"Женский портрет в интерьере банка"
(интервью с Н. Пастуховой, вице-президентом Европейского
трастового банка)
За прошедшие полтора десятка лет отечественная банковская система выделила немало успешных, перспективных и просто, по-человечески, очень интересных людей.
Тех, о ком принято говорить: личность. Именно таким людям и посвящена наша новая рубрика.
Не случайно первой нашей героиней стала женщина. И потому, что это - мартовский номер. И потому, что российская банковская система, что называется, держится на женских плечах. Так уж повелось с "дорыночных" времен, когда профессии экономиста или бухгалтера считались все-таки женскими. С тех пор общество приобрело по преимуществу жесткий мужской характер - тем интереснее узнать, как в этом суровом мире живется и работается тем женщинам, кто сумел проявить себя на банковском поприще.
Итак, знакомьтесь - вице-президент Европейского трастового банка Наталья Пастухова.
Фрагмент из досье.
Наталья Сергеевна Пастухова курирует в Европейском трастовом банке вопросы, связанные с ипотекой. Кроме того, она - заместитель председателя Комитета по ипотечному кредитованию Ассоциации российских банков. В середине 90-х Наталья Пастухова была одним из директоров Фонда "Институт экономики города", где также занималась проблемами развития ипотеки. В деловой среде кандидат экономических наук Н. Пастухова считается одним из наиболее авторитетных экспертов в этой области.
- Наталья Сергеевна, мне как-то не доводилось встречать человека, изначально мечтавшего о банковской карьере. Как правило, дети собираются стать космонавтами или пожарными, учителями или врачами, наконец, актерами или журналистами... Что вас привело в банковскую среду?
- Ну, во-первых, я закончила экономический факультет МГУ. А к этому выбору меня привела некоторая раздвоенность. С одной стороны, мне хорошо давалась математика, а с другой - я увлекалась гуманитарными науками, в том числе историей вообще и историей искусства в частности. Однако и то, и другое по отдельности мне казалось несколько отвлеченным от реальной жизни, хотелось чего-то более конкретного. И в какой-то момент я поняла, что экономика - это вполне органичное сочетание гуманитарных представлений и точных наук. И сочетание очень интересное.
Диплом я писала по программно-целевому управлению и увлеклась этой темой. Тогда, задолго до перестройки, она была достаточно новой и, как показало время, очень перспективной. Кандидатскую готовила в аспирантуре Института системных исследований (сейчас это Институт системного анализа РАН), причем связана она была с управлением комплексными строительными проектами. Отчасти этот выбор был навязан обстоятельствами - институт строился, и приходилось поддерживать тесные контакты с подрядчиками.
А потом случилась перестройка, и все стало очень быстро меняться.
Мы тогда много занимались передовым зарубежным опытом, пытаясь внести все лучшее в решение проблем акционирования, создания кооперативов, в подготовку соответствующих законов. Вообще это было очень интересное время, когда практика, словно губка, вбирала в себя какие-то теоретические представления и становилась богаче просто на глазах. Очень скоро стало ясно, что новые структуры, особенно в бизнесе, не просто впитывают теорию, но идут дальше...
Так что когда меня пригласили на работу в Сбербанк, я уже внутренне была к этому готова, потому что оказалась перед опасностью разрыва между теоретическими воззрениями, полученными из зарубежных источников, и живой практикой, которая стремительно развивалась в России. А в кредитном управлении Сбербанка в ту пору создали отдел перспективной кредитной политики, где занимались, в частности, ипотечным кредитованием.
- Но ведь ипотеки тогда еще и в помине не было?
- Действительно, ипотеки как таковой не было, но уже вступил в силу закон о залоге и начиналась работа (по большей части теоретическая) по развитию банковской розницы, в том числе потребительского кредитования. Одним из важных направлений стала разработка жилищных программ, включая предоставление кредитов на покупку жилья. Ведь уже ясно было, что государственное кредитование этой сферы катастрофически и целенаправленно сокращается. Тогда господствовал постулат, что рынок сам должен определить и задачи жилищного сектора, и средства для их решения...
Вот, собственно, с тех пор - с 1993 года, я и занимаюсь проблемами ипотеки, с которыми связана вся моя работа в банках.
- Научную работу принято считать кабинетной, тогда как банковская деятельность предполагает постоянные контакты. Пришлось ли вам с переходом в банк как-то перестраивать себя?
- Мне кажется, моя работа и изначально кабинетной не была... А уж сейчас, несомненно, большая часть времени посвящена именно общению - и с сотрудниками банка, и с партнерами, которых немало: от инвесторов и рефинансирующих организаций до застройщиков и клиентов. Работа в комитете АРБ предполагает участие в деятельности различных экспертных групп по развитию законодательной базы ипотеки. Плюс к этому не забывайте о социальном значении ипотеки - она интересует не только деловых людей, но и журналистов, и рядовых граждан.
- Общение, как говорил Сент-Экзюпери, одна из главных человеческих радостей. Однако избыток контактов, свойственный многим публичным видам деятельности, может и утомлять, и раздражать?
- Общение не утомляет, если сталкиваешься с людьми, разделяющими твои идеи или воззрения. С ними всегда можно найти общий язык.
Впрочем, даже если позиции разнятся, но человек толковый, деловой и нацелен на то, чтобы развивать свой бизнес на долговременной основе, в конце концов все равно находятся точки соприкосновения.
Вообще любой новый контакт обогащает... Тем более когда в результате удается решить какую-то проблему - это всегда позитивно. Есть результат - значит, сделан еще один шаг вперед.
- А если результата нет или он совсем не тот, какого вы ожидали? Способны ли подобные разочарования и вообще служебные неприятности выбить вас надолго из колеи?
Естественно, как и у любого человека, случаются трудности, проблемы, которые не удается решить именно в этот момент. Но если бы это надолго выбивало бы меня из колеи... С таким отношением в бизнесе не живут, он ведь весь соткан из подобных проблем. Тут нужно быть - во всяком случае, стараться быть - оптимистом, человеком конструктивно и позитивно заряженным. Даже если из-за какой-то проблемы плохо спишь по ночам и думаешь о ней столько, что зацикливаешься... Мне кажется, главное здесь сохранять определенный внутренний настрой, сказав себе: эта проблема - из тех, которые можно решить. Ведь если ты ощущаешь, что действуешь правильно, идешь в верную сторону, рано или поздно найдутся те, кто думает и начинает действовать в том же направлении. Жизнь так устроена, и в этом, наверное, философия космоса... если идешь по правильному пути, то все этому способствует. Хотя периодически и могут возникать на этой дороге какие-то препятствия.
- Обычно, желая выяснить отношение собеседника к своему делу, его спрашивают, хотел ли бы он, чтобы его дети пошли по этой же стезе? Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Да, я рекомендовала бы своим детям работать в банке, хотя, правда, и сын, и дочь выбрали другие сферы деятельности. Но речь здесь не о содержании работы - я бы не стала как-то отделять банковское дело от других видов бизнеса, по сути между ними принципиальных различий нет. Здесь другой вопрос. Банк - хорошо выстроенная и хорошо регулируемая организация, которая не просто дисциплинирует, но помогает молодому человеку строить карьеру именно за счет его профессиональных качеств. Способный экономист, юрист - любой специалист имеет в банке возможность достичь профессиональных и карьерных высот, если просто будет свои способности развивать и углублять. То есть он сделает карьеру за счет своих лучших качеств, а не потому, что станет приспосабливаться, интриговать, подхалимничать... Конечно, всякое бывает и в банках, но это скорее исключения, нежели правило.
- А вас не смущает то обстоятельство, что любой мало-мальски заметный скандал в банковской сфере мгновенно вызывает широкий и весьма негативный общественный резонанс? Не обижает такая несправедливость?
Думаю, здесь все зависит не от того, где человек работает, а от того, как он работает и какой он человек. Если то, что ты делаешь, согласуется с общечеловеческой моралью, не нарушает твоих внутренних устоев, то почему ты должен принимать на себя чью-то вину? Если я вдруг узнаю, что кто-то каким-то образом "подвел" банк и в результате пострадали его партнеры, акционеры, вкладчики, я могу сожалеть об этом, но, личную ответственность за чужие ошибки брать не стану. И к критике отношусь также - она должна быть, во-первых, адресной, а во-вторых обоснованной...
В любой среде, связанной с большими (и особенно чужими) деньгами, время от времени возникают острые ситуации. Вспомните, сколько в начале девяностых было скандалов на фондовом рынке, связанных с "пирамидами", сколько было потом банковских крахов... Сейчас ничего подобного по масштабам нет, потому что финансовая сфера строго и жестко регулируется, что совершенно правильно... Ну, а что касается "остапов бендеров", то их будет тем меньше, чем большее число людей предпочтут нормальный - солидный и долговременный бизнес. И чем более прозрачными и понятными будут наши законы.
- Можно только позавидовать вашему отношению к профессии, ставшей для вас делом жизни. По всем канонам, это - одна из важнейших составляющих загадочного понятия, которое зовется счастьем. Как вы считаете, вам удалось максимально реализовать себя? Сложный вопрос... С одной стороны, думаю, что мне в моей работе немало удается, так что свои способности и знания удается реализовать. С другой, все же нет стопроцентного ощущения, будто удалось полностью реализовать свой потенциал. Возможно, это связано с тем, что бизнес накладывает на женщину определенный отпечаток - может быть, некоторой жесткости или суховатости. И это, конечно, жалко... Я порой смотрю на знакомых женщин-искусствоведов, живущих совсем в ином мире, и думаю, что чем-то нам пришлось поступиться.
- Это - проблема всех деловых женщин. Но все-таки какие-то силы и время на личную жизнь остаются? Соблюдаете ли вы свято субботу и воскресенье, как это принято на Западе?
Да никак я их не соблюдаю. Хотя по возможности стараюсь освободить выходные, потому что для меня это единственная возможность как-то восполнить силы и набраться энергии для предстоящей рабочей недели. Работу домой стараюсь не брать, только не думать-то себя не заставишь. Пытаюсь побольше времени уделить семье, но сейчас, когда дети выросли, понимаю, что все-таки недодала им... Наверняка детям хотелось бы видеть маму чаще - со вкусным супчиком, собственноручно испеченным пирогом.
Правда, по молодости, когда толком и делать ничего не умела, все же находила время принять гостей, наготовить всякого угощения. Гостей люблю и сейчас, но просто не представляю, сумела ли бы я повторить былые кулинарные подвиги.
Конечно, ритм жизни очень ужесточился, и надо время от времени отпускать себя. Поэтому очень люблю путешествовать. Удается это раз, редко - два раза в год, потом долго живу воспоминаниями о новых городах, странах, встречах. А в остальное время стараюсь вырываться "на волю, в пампасы" - то есть за город. Люблю уезжать на дачу, хотя, честно говоря, общественно-полезным трудом не слишком там занимаюсь. Особое удовольствие - посадить крохотную елочку, выкопанную где-нибудь в Карелии или в вологодских лесах и наблюдать, как она растет. Понимаю, что до полной взрослости расти ей полсотни лет, но разве в этом дело?
- Поскольку наша беседа будет опубликована в мартовском номере журнала, никуда не уйти от гендерной проблематики. Существует ли "женский вопрос" в банковском деле и вообще в бизнесе? Труднее ли женщине пробиться на этом поприще?
- Да, я считаю, что женщине труднее. По многим причинам, в том числе и по естественной - в тот творческий период, когда мужчина, получив образование, набирается опыта, женщина, как правило, посвящает несколько лет рождению и воспитанию детей. И это правильно, ибо если она не реализует себя здесь, то неминуемо с годами почувствует себя несостоявшейся и слишком многим пожертвовавшей. Конечно, это время приходится потом восполнять и работать с большей интенсивностью.
Есть и другие сложности. Например, мужской мир, существующий за рамками служебных кабинетов, но тем не менее играющий важнейшую роль именно в бизнес-контактах. Охота, бильярд, гольф, рыбалка - это такие, чисто мужские формы общения, где женщина (при самом добром и уважительном к ней отношении) "своей" себя не почувствует.
Но основная причина - в "мужском характере" современного российского общества, особенно если сравнивать с Европой. Хотя в сравнении, например, с Японией, где нам недавно пришлось побывать в командировке, наши женщины играют значительно большую роль и в бизнесе, и в обществе в целом. Однако сейчас даже в Японии ситуация меняется - по мере развития страны и ее большей открытости. Думаю, будет она меняться и в России. Пока же правила игры диктуют мужчины.
На этой относительно оптимистичной ноте наша беседа закончилась. Приближалась середина предпраздничного дня, когда в большинстве московских офисов уже накрывали столы. А вице-президенту Европейского трастового банка Наталье Пастуховой предстояли еще важные переговоры.
Беседу вела Л. Коваленко
Лирическое отступление.
Наверное, стоило бы послушать, как две деловые женщины с некоторым даже азартом обсуждают, как на небольшом участке земли устроить альпийскую горку, переходящую в японский садик, и чтобы оба эти сооружения разделялись маленьким прудом с изящным мостиком... Иногда мне кажется, что занятие бизнесом просто провоцирует человека на дачные подвиги, ибо нередко в кулуарах банковских конференций мне приходилось слышать, как два солидных банкира обсуждают проблему зимовки роз или задачу выращивания в Подмосковье настоящего южного бамбука. Боюсь, придется открывать в нашем разделе "Качество жизни" специальную дачную рубрику...
"Банковское дело в Москве", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625