Пояснительная записка
к проекту Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"
Предлагаемый законопроект разработан в целях уточнения положения, содержащегося в статье 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
В соответствии с этим положением "Судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку".
В правоприменительной практике возник вопрос, является ли указанная ежемесячная надбавка пенсией. От ответа на этот вопрос зависит, вправе ли судья, имеющий право одновременно на указанную надбавку и на пенсию, получать одновременно обе указанных выплаты.
Так, например, Председатель Осинниковского районного суда Кемеровской области Н.Н. Судаков имеет право одновременно на указанную надбавку и на пенсию, заработанную им в качестве металлурга (за "горячий" стаж) до прихода на должность судьи. Суды различных инстанций неоднократно рассматривали спор Н.Н. Судакова с соответствующим отделением Пенсионного фонда Российской Федерации, но однозначного мнения нет даже среди судей Верховного Суда (часть из которых также вынуждены были выбирать между указанной надбавкой и заработанной "до судейства" пенсией).
Автор законопроекта полагает, что Государственная Дума принимала решение о введении указанной надбавки, имея в виду, что эта надбавка является не пенсией, а частью вознаграждения за выполняемый труд, аналогично тому, как у иных государственных служащих возрастают выплаты в зависимости от стажа нахождения на госслужбе (процентная надбавка за выслугу лет, только у судей законом предусмотрена "одна ступенька" этой процентной надбавки).
Дополнительный аргумент в пользу того, что указанная надбавка не является пенсией - содержащаяся в статье 7 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" норма: "Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию". Судьи же получают указанную надбавку только в период нахождения в должности судьи.
Поскольку в правоприменительной практике возник вопрос толкования нормы закона, необходимо уточнение спорной нормы, данное законодателем.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2001 года N 17-П (по делу о проверке конституционности двух постановлений Государственной Думы) вопросы, связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями положении закона, подлежат урегулированию Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов.
Автор законопроекта полагает, что разъяснение вышеназванной спорной нормы закона может быть достигнуто путем включения в эту норму слов о том, что надбавка не является пенсией. В то же время автор не исключает возможности внесения каких-либо других текстуальных изменений в закон, которые повлекли бы тот же результат, а именно - что правоприменитель не смог бы считать надбавку судье за выслугу лет пенсией.
Принятие законопроекта позволит защитить судей, имеющих перед государством и обществом иные, кроме судейских, заслуги, за которые им назначена "не судейская" пенсия. При этом следует иметь в виду, что при уходе судьи в отставку он в соответствии с законом приобретает право на судейскую пенсию (назначаемую в форме пожизненного ежемесячного содержания), но в соответствии с общим принципом "только одна пенсия" при этом он должен будет выбрать, какую пенсию ему получать - общую или судейскую, но только одну. Это действующее правило предлагаемым законопроектом не изменяется.
Поскольку законопроект не предусматривает каких-либо изменений правового регулирования, а только дает уточнение, дополнительных расходов из федерального бюджета принятие законопроекта не повлечет.
Принятие федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"
Законопроект не предусматривает каких-либо изменений правового регулирования, а только дает уточнение, поэтому дополнительных расходов из федерального бюджета принятие законопроекта не повлечет.
Принятие федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.