Комментарий к приказу Минфина России от 11.07.2005 N 85н
"Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших
налогоплательщиков"
1. Правовое регулирование взаимоотношений налоговых
органов и крупнейших налогоплательщиков
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Минфином России утверждается положение о территориальных органах ФНС России.
В настоящее время соответствующий приказ подготовлен, и одним из приложений к этому приказу является положение о межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Согласно приказу межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - межрегиональная инспекция) находится в непосредственном подчинении ФНС России. Создание каких-либо территориальных подразделений внутри такой инспекции не предусмотрено.
Основная задача межрегиональной инспекции - контроль и надзор за соблюдением законодательства крупнейшими налогоплательщиками, относящимися к определенной сфере деятельности (отрасли). В этих целях межрегиональная инспекция вправе вести учет крупнейших налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов по каждому из них, анализировать информацию о деятельности крупнейших налогоплательщиков, организовывать и проводить мероприятия налогового контроля*(1).
Приказ подлежит регистрации в Минюсте России, что позволит создать правовую основу деятельности налоговой инспекции и разграничить компетенцию между территориальными налоговыми органами.
Кроме того, должностные обязанности сотрудников и взаимодействие налоговых органов с иными органами власти и с налогоплательщиками будут отражены в административных регламентах ФНС России.
На основании абзаца третьего п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) издан приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" (зарегистрирован в Минюсте России 28.07.2005, регистр. N 6834), который заменяет аналогичный приказ МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.
Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н регулирует исключительно деятельность звеньев системы налоговых органов: действия по передаче материалов о крупнейшем налогоплательщике от инспекции, в которой он состоит на учете по месту своего нахождения, в межрегиональную (межрайонную) инспекцию. Передаче подлежат также данные лицевых счетов налогоплательщика*(2). Тем самым сохраняется понятие "особенности учета крупнейших налогоплательщиков", включающее новое основание постановки на учет и место новой постановки на учет.
Приказ Минфина России учитывает выводы ВАС РФ, решением которого от 25.11.2004 N 7448/04 признан частично не соответствующим НК РФ приказ МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.
ВАС РФ признал неправомерным аннулирование Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После вступления в силу поправок, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должно выдаваться по месту нахождения организации.
В приказе Минфина России от 11.07.2005 N 85н не предусмотрено введение новой формы свидетельства. Форма Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, которая формально еще сохраняла свое действие в приказе МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319, утратила силу с момента вступления в силу приказа Минфина России от 11.07.2005 N 85н.
Крупнейшему налогоплательщику будет направляться только уведомление о его постановке на учет в этом качестве с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@.
Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим в настоящее время сгруппированы по двум признакам:
1) показатели финансово-экономической деятельности (объем начислений федеральных налогов и сборов, объем выручки);
2) размер активов, объем производства (реализации) продукции и отношения взаимозависимости.
Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим определяют уровень администрирования - федеральный или региональный. Однако допускается администрирование в налоговом органе по месту нахождения организации с возложением функций налогового контроля на УФНС России по субъекту Российской Федерации.
Данные критерии закреплены приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@, который признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации. Соответствие подготовки приказа предъявляемым требованиям*(3) подтверждено ВАС РФ в вышеприведенном решении.
2. Необходимость дополнительного законодательного регулирования
налогового контроля крупнейших налогоплательщиков
В последнее время произошли определенные изменения в административном законодательстве, в частности в законодательстве, регулирующем деятельность налоговых органов. Однако законодательство, которое регулирует взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, осталось без изменений. Безусловно, крупнейшие налогоплательщики объективно требуют повышенного внимания со стороны государства. Но действующее законодательство о налогах и сборах не только не отвечает потребностям налогового контроля, предназначению налоговых инспекций, создаваемых для контроля за крупнейшими налогоплательщиками, но и создает сложности в реализации налогоплательщиком своих прав и исполнении им своих обязанностей*(4).
Для разрешения возможных конфликтов могут быть приняты следующие меры.
Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим должны быть закреплены законодательно. Необходимо установить виды критериев и их минимальный (максимальный) показатель на определенный срок. Показатели в этих пределах могут быть конкретизированы подзаконным актом. Эта мера создаст определенную стабильность в деятельности налогоплательщиков, исключит избирательность применения критериев. Налогоплательщик будет знать, что при соответствии установленным законом критериям отнесения к крупнейшим налогоплательщикам у него возникнет новый правовой статус.
Формы и методы налогового контроля исчерпывающим образом закреплены в НК РФ. Учет налогоплательщиков в межрегиональных инспекциях приводит к изменению порядка реализации этих форм и методов.
Так, место сдачи деклараций и расчетов по отдельным налогам определено НК РФ как место нахождения налогоплательщика, место регистрации объектов налогообложения или как место учета налогоплательщика.
Предлагается отказаться от привязки места сдачи отчетности к месту учета налогоплательщика. Данная мера должна быть реализована не только в отношении крупнейших налогоплательщиков, но и применительно ко всем налогоплательщикам.
Необходимо внедрение обязательной электронной формы сдачи налоговой отчетности (по телекоммуникационным каналам связи).
Конституционный Суд Российской Федерации допустил в постановлении от 16.07.2004 N 14-П правомерность закрепления форм, методов, сроков проведения налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков и специфики налогообложения.
В отношении крупнейших налогоплательщиков особенности налогового контроля могут учитывать применение методики расчетов трансфертных цен, расчета налогов по данным, находящимся у налогового органа в отношении аналогичных налогоплательщиков, и т.д.
С.В. Разгулин,
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. При этом в состав проверяющей группы могут быть включены сотрудники иных налоговых органов, в том числе по месту нахождения налогоплательщика.
*(2) Согласно решениям ряда арбитражных судов лицевые счета - это внутренний учет налоговых поступлений в налоговых органах, который не затрагивает прав и обязанностей налогоплательщиков.
*(3) Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
*(4) Затраты, которые несет налогоплательщик, относятся на расходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1