Все смешалось на рынке розничных кредитов
Городские улицы пестрят огромными плакатами и растяжками, обещающими продать в кредит все что угодно: от роскошных автомобилей до электрических утюгов. Причем без процентов, без первого взноса и без хлопот. Любопытно, что в этой многообещающей рекламе, как правило, фигурируют не банки, а торговые сети, крупные магазины, автосалоны... Неужели банкиров потихоньку вытесняют с конкурентного поля розничного кредитования?
Широко ли конкурентное поле?
Т. Иванова,
начальник отдела розничного кредитования
Международного Промышленного Банка
"БДМ": Бум потребительского кредитования породил "боковую ветвь" - о своей готовности кредитовать население заявляют торговые сети, автосалоны, страховые компании и т.д. Ощущаете ли вы это новое конкурентное давление?
Т. Иванова: Как правило, "магазинные" кредиты представляют собой совместный продукт банков и торговых сетей. Причем по маркетинговым соображениям участие банка может быть завуалировано: покупатели ленятся читать договор и зачастую не знают, что кредит предоставляется банком и каким именно.
В то же время некоторые магазины действительно начинают кредитовать покупателей самостоятельно (хотя в данном случае корректно говорить не о кредите, а о рассрочке платежа). Это вроде бы приводит к оттоку частных клиентов из банков, однако не наносит последним видимого ущерба: для предоставления рассрочек торговые сети вынуждены пополнять оборотные средства, получая кредиты в банках как корпоративные клиенты.
То же самое можно сказать и об автосалонах, страховщиках и других компаниях, самостоятельно предоставляющих клиентам товары и услуги в рассрочку.
Нередко при продаже в рассрочку товар или услуга стоят заметно дороже, чем при немедленной оплате. В таком случае клиенту имеет смысл поинтересоваться, не выгоднее ли будет воспользоваться обычным банковским кредитом.
"БДМ": Российские банки настойчиво приучали население к мысли о том, что "жизнь взаймы" выгодна, тратились на скоринговые системы, развитие филиальных сетей, современные технологии... А теперь вашим опытом пользуются другие - не обидно?
Т.И.: Рынок потребительского кредитования в России хотя и бурно развивается, но его объемы сравнительно невелики. Поэтому пока на нем хватает места всем. А в популяризацию идеи "жизни в кредит" немалый вклад вносят не только банки, но и другие участники рынка - те же магазины и автосалоны. Несложно заметить, что в рекламных объявлениях превалирует предложение конкретного товара или услуги в кредит, а не кредита как самодостаточной услуги.
"БДМ": Как вам кажется, не стала ли активизация небанковских организаций в кредитовании своего рода ответом на сохраняющееся недоверие населения к банковской системе?
Т.И.: О недоверии к банковской системе можно говорить только применительно к вкладчикам - то есть тем людям, которые отдают свои деньги. Тем же, кто деньги получает, не столь важна репутация банка и даже его название. Здесь гораздо важнее стоимость кредита, условия его выдачи и обслуживания.
В части условий преимущество на стороне банков, которые имеют возможность заниматься нецелевым кредитованием и выдавать клиентам кредитные карты, позволяющие оплачивать товары и услуги не только в конкретном магазине, а почти где угодно, причем без лишних формальностей. В случае рассрочки клиенту приходится каждый раз тратить время и силы на заполнение анкет и предоставление документов.
"БДМ": В чем, собственно, разница между кредитом банковским и небанковским?
Т.И.: Понятия "небанковский кредит" не существует. Кредитование - это банковская операция, и для ее осуществления необходима лицензия Банка России, которой, понятно, ни у торговых сетей, ни у автосалонов быть не может. Поэтому в данном случае следует говорить о рассрочке платежа. Для клиента видимой разницы нет: в каждом конкретном случае кредит может быть выгоднее рассрочки, и наоборот.
"БДМ": Считаете ли вы небанковские организации только конкурентами или готовы рассматривать их в качестве полезных и взаимовыгодных партнеров?
Т.И.: Торговые и сервисные предприятия - это однозначно партнеры банков. Получая в банках кредиты на пополнение оборотных средств, магазины и автосалоны имеют возможность торговать в рассрочку и увеличивать оборот. Кроме того, банк, присутствующий в торговой сети, может предлагать ее клиентам свои услуги.
"БДМ": Какие сильные и какие слабые стороны вы видите в кредитной деятельности небанковских организаций?
Т.И.: Сильная сторона - оперативность, если говорить о предоставлении рассрочек автосалонами. Стандартная процедура получения автомобильного кредита в банке занимает два-три дня - если речь не идет об экспресс-автокредите по завышенным ставкам.
Салон же может продать машину в рассрочку "здесь и сейчас".
Недостаток рассрочек - в высоком уровне риска для тех, кто их предоставляет. Даже при выдаче небольшого кредита банк так или иначе проверяет платежеспособность заемщика. У магазинов и автосалонов такой возможности нет. Кроме того, при пользовании рассрочками у клиентов не возникает культуры пользования банковскими продуктами (ведь банк может предложить массу дополнительных сервисов).
"БДМ": Что вы думаете о "беспроцентных" кредитах, ссудах без первого взноса и прочих широко рекламируемых новациях?
Т.И.: Существуют схемы, когда проценты банку за заемщика компенсирует торговая или сервисная точка. Такая практика широко распространена, как и кредиты без первоначального взноса. Все это позволяет сделать кредиты доступными максимально широкому кругу клиентов.
"БДМ": Как вы представляете себе расстановку сил на поле потребительского кредитования в ближайшие год-два? Чьи шансы предпочтительнее, и кто кого в конечном счете потеснит?
Т.И.: Речь идет не о вытеснении, а скорее о перераспределении секторов рынка. Банки уже сейчас все больше смещаются в сектор нецелевого кредитования с использованием кредитных карт.
Несомненно, за банками останутся и долгосрочные кредиты на большие суммы (ипотечные, автомобильные). Торговые сети будут все больше предлагать рассрочки как собственные продукты, но все равно останутся клиентами банков как корпоративные заемщики.
Битва титанов или прелюдия к партнерству?
В. Кардашов,
первый вице-президент ЗАО "Metrobank"
Природа отношений торговых сетей и банков изначально носит партнерский характер: благодаря нашим банковским кредитам торговые сети имеют возможность продавать свои товары потребителям в кредит, в том числе по схеме без переплаты стоимости товара. Возьмем, к примеру, широко известные кредитные схемы, которые используют многие сетевые магазины: "003", "006", "009", "0012". Данные схемы предполагают нулевой первоначальный взнос потребителя, 0% переплаты за товар, последние цифры 312 являются сроком кредита. Это по сути маркетинговая акция, по которой торговец предоставляет клиенту скидку на товар в размере начисленных процентов. Таким образом, стоимость кредита для потребителя товара с учетом банковского процента (обычно 10% годовых) не превышает стоимости самого товара, будь то чайник, телевизор или плазменная панель. Вроде бы все разумно, банк продает свой товар - потребительский кредит, торговая сеть - свой, и потребитель доволен - он фактически получил рассрочку платежа и не заплатил "лишнего".
Однако кредитование на приобретение в торговых сетях, да еще за 30 минут, стало настолько интересным не только для банков, но и для ритейлеров, что далее появились амбициозные заявления самих ритейлеров: мы будем кредитовать покупателей сами, без участия банков, тем самым сэкономим на расходах.
Мы прекрасно знаем пилотный проект по внедрению такой схемы в торговой сети "Техносила" совместно с уважаемой мной страховой компанией "РОСНО", разработавшей и предоставившей свою скоринговую систему для принятия решения о выдаче кредита. На мой взгляд, этот проект не принес того успеха, на который рассчитывали его авторы и вот по какой причине.
Начнем с того, что любой банк, для которого потребительское кредитование - это бизнес, с целью минимизации рисков и издержек изначально располагает своей скоринговой системой, технологической моделью принятия решений и самое главное - процедурами мониторинга и работы с просроченной задолженностью.
Все это стоит немалых финансовых и технологических вложений и окупается только при реализации массовых программ потребительского кредитования. Я уже не говорю о ресурсах, необходимых для фондирования этих операций. Аутсорсинг в этом вопросе стоит дорого и существенно снижает рентабельность самого бизнеса, что, опять же на мой взгляд, имеет место в проекте торговой сети "Техносила" совместно с "РОСНО". Все-таки я считаю, что каждый должен заниматься своим бизнесом. Потребительское кредитование обладает определенной спецификой и требует к тому же огромной инфраструктуры, которую, кстати, еще не каждый банк способен грамотно выстроить.
Поэтому я считаю, что попытки ритейлеров или страховщиков занять прочные позиции в самостоятельном кредитовании без участия банков носят пока декларативный характер, но сам факт конкуренции полезен для развития рынка потребительского кредитования. И в этом выводе нет ничего неожиданного - активная и цивилизованная конкуренция всегда идет во благо бизнесу.
Хотя сами по себе попытки ритейлеров и страховщиков вписаться в этот рынок для его развития далеко не бесполезны. Вернемся к той же скоринг-системе "РОСНО". Думаю, многим крупным ритейловым банкам она не слишком интересна - каждый из них имеет собственную, основанную на солидном опыте и разработанную под конкретные задачи систему оценки платежеспособности клиентов.
Ведь база информации о клиентах - потенциальных заемщиках в таких организациях формируется годами и очень тщательно. На основании собственной практики берусь утверждать, что клиентская база каждого банка имеет свои особенности, связанные со спецификой его работы. Не говоря уже о подходах, к примеру, к поощрению добросовестных заемщиков или проблемам возврата просроченных кредитов. А вот тем банкам, для которых розничное кредитование - не основное, а дополнительное направление бизнеса, скоринг-система "РОСНО" наверняка будет полезной, поскольку позволяет в небольшие сроки приступить к кредитованию физических лиц.
Тандем банка и страховой компании возможен при организации перекрестных продаж банковских и страховых продуктов в офисах банка и офисах страховой компании - поверьте, это дает гораздо больший экономический эффект, чем попытки конкурировать друг с другом в потребительском кредитовании.
И если взглянуть на проблему "новой конкуренции" с этой точки зрения, то рисуются неплохие перспективы партнерства. Кстати, уже сегодня партнерских программ, в которых банки и страховщики работают рука об руку, много больше, нежели конкурентных, и эти программы полезны для образования общества по части потребления страховых услуг. Банкиры уже "приучили" клиентов к потреблению банковских услуг, а на страховом рынке картина несколько другая.
Помимо программы автокаско, массовым продуктом можно назвать лишь "автогражданку" (впрочем, обязательную). Что касается остальных страховых услуг, то большинство населения (особенно в российских регионах) до сих пор считает эти услуги пустой тратой денег.
Надо сказать, и в партнерских программах мы нередко сталкиваемся с этим непониманием. Например, при выдаче нецелевых кредитов некоторые банки требуют обязательного страхования трудоспособности заемщика - причем страховку можно взять тоже в кредит. Клиенты возмущаются: сумма ежемесячных или единовременных выплат возрастает. Видимо, человеку никак не хочется верить, что с ним может что-то случиться. Но я уверен - это идет от финансовой неграмотности массового потребителя, так что здесь - дело времени.
Если вспомнить, то еще два-три года назад банковский кредит ассоциировался у большинства населения с некоей "обираловкой". А сегодня мы говорим об удобстве и выгодности приобретения товаров и услуг в кредит. Та же ситуация и на страховом рынке. Но по мере его развития, вместе с ростом благосостояния россиян будет расти и спрос на страховые услуги. И тогда каждый будет заниматься своим делом в своей нише: кредитные организации будут кредитовать, торговые сети - торговать, а страховые компании - страховать. Ведь понятно, что в бизнесе выгоднее сотрудничать, а не конкурировать.
Будущее - за сотрудничеством
О. Лихачева,
начальник управления кредитования физических лиц
Московского кредитного банка
Какой-либо серьезной конкуренции со стороны торговых сетей, автосалонов или страховых компаний на рынке потребительского кредитования просто нет. Другое дело, что некоторые небанковские организации предоставляют потребителю минимальные суммы на минимальный срок, чтобы удержать потенциального клиента и поддержать уровень продаж.
Поэтому никакой обиды у банков на "конкурентов" нет и быть не может. Небанковской организации не суждено стать полноценным, самостоятельным игроком на рынке потребительского кредитования.
Прежде всего потому, что банк и небанковская организация находятся в разных весовых категориях. Зато при взаимовыгодном сотрудничестве они добиваются заметных успехов. Исключением на данный момент являются некоторые страховые компании (но они занимаются все-таки не кредитованием, а факторингом с последующей переуступкой прав банку - причем на условиях, весьма невыгодных для потребителя) и кредитные товарищества, которые с учетом необходимого уровня фондирования создаются на срок не более года.
Надо принять во внимание и то, что условия потребительского кредитования в банке на порядок лучше. Говорить о проблеме доверия к банковской системе, нет оснований, а любого скептика убедит главный и самый весомый аргумент - ежемесячный прирост ссудной задолженности конкретного банка.
Претензии же к "заформализованности" банковской процедуры кредитования далеко не всегда обоснованны. К примеру, в нашем банке клиент может оформить авто-экспресс-кредит, предъявив лишь два документа (паспорт и водительское удостоверение) - и всего за час.
Так что мы не рассматриваем небанковские организации в качестве конкурента. Более того, Московский кредитный банк имеет в своем арсенале удачный пример сотрудничества с лидером продаж автомобилей ВАЗ - сетью автосалонов "Лада Фаворит".
В целом же нынешнюю ситуацию с так называемой "новой конкуренцией" на рынке потребительского кредитования можно охарактеризовать следующим образом: небанковские организации, пожелавшие самостоятельно и серьезно выйти на этот рынок, копируют уже действующие кредитные программы банков (за теми минусами, о которых сказано выше), не внося в них значительных конструктивных изменений.
Полагаю, в перспективе большинство торговых сетей, автосалонов и страховых компаний предпочтут политику взаимовыгодного сотрудничества с банками, предлагая потребителям совместные новации с учетом изменения рынка, но без масштабной тенденции самостоятельного участия на рынке потребительского кредитования.
"Банковское дело в Москве", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625