"Корпоративный ликвидатор: на смену "частнику"
(интервью с Г. Агапцевым, членом Правления, директором
Департамента ликвидации банков ГК "АСВ")
С конца прошлого года в делах о банкротстве кредитных организаций появилось новшество - функции конкурсного управляющего возлагаются теперь не на "частника", а на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов". Логика ясна - кому, как не преемнику "АРКО", заниматься этим хлопотным делом.
За подробностями же редакция "БДМ" обратилась к члену Правления, директору Департамента ликвидации банков ГК "АСВ" Георгию Агапцеву.
- Георгий Юрьевич, в чем основной смысл нововведения, и кто теперь "банкротит" неудачников?
- Главная суть в том, что прежде процедурой банкротства кредитных организаций занимались частные предприниматели, сейчас - государственная структура - Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Функции конкурсного управляющего Агентство выполняет через своего представителя, которого назначает из числа своих штатных сотрудников.
- Принято считать, что "структура" всегда более неповоротлива, нежели "частник", не приведет ли это новшество к удлинению срока процедуры?
- Как раз наоборот, и в этом мы видим одно из главных преимуществ работы по-новому. С участием корпоративного ликвидатора процесс конкурсного производства неминуемо ускорится: причем не только сократятся сроки, но и взыскание активов выйдет на более высокий уровень. А следовательно, кредиторы банка могут рассчитывать на то, что получат большее количество денежных средств в более короткий промежуток времени.
Кроме того (и это крайне важно для конечного результата) уменьшаются расходы на конкурсное производство - ведь корпоративному ликвидатору по силам одновременно, одними и теми же механизмами, обеспечить не одну, а сразу несколько процедур банкротства. В конце концов частный конкурсный управляющий - физическое лицо, значит, и силы его, и время ограничены, и ему никогда не поднять такой массив работы, как крупной, организованной структуре. Простой пример: сейчас несколько банков, которые ликвидируются с участием Агентства, расположены в одном помещении. И процедурой этой занимается одна команда (например, все банки обслуживает единая бухгалтерия, служба информационно-технологического сопровождения, хозяйственная служба). Понятно, что эта практика позволяет принципиально оптимизировать процесс, перераспределять специалистов, не замыкая на каждом банке свою, отдельную группу.
- Сколько у вас сегодня "подопечных" и есть ли уже какие-то результаты?
- На 4 марта "Агентство по страхованию вкладов" является ликвидатором в двух банках и конкурсным управляющим - в одиннадцати. Поскольку процесс банкротства в них находится пока на начальной стадии, говорить о результатах рано.
Первый этап - прием дел от временных администраций - уже завершен по большинству банков. Агентство организовало переезд в арендуемое помещение, перевезено имеющееся имущество и сейчас проходит его инвентаризация. Организован процесс приема и рассмотрения требований кредиторов. Иными словами, идет нормальная работа, соответствующая начальной стадии процесса.
- Вы получили какие-то дополнительные полномочия по сравнению с прежней практикой частных управляющих?
- В целом полномочия ГК "АСВ" аналогичны полномочиям, которыми был наделен конкурсный управляющий. Но есть весьма существенные отличия: прежде всего Агентство наделено правом самостоятельно устанавливать требования кредиторов. До принятия изменений в законодательство о банкротстве кредитных организаций, кредиторы должны были обращаться в суд, и уже он устанавливал их требования. Такая практика ударяла в первую очередь по интересам вкладчиков: ведь для установления их требований в судебном порядке (вспомните о загруженности наших судей) требовался довольно долгий срок, а значит, затягивалась и процедура выплаты вкладчикам, и процедура банкротства в целом.
Право агентства самостоятельно устанавливать требования кредиторов позволило заметно упростить и сократить процесс во времени. Единственный вариант, когда кредиторам и вкладчикам все же приходится обращаться в суд, это если "АСВ" не согласно с объемом их требований. В этом случае решение по установлению требований выносит суд.
Действующее законодательство также предоставляет Агентству новые полномочия по работе с активами. В Агентстве существует специальное подразделение, которое занимается работой с активами - реализацией их на открытых торгах, взысканием. Новшеством же является то, что Агентство имеет возможность выкупать активы на себя. И это, замечу, еще одно важное преимущество корпоративного ликвидатора перед частным. При этом Агентство будет выкупать только те активы, которые не были реализованы на открытых торгах.
К примеру, мы видим, что у банка существует какой-то достаточно живой актив - но с длительным сроком погашения, либо имущество - сейчас реализовать его сложно, но со временем вполне можно получить от него выгоду. В подобной ситуации мы вправе выкупить активы на себя и тем самым оперативно пополнить конкурсную массу. Впоследствии мы можем взыскать этот долгосрочный кредит, реализовать недвижимость и так далее. А раз конкурсная масса становится весомее, у кредиторов появляется шанс вернуть больше денег, что, в свою очередь, также ускоряет процесс ликвидации.
При этом являясь некоммерческой организацией, Агентство не преследует извлечение прибыли от проведения этих операций. Замечу кстати, что прежде активы, которые невозможно было реализовать на открытых торгах, просто-напросто списывались, хотя с ними можно было еще работать.
- Итак, сотрудники ГК "АСВ" ведут процедуру банкротства, агентство их контролирует...
А кто контролирует саму корпорацию?
- Вы коснулись одного из наиболее существенных отличий нынешнего закона о банкротстве от предыдущего. В первую очередь корпоративный государственный ликвидатор подотчетен своему высшему руководящему органу - Совету директоров (куда входят представители и правительства, и Банка России). Также деятельность Агентства как организации, имеющей в своем распоряжении бюджетные средства, контролируется Счетной палатой.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством мы готовим весьма объемную отчетность о ходе конкурсного производства, причем отчитываемся мы перед всеми участниками дела о банкротстве: кредиторами банка, Банком России, арбитражным судом. Комитет кредиторов так же, как и раньше, контролирует нашу деятельность.
- Вы упомянули, что корпоративный государственный ликвидатор обязан отчитываться в том числе и перед кредиторами - что имеется в виду?
- Банкротство кредитной организации, особенно когда речь идет о банке с заметным объемом розницы, как правило, вызывает общественный резонанс, поскольку "жертвами" этого события оказывается немало рядовых граждан. Думаю, здесь даже не стоит примеры приводить, у всех они на памяти: Поэтому дальнейшая судьба рухнувшего банка интересует его кредиторов и в том числе наиболее социально незащищенную часть кредиторов банка - вкладчиков. Кредиторы вправе знать перспективы возврата своих сбережений. В этом смысле наш главный принцип - открытость, никакой "кулуарности" в делах о банкротстве быть не должно. Мы, например, организовали прием населения, где люди могут получить необходимые консультации, информацию об их правах, механизмах реализации этих прав. Также организовано предоставление информации кредиторам по телефонам "горячей линии".
Есть и другие формы предоставления отчетности заинтересованным лицам. Скажем, в ходе конкурсного производства в соответствии с требованиями законодательства мы обязаны разместить в средствах массовой информации значительное количество публикаций, в которых содержится информация о ходе конкурсного производства. В частности, мы обязаны опубликовать информацию о результатах инвентаризации имущества ликвидируемой кредитной организации, о расходах при осуществлении конкурсного производства, о погашении требований кредиторов и т.д. Еще раз повторю: абсолютно все шаги конкурсного управляющего являются открытыми, прозрачными, и кредиторы имеют возможность получать любую информацию о ходе конкурсного производства, что раньше было, мягко говоря, проблематично. Вообще-то порой кредиторы, как ни старались, никакой информации получить не могли: ни когда начинаются выплаты, ни каким будет объем этих выплат. Сейчас же мы обязаны публиковать все шаги конкурсного производства.
- Помогает ли вам в нынешней деятельности опыт "Агентства по реструктуризации кредитных организаций"?
- Разумеется, помогает. Собственно, саму эффективность государственного конкурсного управляющего мы доказали еще в пору деятельности "АРКО". Так, в рамках реструктуризации мы провели банкротство "Кузбасспромбанка". Помнится, когда мы приступали к процедуре, независимые эксперты считали, что первая очередь вкладчиков получит не более 50-70% от суммы вклада, а остальные - вообще ничего. Этих пессимистических ожиданий мы не оправдали: вкладчики и лица, перед которыми банк имел задолженность по оплате труда, вернули свои деньги полностью, а залоговые кредиторы - более 80% от суммы требований. Добавлю, что затраты на конкурсное производство оказались в десять раз меньше суммы, полученной кредиторами. И еще один факт - на конкурсное производство мы потратили чуть больше года.
О. Прокопьева
"Банковское дело в Москве", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625