Законодательные основы муниципального управления.
Реализация Федерального закона
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) является основой развития местного самоуправления в РФ. Со дня его официального опубликования вступили в силу переходные положения, предусматривающие более чем двухлетний период подготовки, предваряющий введение Федерального закона N 131-ФЗ в действие в полном объеме. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внес изменения в 66 законодательных актов по вопросам деятельности органов местного самоуправления (ОМС). Рассмотрим реализацию их положений муниципальными органами.
Субъекты РФ в 2004 г. устанавливают границы муниципальных образований и наделяют их статусом. Важна совместная работа с субъектом РФ по реализации федеральных законов в свете плана основных мероприятий по реализации Федерального закона N 131-ФЗ.
Основной задачей органов управления является обеспечение согласованных действий структурных подразделений администрации, рабочих групп, заинтересованных организаций, общественных объединений по реализации закона.
Целевая программа "Совершенствование управления государственной, муниципальной службой и реформирование местного самоуправления в 2005-2010 годах" позволяет координировать совместные действия по реализации федерального законодательства всех ветвей и уровней власти.
В практической работе по реформированию органов местного самоуправления выделим три этапа.
Этап 1. Подготовительные действия.
Этап 2. Планирование изменений.
Этап 3. Переход к реальному муниципальному образованию (городской округ), имеющему четкий перечень вопросов ведения, объектов собственности, свою налоговую базу и самостоятельный бюджет.
Этап 1. Подготовительные действия
На первом этапе изучалась нормативная база по вопросам реформирования ОМС и полномочий городского округа (структура ОМС) (см. схему 1).
Схема 1.
/-----------------------\ /------------------------\
|Органы, наличие которых| |Органы, наличие которых |
/-| обязательно |-\ |не является обязательным|
| \-----------------------/ | \------------------------/
/-----------\/----------\/---------------\ /-----------\ /--------------\
|Глава муни-||Представи-||Местная админи-| |Контрольный| |Иные органы |
|ципального ||тельный ||страция (испол-| |орган муни-| |местного само-|
|образования||орган му-||нительно-распо-| |ципального | |управления, |
\-----------/|ниципаль- ||рядительный ор-| |образования| |предусмотрен- |
|ного обра-||ган муниципаль-| \-----------/ |ные уставом |
|зования ||ного образова- | |муниципально- |
\----------/|ния) | |го образова- |
\---------------/ |ния |
\--------------/
В составе ОМС городских округов имеются обязательные ОМС. Кроме них имеется контрольный орган муниципального образования - Счетная палата и Избирательная комиссия муниципального образования.
Законодатель определил наибольший перечень вопросов местного значения для городского округа - 27 (муниципальный район - 20; поселения - 22). По новому закону, из компетенции ОМС исключены некоторые вопросы ведения, но значительно большее количество вопросов добавлено.
По новому закону из компетенции местного самоуправления исключаются:
финансовое обеспечение образовательного процесса в школах;
специализированная медицина (профильные больницы);
обеспечение социальной поддержки населения (детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, дома временного пребывания и т.п.);
обеспечение санитарного благополучия населения;
регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения;
содействие занятости населения;
координация участия предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования;
получение платежей от пользования природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования;
выдача кредитов;
выпуск муниципальных лотерей;
создание муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений;
право представительных органов местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном (представительном органе) субъекта РФ.
По новому закону, в компетенцию местного самоуправления добавляется:
организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования;
обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
организация освещения улиц и установки указателей с названием улиц и номерами домов;
установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
организация отдыха детей в каникулярное время;
ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;
организационное и материально-техническое обеспечение муниципальных выборов и местного референдума;
создание условий для организации досуга жителей;
содержание и строительство мостов и иных транспортных инженерных сооружений;
использование и охрана городских лесов, расположенных в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов;
организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения;
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест отдыха населения;
осуществление международных и внешнеэкономических связей;
организация предоставления дополнительного образования;
опека и попечительство;
организация библиотечного обслуживания населения.
По новому закону, в компетенции местного самоуправления изменяется:
организация строительства муниципального жилищного фонда;
создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
создание условий для предоставления транспортных услуг населению;
организация мероприятий по охране окружающей среды;
организация охраны общественного порядка муниципальной милицией.
Проведен анализ существующих границ и состава муниципального образования - представительный орган принял решение "Об изменении границ муниципального образования", в соответствии с которым признано необходимым изменить границы муниципального образования, определено картографическое описание.
Проведена ревизия управленческих функций структурных подразделений администрации и законодательных актов по выполнению вопросов ведения. Ведется работа по уточнению функций органов местного самоуправления согласно изменениям, вносимым в законодательные акты.
Поставлены цели проектирования будущей структуры администрации городского округа: обеспечить распределение властных полномочий и ответственности по вертикали, координацию деятельности структурных подразделений для достижения единых целей, способствовать эффективной работе с информацией, поступающей от горожан и руководителей муниципальной службы, сформировать эффективную систему контроля.
Распоряжением администрации города утвержден план мероприятий органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и упомянутого Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Этап 2. Планирование изменений
Изменения планируются по следующим направлениям:
подготовлен проект устава города (городского округа). До 1 июля 2005 г. проводилась необходимая работа по обсуждению и принятию Устава муниципального образования - городской округ в соответствие с требованием Федерального закона N 131-ФЗ;
формируется перечень нормативных правовых актов ОМС, необходимых для реализации закона, готовится обсуждение и рассмотрение проектов нормативных правовых актов;
на основании ст. 16 и 17 Федерального закона N 131-ФЗ выделено 6 блоков взаимосвязанных вопросов местного значения городского округа (комплексы вопросов).
Финансово-экономический комплекс нацелен на обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципального образования. В данном блоке закреплена ответственность за прогнозирование и планирование социально-экономического развития территории, формирование и исполнение бюджета, взаимодействие с хозяйствующими субъектами, определение налоговой базы бюджета, формирование и размещение в рамках расходной части бюджета сводного муниципального заказа, формирование инвестиционной политики города. К этому комплексу отнесены следующие вопросы и полномочия местного значения (подп. 1, 2, 7, 15 п. 1 ст. 16; подп. 4, 6, 8 п. 1 ст. 17; ст. 52, 54, 55, 58, 59, 62, 63, 65):
формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета (подп. 1 п. 1 ст. 16);
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа (подп. 2 п. 1 ст. 16);
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (подп. 7 п. 1 ст. 16);
создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (подп. 15 п. 1 ст. 16);
установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (подп. 4 п. 1 ст. 17);
принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 6 п. 1 ст. 17);
осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами (подп. 8 п. 1 ст. 17).
Комплекс "Муниципальная собственность" предусматривает ответственность за эффективное использование муниципальной собственности, включая собственность на землю и за формирование имущественной части доходов бюджета. К этому комплексу отнесены следующие вопросы и полномочия местного значения (подп. 3, 26 п. 1 ст. 16; подп. 3 п. 1 ст. 17; ст. 51):
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (подп. 3 п. 1 ст. 16);
утверждение правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа (подп. 26 п. 1 ст. 16);
создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждение, формирование и размещение муниципального заказа (подп. 3 п. 1 ст. 17).
Комплекс "Городское хозяйство" предусматривает ответственность за жизнеобеспечение города (ЖКХ, коммунальная энергетика, транспорт, дороги, содержание территории города). К этому комплексу отнесены следующие вопросы и полномочия местного значения (подп. 4-7, 18, 23-27 п. 1 ст. 16):
организация в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (подп. 4 п. 1 ст. 16);
содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (подп. 5 п. 1 ст. 16);
организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (подп. 6 п. 1 ст. 16);
организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (подп. 7 п. 1 ст. 16);
охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения, расположенных в округе (подп. 18 п. 1 ст. 16);
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подп. 24 п. 1 ст. 16);
организация благоустройства и озеленения территории городского округа и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа (подп. 25 п. 1 ст. 16);
планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение землеустроительной и градостроительной документации (подп. 26 п. 1 ст. 16);
организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов (подп. 27 п. 1 ст. 16).
Комплекс "Безопасность" нацелен на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности. В этом блоке закреплена ответственность за поддержание порядка, защиту жизни, здоровья и собственности граждан, охрану их прав и интересов. К этому комплексу отнесены следующие вопросы и полномочия местного значения (подп. 6, 8-12, 21 п. 1 ст. 16):
обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (подп. 6 п. 1 ст. 16);
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (подп. 8 п. 1 ст. 16);
организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией (подп. 9 п. 1 ст. 16);
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (подп. 10 п. 1 ст. 16);
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (подп. 11 п. 1 ст. 16);
организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (подп. 12 п. 1 ст. 16);
опека и попечительство (подп. 21 п. 1 ст. 16).
Социальный комплекс нацелен на реализацию гарантированных услуг населению (социального минимума) муниципального образования. В этом блоке закреплена ответственность за организацию предоставления услуг здравоохранения, образования, дополнительных образовательных услуг, организацию досуговой деятельности и культурной жизни горожан, развитие массовой физической культуры и спорта. К этому комплексу отнесены следующие вопросы и полномочия местного значения (подп. 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22 п. 1 ст. 16):
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (подп. 13 п. 1 ст. 16);
организация оказания на территории городского округа скорой помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (подп. 14 п. 1 ст. 16);
организация библиотечного обслуживания населения (подп. 16 п. 1 ст. 16);
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры (подп. 17 п. 1 ст. 16);
обеспечение условий для развития на территории округа массовой физической культуры и спорта (подп. 19 п. 1 ст. 16);
создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (подп. 20 п. 1 ст. 16).
Организационно-административный комплекс предусматривает ответственность за кадровые вопросы, повышение уровня управляемости структурными подразделениями, качества и оперативности подготовки, принятия и реализации решений, уровня исполнительской дисциплины муниципальных служащих, организационно-нормативного и материально-технического обеспечения деятельности ОМС. К этому комплексу отнесены следующие вопросы и полномочия местного значения (подп. 22 п. 1 ст. 16; подп. 1, 2, 5, 7 п. 1 ст. 17; ст. 10, 11, 12, 31, 34, 35, 37, 42, 43, 50, 53, 77):
организационное обеспечение деятельности:
формирование и содержание муниципального архива (подп. 22 п. 1 ст. 16);
установление официальных символов муниципального образования (подп. 2 п. 1 ст. 17);
организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву выборных лиц, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (подп. 5 п. 1 ст. 17);
кадровое обеспечение деятельности;
информационно-аналитическое обеспечение деятельности:
учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (подп. 7 п. 1 ст. 17);
нормативно-правовое обеспечение деятельности:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (подп. 1 п. 1 ст. 17).
В ходе анализа деятельности администрации и в соответствии с Федеральными законом N 131-ФЗ был определен перечень отраслевых нормативных актов различного уровня, обязывающих ОМС выполнять другие функции, не определенные в данном Законе. Для координации всех видов деятельности администрации города мы разработали систему (дерево) целей, в которой определили функции городского округа с учетом Федерального закона N 131-ФЗ и другого законодательства.
Всего в 6 комплексах вопросов в настоящее время без учета предполагаемых областного законодательства определено 198 функций изменений (табл. 1)
Таблица 1.
Комплекс вопросов | Количество функций | ||
По Федеральному закону от 6 октября 2004 г. |
По другому законодате- льству (без учета из- менений областного за- конодательства) |
Всего | |
Финансово-экономический | 33 | 7 | 40 |
Муниципальная собственность | 18 | 4 | 22 |
Городское хозяйство | 27 | 5 | 32 |
Социальный комплекс | 14 | 16 | 30 |
Безопасность | 10 | 19 | 29 |
Административно-организационный | 31 | 14 | 45 |
Итого: | 133 | 65 | 198 |
В качестве иллюстрации рассмотрим систему целей по комплексу "Безопасность" (схема 2).
Схема 2.
/-----------------------\
|Комплекс "Безопасность"|
\-----------------------/
/-------------------------------------------\
|Цель: обеспечение общественной безопасности|
| и социальной защищенности |
/-----------\ |--------------------------------------------------\
|Поддержание| |Безопасность среды| |Охрана интересов и прав|
|порядка, | | обитания | | граждан |
|защита жиз-| \------------------/ \-----------------------/
|ни, здоро-| | /-------------------\ /-----------\ | /-------------\
|вья и собс-| | |Обеспечение первич-| |Обеспечение| | |Опека и попе-|
|твенности | |-|ных мер пожарной| |малоимущих |--+-|чительство |
|горожан | | |безопасности | |граждан жи-| | |несовершенно-|
|-----------/ | |-------------------| |лыми поме- | | |летних лиц |
| | |Участие в предупре-| |щениями | | \-------------/
| /------------\ |-|ждении чрезвычайных| |-----------/ |
| |Организация | | |ситуаций | |-----------\ | /-------------\
| |охраны обще-| | |-------------------| |Опека и по-| | |Опека и попе-|
\-|ственного | | |Участие в ликвида-| |печительст-| | |чительство |
|порядка му-| |-|ции последствий| |во лиц,| | |совершенно- |
|ниципальной | | |чрезвычайных ситуа-| |признанных | | |летних деес-|
|милицией | | |ций | |судом неде-|----|пособных лиц,|
\------------/ | |-------------------| |еспособными| |нуждающихся в|
| |Организация мероп-| |или ограни-| |попечительст-|
|-|риятий по охране| |ченно деес-| |ве по состоя-|
| |окружающей среды | |пособными | |нию здоровья |
| |-------------------| \-----------/ \-------------/
| |Организация и осу-|
| |ществление экологи-|
\-|ческого контроля|
|объектов производс-|
|твенного и социаль-|
|ного назначения |
\-------------------/
Местные администрации различаются по своей структуре, т.к. не бывает двух одинаковых муниципальных образований. В то же время существует ряд однотипных органов почти во всех муниципальных образованиях. Поэтому должны быть сформулированы некоторые общие подходы, основные принципы, позволяющие, хотя и с учетом местных особенностей, разрабатывать структуры местных администраций на единой методологической основе.
При разработке предложений по оптимизации структуры органов местного самоуправления разрабатываются модельные (примерные) структуры местных администраций в зависимости от категории муниципального образования (см. схему 3).
Схема 3.
Проект структуры администрации городского округа
/-------------------\
|Глава города Тюмени|
\-------------------/
/-----------------------------------------------------------------------------------------\
/-------------\ | /-------------\ /---------------\ /---------------\ /---------------\ /----------------\
| Комплекс | | | Комплекс | | Комплекс | | Комплекс по | | Комплекс по | | Комплекс |
| финансово- | | |Муниципальная| | Городское | |вопросам право-| | социальным | | Информационно- |
|экономический| | |собственность| | хозяйство | |порядка и обес-| | вопросам | | аналитическое |
\-------------/ | \-------------/ \---------------/ |твенной безопа-| \---------------/ \----------------/
/-------------\ | /-------------\ /---------------\ | сности | /---------------\ /----------------\
| Финансы | | |Имущественные| | ЖКХ | \---------------/ |Здравоохранение| |Документационное|
\-------------/ | | отношения | \---------------/ /---------------\ \---------------/ | обеспечение |
/-------------\ | \-------------/ /---------------\ |Экология и ох-| /---------------\ \----------------/
| Экономика | | /-------------\ |Архитектура и| |рана окружающей| | Образование | /----------------\
\-------------/ | |Муниципальная| |градостроитель-| | среды | \---------------/ | Кадровое |
| | земля | |ство | \---------------/ /--------------\ | обеспечение |
| \-------------/ \---------------/ /---------------\ |Дополнительное| \----------------/
| /-------------\ /---------------\ |Милиция общест-| | образование | /----------------\
| | Жилье | |Строительство | |венной безопас-| |и отдых детей | | Правовое |
| \-------------/ \---------------/ |ности | \--------------/ | обеспечение |
| /---------------\ \---------------/ /--------------\ \----------------/
| |Благоустройство| | Массовая физ.| /----------------\
| | и озеленение | | культура и | |Контроль выпол-|
| \---------------/ | спорт | |нения управлен-|
| /---------------\ \--------------/ |ческих решений и|
| | Транспорт | /--------------\ |обращений граж-|
| \---------------/ | Культура | |дан |
| /---------------\ \--------------/ \----------------/
| |Административ- | /--------------\ /----------------\
/---------------\ |ные округа | | Услуги связи,| |Организационное |
| Делегирование | \---------------/ |общ. питания, | | обеспечение |
|государственных| | торговли и | \----------------/
| полномочий | |быт. обслужи- | /----------------\
\---------------/ |вания | | ГО и ЧС |
\--------------/ \----------------/
/----------------\
|Военно-мобилиза-|
|ционные меропри-|
|ятия |
\----------------/
Развитию местного самоуправления препятствуют проблемы экономического и финансового характера, что существенно затрудняет процесс формирования дееспособных органов муниципальной власти. Потребность реализации вопросов местного значения городского округа не всегда обеспечена источниками финансирования. В качестве примера предлагаем результаты расчетов по г. Тюмени (табл. 2).
Таблица 2.
Доходы | Тыс. руб. |
Федеральные налоги | 1406225. |
Местные налоги | 408601 |
Налоги по специальным налоговым режимам | 182118 |
Неналоговые доходы | 192344 |
Итого: | 2189288 |
Расходы | |
Текущие расходы на муниципальные функции | 1508721 |
Строительство | 2871458 |
Муниципальная милиция*(1) | - |
Итого: | 5380179 |
Не обеспечено источниками финансирования - 3 190 891 тыс. руб.
При наличии тех доходных источников, которые определены на сегодняшний день законодательством, город не в состоянии выполнить все возложенные на него обязательства. Для реализации всех определенных полномочий необходима финансовая помощь вышестоящего бюджета, предоставление которой планируется путем выделения средств из региональных фондов (схема 4).
Схема 4.
/------------------------------------------------\
/----|Финансовая помощь местным бюджетам (инструменты)|-----\
| \------------------------------------------------/ |
| | | |
/----------------\ | | | | /---------\
|Фонд финансовой | | | | | |Бюджетные|
|поддержки муни- | | | | | | кредиты |
|ципальных обра- | | | | | \---------/
|зований (ст. 61)| | | |
\----------------/ | | | /-----------------------\
| | | Региональный фонд |
/-------------------\ | | |компенсаций: субвенции |
|Фонд муниципального| | | | на осуществление от- |
| развития (ст. 62) | | | |дельных государственных|
\-------------------/ | | | полномочий (ст. 62) |
\-----------------------/
/---------------------\ /---------------------------\
|Фонд софинансирования| | Иные фонды, в том числе |
| социальных расходов | |Фонд реформирования муници-|
| (ст. 62) | | пальных финансов (ст. 62) |
\---------------------/ \---------------------------/
В свете реализации концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", основной задачей органов местного самоуправления г. Тюмени видится формирование приоритетов бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета.
Для реализации указанной задачи администрация города планирует проведение работы в следующих направлениях:
разработка и использование новых механизмов программно-целевого бюджетирования, постепенный переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами;
оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из выполняемых ими муниципальных функций и задач (изменение организационно-правовой формы учреждений путем реорганизации их в некоммерческие организации);
формирование бюджета на основе разделения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
совершенствование механизма муниципальных закупок, направленного на эффективное и рациональное использование бюджетных средств;
обеспечение сбалансированности бюджета на основе разграничения расходных обязательств и доходных источников на долгосрочной основе.
Этап 3. Переход к реальному муниципальному образованию (городской округ), имеющему четкий перечень вопросов ведения, объектов собственности, налоговую базу и самостоятельный бюджет.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Федерального закона N 131-ФЗ переходный период заканчивается 1 января 2006 г. Предстоит проделать большую работу по привлечению населения к участию в местном самоуправлении, создать муниципальную систему информирования населения, усилить механизмы ответственности местного самоуправления перед населением и повысить уровень кадрового обеспечения органов местного самоуправления.
С.М. Киричук,
член Совета Федерации, кандидат социологических наук,
доцент, профессор кафедры "Муниципальный менеджмент"
Тюменского государственного нефтегазового
университета (ТГНГУ), специалист по социологии
"Право и экономика", N 11, ноябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Объем средств будет определен после принятия специального федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательные основы муниципального управления. Реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
Автор
С.М. Киричук - член Совета Федерации, кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры "Муниципальный менеджмент" Тюменского государственного нефтегазового университета (ТГНГУ), специалист по социологии
Родился 18 мая 1949 г. в г. Бресте. В 1982 г. окончил Уральский электро-механический институт инженеров транспорта; в 2000 г. - аспирантуру ТГНГУ. С 1990 по 2005 г. - Председатель Совета, Глава г. Тюмени.
Автор более 30 научных трудов: "Управление муниципальным образованием", 2001; "Социальный мониторинг в муниципальном управлении", 2004 и др.
"Право и экономика", 2005, N 11