В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, касающихся части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.
Законопроектом предлагается установить правило, позволяющее устранять несоответствие данных о фактической площади земельного участка, установленных в результате проведения межевания земельного участка, и площади, указанной в документах, удостоверяющих права на земельный участок.
В то же время необходимо отметить, что предлагаемый законопроектом механизм устранения указанных несоответствий требует значительной доработки, поскольку не позволяет однозначно решать вопросы, которые могут возникнуть в ходе реализации предлагаемой нормы закона.
Представляется целесообразным период выдачи правоустанавливающих документов на землю, которым определяется возможность применения норм законопроекта, установить до момента вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре", так как земельные участки могли предоставляться без проведения соответствующих землеустроительных работ и после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Необходимо закрепить в законопроекте четкий порядок рассмотрения заявлений об уточнении площади земельного участка.
Кроме того, возможно неоднозначное толкование понятия "величины допустимого расхождения", приводимого в законопроекте. Если это допустимая погрешность при проведении землеустроительных работ, обусловленная точностью геодезической съемки, то она уже учитывается в соответствии с действующими нормативами и соответствующие положения необходимо исключить из законопроекта. В случае если эта величина определяется органом государственной власти или органом местного самоуправления, применяющим норму законопроекта, то необходимо определить основания и порядок ее установления.
Из законопроекта нельзя однозначно определить орган, который должен принимать решение об уточнении границ земельного участка. В законопроекте указывается, что это орган, в компетенции которого находится распоряжение земельными участками на подведомственной территории. Так как законопроектом регулируется не предоставление земельных участков, а упорядочение существующих отношений по использованию земельных участков, целесообразно решение вопроса об упорядочении границ земельных участков возложить на орган местного самоуправления.
В законопроекте необходимо установить, что орган местного самоуправления может принимать решение об уточнении площади земельного участка в рамках фактически сложившихся границ при предоставлении заинтересованным лицом карты (плана) земельного участка. При этом дополнительные площади (в случае их наличия), выявленные в ходе землеустроительных работ, предоставляются по заявлению заинтересованного лица в соответствии с земельным законодательством в случае, если разница между фактической площадью и площадью, указанной в документах, удостоверяющих права на земельный участок, превышает минимальный размер земельного участка. В случае если указанная разница меньше минимального размера земельного участка, излишняя площадь включается в фактически сложившийся земельный участок. Фактически сложившиеся границы землепользования могут определяться, например, на условиях, установленных статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также по иным признакам. Цена, уплачиваемая собственником земельного участка за дополнительно предоставляемую площадь, может быть определена в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом необходимо предусмотреть ситуацию, когда правообладатель земельного участка отказывается от уточнения фактической площади земельного участка в сторону увеличения, а требует установить границу земельного участка в соответствии с правоустанавливающими документами на землю.
Также остается неурегулированным случай, при котором фактическая площадь земельного участка меньше предусмотренной в документах, удостоверяющих права на земельный участок, но границы земельного участка не могут быть приведены в соответствие с такими документами ввиду отсутствия возможности предоставить заинтересованному лицу недостающую площадь за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В этой ситуации целесообразно предоставлять по заявлению и за счет заинтересованного лица недостающую площадь, соответствующую разнице между площадью, указанной в документах, удостоверяющих права на землю, и фактической площадью земельного участка, только для собственников соответствующих земельных участков при наличии свободных от прав третьих лиц смежных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В остальных случаях целесообразно по заявлению правообладателя вносить соответствующие изменения в документы, удостоверяющие права на земельный участок.
Дополнения, предлагаемые в последнем абзаце статьи 1 законопроекта, нецелесообразны, так как они фактически дублируют положения действующего административного и земельного законодательства.
Кроме того, положения законопроекта необходимо изложить в отдельной статье Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать представленный законопроект при условии учета высказанных замечаний и предложений.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 августа 2005 г. N 2660п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вносимый Законодательным Собранием Нижегородской области"
Текст письма официально опубликован не был