... должника.";
б) в пункте 4 цифры "75" заменить цифрами "50";
8) в абзаце первом статьи 19 цифры "75" заменить цифрами "50";
9) статью 22 после слов "..." дополнить словами ", бюджеты...";
10) абзацы третий и пятый статьи 24 признать утратившими силу;
11) в статье 26:
а) пункт 4 признать утратившим силу;
б) в пункте 5 слова "..." исключить;
12) абзац четвертый статьи 27 признать утратившим силу;
13) пункты 2 и 3 статьи 28 признать утратившими силу;
14) пункт 4 статьи 30 изложить в следующей редакции:
"4. Рекомендовать ... закона.".
4. Статью 2 законопроекта структурно оформить следующим образом:
Статья 2
Настоящий Федеральный ... опубликования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу, в связи с чем статья 2 настоящего законопроекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо будет снять.
Начальник отдела |
Н.Ю. Тихомирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.