Для внедрения МСФО нужен компромисс
Большинство крупных компаний применяют МСФО, исходя из требований инвесторов. При этом составление отчетности по международным стандартам не освобождает организации от учета в соответствии с ПБУ. Кроме того, использование МСФО пока что не имеет правовой основы.
В октябре Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (НСФО) провел круглый стол. На обсуждение его участников был вынесен доклад "Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности на смежные области государственного регулирования". Но в основном на заседании обсуждали юридический механизм перехода на МСФО и сферу их применения.
Среди приглашенных были представители правительства, руководители финансовых служб различных компаний, преподаватели высших учебных заведений и аудиторы.
Двойная работа
Круглый стол открыл Игорь Сухарев, заместитель директора департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК", руководитель рабочей группы НСФО по подготовке доклада. Он обрисовал ситуацию, которая сложилась в настоящее время. Фирмы, ориентирующиеся на инвесторов, должны составлять отчетность по МСФО, потому что действующая система бухучета не может сформировать достоверную финансовую отчетность. При этом налоговая служба требует от организаций отчитываться по ПБУ. По сути, налоговые инспекторы являются основными потребителями отчетности по российским стандартам. Но с отделением налогового учета в главе 25 Налогового кодекса и это направление использования отчетности становится маловостребованным. В этих условиях компании вынуждены делать двойную работу, отчитываясь сразу по двум разным стандартам. Поэтому необходимо прийти к такому варианту, который устраивал бы большинство пользователей информации. Г-н Сухарев сказал, что многие клиенты хотят так вести бухгалтерский учет, чтобы сразу составлять отчетность по МСФО. Он говорил, что принципиальных расхождений между российскими ПБУ и международными стандартами не так уж много.
Варианты перехода
Никто из присутствующих не усомнился в необходимости внедрения МСФО. Все сошлись во мнении, что сейчас главное - это выбрать способ. Игорь Сухарев рассказал о том, какие рассматривались варианты развития нормативной базы для перехода на МСФО. Предлагалось оставить составление отчетности на усмотрение фирмам, использовать оригинальные иностранные документы или применять официальный перевод. Также были предложения установить национальные стандарты, реализующие требования, или, наконец, оставить все, как есть сейчас. То есть национальные стандарты, не отвечающие требованиям международных стандартов.
Однако, по словам г-на Сухарева, в ходе работы были выделены два основных способа. Первый - негосударственное ведомство принимает официальный перевод МСФО на русский язык. В переходный период будут действовать обе системы стандартов. Затем национальные стандарты отменяются. Второй вариант - негосударственное ведомство принимает национальные стандарты, нацеленные на реализацию требований МСФО. Фирмы работают только по "родной" системе. Но эта система должна позволять им под составленной отчетностью обоснованно ставить "ярлык соответствия МСФО".
Последний вариант г-ну Сухареву кажется более предпочтительным. Конечно, у этих альтернатив есть свои достоинства и недостатки. Главным недостатком первого варианта является проблема авторских прав на сами стандарты и их переводы. Причем переводы должны точно соответствовать оригиналу.
Если все-таки правительство выберет принятие официального перевода, то нужно определить, какие именно стандарты переводить. Существует две версии МСФО: Лондонского комитета (полная) и Евросоюза (с небольшими изъятиями). Олег Аскери, директор Института профессиональных управляющих, выступил за перевод стандартов, принятых Комиссией ЕС. Он разъяснил, что нормативные акты Евросоюза - это бесплатный источник. Их можно использовать по своему усмотрению, не нарушив авторских прав. А Лондонскому комитету необходимо платить роялти за использование их версии МСФО.
Виталий Палий, член экспертного совета фонда НСФО, выступил за обязательный перевод международных стандартов. Из его выступления не было ясно, какая версия МСФО ему кажется наиболее подходящей. Главная мысль состояла в том, что "если мы хотим применять МСФО, то мы должны ввести их в правовое поле страны". По словам г-на Палия, государственное ведомство, ответственное за переход на МСФО, должно перевести стандарты на русский язык. Его не смущают возможные неточности перевода. "Если мы даже ошибемся на десятую процента, то это будет лучше, чем у нас вообще ничего в правовом поле не будет. Я думаю, что спор о точном переводе английских терминов международных стандартов беспредметен", - говорил г-н Палий.
Сфера применения
На круглом столе не обошлось без упоминания о пресловутом законопроекте о консолидированной отчетности. Игорь Сухарев затронул в своем докладе и эту тему. Он пришел к выводу о нецелесообразности применения МСФО только к консолидированной отчетности. Ведь консолидация - только одна из операций бухучета. "Если этот законопроект пройдет, то это будет не шагом на пути внедрения МСФО, а дополнительным препятствием. Эта идея не подкреплена механизмом реализации, поэтому полностью дискредитирует себя", - сделал вывод докладчик.
В дополнение к словам выступавшего депутат Андрей Буренин сообщил о судьбе законопроекта. Оказывается, вопрос стоит уже не об исправлении документа, а о возвращении в первое чтение или об отзыве. Ведь в тексте документа упоминаются МСФО. А как в нашем правовом пространстве можно пользоваться "чужеродным" документом, созданным некоммерческой иностранной организацией?
Однако были и противоположные мнения. Ольга Соловьева, доцент экономического факультета МГУ, недоумевала, неужели вся Европа пошла по неверному пути, когда решила ввести МСФО только для консолидированной отчетности. На этот вопрос г-н Сухарев ответил так: "ЕС пошло по этому пути, чтобы избежать проблемы инкорпорирования МСФО в национальную систему стандартов". Дело в том, что в каждой стране ЕС приняты собственные стандарты для индивидуальной отчетности. Внедрение в них МСФО повлечет проблемы с налогообложением. Консолидированная отчетность до сих пор не использовалась госорганами европейских стран, поэтому они легко отдали ее на "попечение" МСФО. Но индивидуальная отчетность - предмет интересов государства, и вопросы ее регулирования рассматриваются гораздо ответственнее. С этим и связано такое ограничение сферы внедрения МСФО в ЕС.
Итог встречи подвел г-н Буренин, справедливо отметив, что участники так и не пришли к единому мнению по поводу перехода на МСФО.
А. Андрющенко,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 21, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.