Платежи за пользование лесным фондом
С отменой Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" из действовавшей системы налогов и сборов исчезли лесные подати, т.к. никакие виды платежей за пользование лесным фондом не предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Однако в РФ продолжает действовать система платежей за пользование лесным фондом, урегулированная лесным и иным законодательством, а также подзаконными актами. Цель данной статьи - показать все особенности взимания данных видов платежей, а также выявить их правовую природу.
Правовое регулирование платежей за пользование лесным фондом
Правовую основу исчисления и взимания лесных платежей составляют следующие правовые акты: ЛК РФ; Федеральный закон от 15августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации "(в ред. от 23 декабря 2004 г.)*(1); Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год "(в ред. от 5 июля 2005 г.); постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1601 "Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" (в ред. от 21 апреля 2003 г.)*(2); постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование"*(3); постановление Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда" (в ред. от 20 мая 2005 г.)*(4); постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" (в ред. от 24 сентября 2002 г.)*(5); постановление Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" (в ред. от 8 августа 2003 г.); постановление Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 647 "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий"; Инструкция Госналогслужбы России от 19 апреля 1994 г. N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (с изм. от 8 мая 1996 г.)*(6); приказ Минюста России от 23 января 2002 г. N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)" (в ред. от 24 декабря 2004 г.)*(7); приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении Порядка организации и проведения лесных аукционов."
В соответствии с ЛК РФ лесопользование является платным. ЛК РФ*(8) устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата - когда участки лесного фонда передаются в аренду.
Согласно ст. 86 ЛК РФ граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться.
Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта РФ освобождаются от внесения платы за землю (ст. 103 ЛК РФ).
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование" участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, которые по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда предоставляют указанные участки лесопользователю в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования, предусмотренных лесным законодательством РФ.
Платежи за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель
лесного фонда
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
ЛК РФ (ст. 63), ЗК РФ (ст. 58) предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства. Потери лесного хозяйства возмещаются лицами, которым предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии у них земель лесного фонда. Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 647 утверждены Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, а постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N 455 утверждено Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. В соответствии с п. 2-4 Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, перевод осуществляется в целях:
проведения геолого-разведочных работ, а также геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных и иных работ - на срок проведения указанных работ;
строительства (реконструкции) и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов и других подобных объектов - на срок строительства (реконструкции) и эксплуатации.
Перевод допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства:
в лесах первой группы - на основании решения Правительства РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральным агентством лесного хозяйства;
в лесах второй и третьей групп - на основании решения органа государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в этом субъекте РФ*(9).
В решении о переводе указываются местонахождение участка лесного фонда, его площадь и цель или вид разрешенного использования.
Перевод осуществляется по инициативе граждан и юридических лиц. Лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают в установленном порядке потери лесного хозяйства и убытки лесопользователей, связанные с переводом.
В соответствии с Правилами расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий размер платы за перевод земель определяется на основе соответствующих базовых размеров платы. Базовые размеры платы установлены для резервных лесов третьей группы, дифференцированных по группам древесных пород и по классам бонитета (показателя продуктивности леса).
При расчете размера платы за перевод земель применяются коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы, а также социально-экономических условий в отдельных муниципальных районах субъекта РФ. При расчете размера платы за перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, применяются коэффициенты, учитывающие срок перевода. При продлении срока указанного перевода расчет размера платы производится исходя из первоначальных базовых размеров платы с учетом общего срока перевода за вычетом ранее внесенной платы.
Размер платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, определяется путем умножения базового размера платы за указанный перевод на указанные выше коэффициенты. Размер платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяется путем умножения базового размера платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий на коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы, а также социально-экономических условий в отдельных муниципальных районах субъекта РФ.
Размер платы за перевод земель, занятых питомниками, лесосеменными плантациями и лесными культурами, определяется равным максимальному размеру платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, или за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в муниципальном районе субъекта РФ, где происходит указанный перевод.
При расчете размера платы за перевод земель, не покрытых лесной растительностью, но предназначенных для ее восстановления (гари, вырубки, прогалины, пустыри, погибшие древостои и иные), базовый размер платы определяется исходя из породного состава, обеспечивающего наибольшую продуктивность леса и устойчивость насаждений на данном участке, с применением коэффициента 0,9.
Размер платы за перевод земель, на которых в силу естественно-географических причин не могут произрастать древесные породы или которые заняты рединами, определяется равным 0,75 минимального размера платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, или за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в муниципальном районе субъекта РФ, где происходит указанный перевод.
Размер платы за перевод нелесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяется равным 0,5 минимального размера платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в муниципальном районе субъекта РФ, где происходит указанный перевод. Расчет размера платы за перевод земель осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства в соответствующем субъекте РФ.
Разрешительный порядок лесопользования
Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 24 ЛК РФ). Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст.42 ЛК РФ). В соответствии со ст. 42 ЛК РФ лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до 1 года.
Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта РФ.
Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования - лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" взыскиваются неустойки, в частности:
за заготовку древесины, в том числе на лесосеках, предварительно переданных лесопользователю по актам до получения лесорубочного билета или ордера, при получении лесорубочного билета или ордера, но до приемки лесосеки в натуре, по истечении указанного в лесорубочном билете или ордере срока, а также за заготовку или трелевку древесины после приостановления или прекращения права пользования;
за несвоевременное оформление лесорубочных билетов или ордеров на фактически произведенную рубку;
за самовольную переуступку прав лесопользования по лесорубочному билету или ордеру.
Статья 104 ЛК РФ устанавливает порядок взимания лесных податей, согласно которому лесные подати взимаются за все виды лесопользования. В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства); Перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде РФ содержится в Приложении 1 приказа МПР России от 27 июля 2005 г. N 212;
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства (согласно Письму Рослесхоза от 16 января 1998 г. N БФ-1-17-5/10 понятие "пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства" подразумевает использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий);
пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Лесные подати
ЛК РФ определено, что размеры (ставки) лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда, а арендная плата- на основе ставок лесных податей (ст. 103). В соответствии с положениями ЛК РФ Правительство РФ устанавливает минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Такие ставки утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню "(в ред. от 8 августа 2003 г.)*(10). Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок. В случае заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования минимальные ставки уменьшаются. Так, при прореживании и выборочных санитарных рубках они уменьшаются на 50%, а при других рубках промежуточного пользования - на 30%. Минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда. Минимальные ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании. Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов, а также лиц, которым предоставлены льготы по их уплате. Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу продукции (ресурса), получаемой при пользовании лесным фондом, или за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда.
Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органами государственной власти субъектов РФ. Минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемых по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление. Минимальные ставки лесных податей используются также при организации лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче лесного фонда в аренду и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Форма внесения лесных податей определяется в разрешительном документе по каждому объекту пользования.
Ставки лесных податей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со ст. 46 и 47 ЛК РФ, или определяются по результатам лесных аукционов. В соответствии со ст. 46 ЛК РФ к полномочиям РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в том числе относится установление видов платежей за пользование лесным фондом, ставок лесных податей (за исключением случаев, установленных ст. 47 ЛК РФ), а также минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. А в соответствии со ст. 47 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, в том числе относится определение ставок лесных податей.
Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, согласно ЛК РФ устанавливаются Правительством РФ. В постановлении Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" (в ред. от 8 августа 2003 г.) утверждаются минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Они состоят из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам, а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).
Лесотаксовые разряды - результат таксации леса, под которой понимают учет леса, его материальную оценку: определение возраста, высоты и диаметра растущих деревьев, запаса древесины, ее годичного прироста, качественная оценка леса. В РФ таксацию проводят при лесоустройстве, отводе лесосек в рубку, инвентаризации леса.
Деловая древесина подразделяется на крупную, среднюю и мелкую. К крупной древесине всех лесных пород относятся отрезки ствола диаметром (в верхнем торце, без коры) свыше 25 см и более, к средней - диаметром от 13 см до 24 см, к мелкой - от 3 см до 12 см. Таксы на деловую и дровяную древесину липы установлены без коры, на дровяную древесину остальных лесных пород - в коре. Необходимо отметить, что минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, регулярно индексируются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год "установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,5.
Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. м и крутизне склона до 20?. Леса по лесотаксовым разрядам распределяются субъектами РФ по представлению лесхозов. Определение лесотаксового разряда квартала (урочища) осуществляется исходя из расстояния от центра квартала до погрузочного пункта древесины. Так, до 10 км - 1 разряд, от 10,1 км до 25 км - разряд, от 25,1 км до 40 км - 3 разряд, от 40,1 км до 60 км - 4 разряд, от 60,1 км до 80 км - 5 разряд, от 80,1 км до 100 км - 6 разряд, от 100,1 км и более - 7 разряд.
Дифференциация ставок платы по разрядам установлена для того, чтобы материально стимулировать лесозаготовителя на освоение удаленных от путей магистрального транспорта лесных массивов за счет уменьшения платы за древесину на корню по мере увеличения расстояния вывозки и роста транспортных расходов. Дифференцированные по градациям расстояний вывозки ставки платы призваны перераспределять дифференциальный доход по положению и обеспечивать равную рентабельность леспромхозам, осуществляющим вывозку древесины с разных расстояний. В ряде случаев действующие минимальные ставки снижаются:
на 20% при проведении выборочных рубок главного пользования;
на 40% при отпуске древесины в насаждениях, поврежденных пожаром, вредителями или болезнями леса, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) угрожает усыхание в ближайшие 2-3 года;
на 50% при отпуске древесины в насаждениях, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) повреждено в результате ветровала и бурелома.
В тех случаях, когда отпуск древесины на корню производится по минимальным ставкам с применением скидок и надбавок, окончательная величина минимальной ставки округляется до 100 руб. за 1 плотный кубометр древесины.
При отпуске древесины в порядке рубок промежуточного пользования корректировка минимальных ставок в зависимости от ликвидного запаса отведенной в рубку древесины на одном гектаре лесосеки не производится. При отпуске древесины на корню в порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта РФ при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта РФ второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.
Порядок взимания арендной платы
Территориальные органы и подведомственные организации Федерального агентства лесного хозяйства до утверждения в установленном порядке ставок лесных податей при предоставлении участков лесного фонда по договорам аренды и (или) в краткосрочное пользование руководствуются с 1 января 2005 г. ставками лесных податей, установленными органами государственной власти субъектов РФ, действовавшими в 2004 г., с коэффициентом 1.1.
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (ст. 105 ЛК РФ). По договору аренды участка лесного фонда, лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (Федеральное агентство лесного хозяйства) или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта РФ (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования (ст. 31 ЛК РФ).
Участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается (ст. 34 ЛК РФ).
Статьей 35 ЛК РФ установлен порядок проведения лесных конкурсов.
На федеральном уровне в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда". Согласно этому акту арендная плата взимается за те же виды лесопользования, что и лесные подати, а именно:
а) за заготовку древесины;
б) за заготовку живицы;
в) за заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
г) за побочное лесопользование (сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев и пасек, заготовку древесных соков, заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
д) за пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
е) за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (ст. 33 ЛК РФ).
Не допускается аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников.
Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды.
Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования.
Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды.
При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню. Арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду.
За древесину, заготавливаемую арендатором при рубках промежуточного пользования на участке лесного фонда, переданном ему в аренду для осуществления рубок главного пользования, арендная плата не взимается.
Арендная плата взимается при длительном пользовании участками лесного фонда.
Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и считается заключенным с момента государственной регистрации (ст. 32 ЛК РФ, п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ).
При возникновении не зависящих от арендатора обстоятельств, приведших к существенному ухудшению условий лесопользования, предусмотренных договором аренды, или состояния участка лесного фонда, арендатор вправе потребовать замены участка (части участка) лесного фонда, либо увеличения размера арендуемого участка, либо соответствующего уменьшения арендной платы, но не ниже уровня годового платежа, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, если иное не предусмотрено законом.
Приказом Министерства юстиции РФ от 23 января 2002 г. N 18 утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса). Согласно этой Инструкции органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать ограничения для договоров аренды. Например, аренда участков лесного фонда в целях разработки химических и биологических препаратов по борьбе с вредителями и болезнями леса, сорной, древесной, кустарниковой и травянистой растительностью леса на территории Московской области запрещается.
Величина арендной платы, как и размер лесных податей, зависит от местоположения арендуемого участка лесного фонда, качества и количества его лесных ресурсов. Согласно договору об аренде арендная плата может включать в себя ряд дополнительных показателей, таких, как добавочные затраты лесопользователя на расширенное воспроизводство изымаемого лесного ресурса.
В соответствии с п. 70 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551, при отпуске древесины на корню на участках лесного фонда, переданных в аренду, в лесорубочном билете по каждой лесосеке указывается стоимость древесины, исчисленная по минимальным ставкам, размер арендной платы в лесорубочном билете не указывается.
При аренде участка лесного фонда за один и тот же вид пользования не могут уплачиваться одновременно и арендная плата, и лесные подати.
В начальный период освоения участка лесного фонда для заготовки древесины (период создания и развития производственных мощностей) размер арендной платы устанавливается в соответствии с объемами заготовки древесины, которые определены в договоре аренды. Продолжительность начального периода освоения участка устанавливается в договоре, однако этот срок не может превышать 3 лет.
При передаче участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставки арендной платы устанавливаются исходя из фактического качества охотничьих угодий, сдаваемых в аренду.
Арендная плата за участки лесного фонда, переданные в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, рассчитывается исходя из ожидаемых расходов арендатора и нормальной для этого вида деятельности рентабельности.
В соответствии со ст. 31 ЛК РФ аренда участков лесного фонда, а значит, и арендная плата как ее элемент, регулируется ЛК РФ, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утв. постановлением Правительства РФ.
Гражданским кодексом РФ (ст. 614) арендная плата как плата за пользование имуществом, определяемая договором аренды, отнесена к объектам гражданских правоотношений.
Согласно п. 1 Инструкции Госналогслужбы России от 19 апреля 1994 г. N 25 (в ред. от 8 мая 1996 г.) "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню", а также ст. 103 ЛК РФ, арендная плата входит в систему платежей за пользование лесным фондом.
Распределение платежей
Установлено также, что в 2005 г. размер платы за перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, а также порядок взимания и учета указанных средств определяются Правительством РФ.
Согласно Приложению 1 "Главные распорядители средств федерального бюджета - администраторы доходов федерального бюджета" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" администратором платежей за пользование лесным фондом является Федеральное агентство лесного хозяйства. При этом платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесины, отпускаемую на корню, отнесены к доходам, закрепляемым за всеми администраторами доходов федерального бюджета.
В соответствии с Приложением 6 "Поступления доходов в федеральный бюджет в 2005 году " к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" в платежи при пользовании природными ресурсами включены платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в Приложении 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" закреплено, что платежи за пользование лесным фондом состоят из следующих платежей: платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, арендная плата за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню); платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, арендная плата за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню); плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, прочие доходы от использования лесного фонда РФ.
Согласно Приложению 11.1 этого же Закона "Главные распорядители средств федерального бюджета - администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации" Федеральное агентство лесного хозяйства является главным распорядителем платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, прочих доходов от использования лесного фонда РФ.
Таким образом, положения Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" о лесных платежах воспроизведены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2005 год."
Если Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" четко указывал на способ распределения платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, то Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" подобной регламентации не содержит.
В соответствии с п. 28 Инструкции Госналогслужбы России от 19 апреля 1994 г. N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" в случае заготовки древесины инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющимися пользователями недр на условиях соглашения, внесение в бюджет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, производится ими на договорной основе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и другими законодательными актами РФ.
Пункт 31 данной Инструкции устанавливает, что лесные подати, суммы неустоек и ущерба за лесонарушения, а также суммы от реализации секвестрованной древесины (не вывезенной по истечении установленных сроков и самовольно срубленной, поступают в районные бюджеты районов (городские бюджеты городов), на территории которых осуществляется пользование лесным фондом, а в г. Москве и Санкт-Петербурге, соответственно, в бюджеты этих городов.
В пунктах 34-41 указанной Инструкции установлены сроки уплаты лесных податей и представления расчетов. Плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта -10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Лесопользователи вносят в доход бюджета плату за древесину, отпускаемую на корню, по установленным срокам исходя из общей стоимости древесины, отпущенной по всем лесорубочным билетам из лесосечного фонда данного года.
При отпуске древесины на корню по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 куб. м сумма платы за древесину по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью перед выпиской лесорубочного билета.
В таком же порядке вносится в бюджет плата за древесину по лесорубочным билетам, выданным в счет лесосечного фонда будущего года.
При досрочном окончании заготовки древесины по всем лесорубочным билетам лесопользователи вносят в доход бюджета плату за древесину по предстоящим срокам платежа в пятидневный срок после окончания заготовки древесины.
Владельцы лесного фонда осуществляют контроль за досрочным окончанием заготовки древесины лесопользователями по выданным им лесорубочным билетам и принимают меры к обеспечению своевременного внесения в доход бюджета платы за досрочно заготовленную древесину.
При получении лесопользователями лесорубочных билетов по лесосечному фонду текущего года после наступления очередных сроков платы за древесину, отпускаемую на корню, лесопользователи вносят в бюджет все суммы причитающихся платежей по истекшим срокам уплаты в первый наступающий срок уплаты.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, по ордерам вносится в доход бюджета всеми лесопользователями полностью при получении ордеров.
В соответствии с Телеграммой МНС России от 1 апреля 1999 г. N ИС-6-04/208, Рослесхоза от 29 марта 1999 г. N ВШТ-7-28/191, Минфина России от 1 апреля 1999 г. N 04-07-15 "О платежах в бюджет за древесину, отпускаемую на корню" сумма платежей в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, за исключением 5% земельного налога, направляемого в местный бюджет, распределяется следующим образом: 40% - в федеральный бюджет и 60% - в бюджет субъектов РФ или 100% - в бюджет субъектов РФ, расчетная лесосека по рубкам главного пользования которых не превышает одного миллиона кубометров.
Статьей 57 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со ст. 41-43, 46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%.
Платежи за пользование лесным фондом сельскохозяйственными
организациями
Необходимо дать разъяснения по порядку исчисления платежей за пользование лесным фондом сельскохозяйственными организациями при пользовании ими лесным фондом на участках, ранее находившихся в их владении.
Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, регулируются одноименным Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1601, и ЛК РФ.
Указанным Положением (п. 3) сельскохозяйственным организациям предоставлено право безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися в их владении, в целях обеспечения их собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах.
Объемы лесопользования для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных организаций в древесине и других лесных ресурсах устанавливаются в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов РФ.
Безвозмездное пользование лесными ресурсами на указанных участках лесного фонда сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций не допускается.
В случае превышения установленных потребностей в лесных ресурсах сельскохозяйственные организации обязаны уплачивать платежи за пользование лесным фондом на общих основаниях.
Окончание следует
А.А. Ялбулганов,
профессор кафедры финансового права Государственного университета -
Высшей школы экономики, профессор Военного университета,
профессор РУДН, доктор юридических наук, специалист
по финансовому, земельному, экологическому праву,
по истории финансового права и законодательства
Е.А. Картошкина,
студентка 5 курса Государственного Университета
- Высшей Школы Экономики
Е.А. Шаманова,
студентка 5 курса Государственного Университета
- Высшей Школы Экономики
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 7 августа 2000 г. N 32. Ст. 3338.
*(2) СЗ РФ. 5 января 1998 г,. N 1. Ст. 121.
*(3) СЗ РФ. 23 февраля 1998 г. N 8. Ст. 964.
*(4) СЗ РФ. 6 апреля 1998 г. N 14. Ст. 1585.
*(5) СЗ РФ. 8 июня 1998 г. N 23. Ст. 2553.
*(6) Российские вести. 24 мая 1994 г. N 93.
*(7) Российская газета. 9 февраля 2002 г. N 26.
*(8) СЗ РФ. 3 февраля 1997 г. N 5. Ст. 610.
*(9) О лесах 1-3 групп см. подр.: ст. 56-58 гл. 9 ЛК РФ.
*(10) СЗ РФ. 5 марта 2001 г. N 10. Ст. 958.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Платежи за пользование лесным фондом
Авторы
А.А. Ялбулганов - профессор кафедры финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики, профессор Военного университета, профессор РУДН, доктор юридических наук, специалист по финансовому, земельному, экологическому праву, по истории финансового права и законодательства
Родился 4 ноября 1964 г. в ст. Червленая ЧИАССР. В 1989 г. окончил Чечено-Ингушский госуниверситет, затем Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1995-1998 гг. работал доцентом кафедры финансового права МГИМО МИД России, затем - профессором Академии налоговой полиции, Военного университета. В настоящее время преподает финансовое право в ГУ-ВШЭ.
Автор ряда работ по финансовому и земельному праву: "Финансовое право России" (отв. ред., 2001), "Правовое регулирование земельного налога" (1995), "Плата за землю" (1998), Российское природоохранное законодательство XI - начала XX вв." (в соавт.), "Налог на землю, водный налог, лесные подати" (1999) и др.
Е.А. Картошкина - студентка 5 курса Государственного Университета - Высшей Школы Экономики
Родилась 29 апреля 1984 г. в пос. Рыбное Московской обл. Соавтор ряда научных статей.
Е.А. Шаманова - студентка 5 курса Государственного Университета - Высшей Школы Экономики
Родилась 29 июня 1984 г. в г. Уфе. Соавтор ряда научных статей и глав в книгах.
"Право и экономика", 2005, N 11