Бизнес-прогноз
Грядет великий налоговый "субботник"
Минфиновские чиновники затеяли инвентаризацию всех налоговых разъяснений, выпущенных в свет Федеральной налоговой службой, самим Минфином, а также МНС России в его бытность. Результатом инвентаризации должно стать появление унифицированных документов по налоговым вопросам. Привести все налоговые документы в порядок чиновники хотят успеть до конца года. Новость просто замечательная! Наконец-то налогоплательщики будут избавлены от путаницы, которая довольно часто возникает из-за того, что налоговая служба и Минфин по-разному трактуют налоговое законодательство.
Более того, минфиновцы хотят ввести монополию на налоговые разъяснения, дабы и впредь не допустить неоднозначных определений и неясных моментов. Предполагается, что только Минфин будет обладать правом на выпуск документов по налоговым вопросам, а Федеральная налоговая служба будет совсем лишена этого права.
На этом добрые вести от Минфина не заканчиваются. Специалисты министерства считают, что декларации по всем налогам избыточны, и планируют их несколько подсократить. Подарок этот вроде как вручат, а может быть, вручат в 2006 г. А вот форма налоговой декларации по НДС претерпит изменения уже совсем скоро. Новая, и что отрадно, сокращенная форма заработает, скорее всего, с января будущего года.
Электронная отчетность со скидкой
Какими способами только не пытались налоговые инспекторы привлечь бухгалтеров к сдаче отчетности в электронном виде! В ход шли и уговоры, когда с бухгалтерами проводились разъяснительно-убеждающие беседы о преимуществах подачи электронной отчетности. Когда уговоры не помогали и налогоплательщик все-таки не хотел добровольно переходить на "электронные" декларации, в ход шли и угрозы. Нередко несговорчивых бухгалтеров запугивали внеплановыми проверками. Инструментарий для побуждения использовали самый разнообразный. К сожалению для налоговиков и к счастью для налогоплательщиков, закон был на стороне последних. Ну не закреплена в Налоговом кодексе обязанность сдавать отчетность в электронном виде, и точка.
С нового года ситуация принципиально изменится. Чтобы увеличить армию "любителей" электронной отчетности, Минфин решил использовать политику кнута. В проекте закона о налоговом администрировании содержится норма о том, что организации со штатом более 100 сотрудников должны в обязательном порядке сдавать налоговую отчетность в электронном виде. А чтобы, видимо, несколько подсластить горькую пилюлю, Минфин собирается поощрить налогоплательщиков, которые сдают электронную отчетность, и планирует продлить для них на пять дней срок представления деклараций. Что ж, перефразируя один телевизионный рекламный ролик, остается только сказать, что пять дней-то нелишние.
Помимо льготы в виде дополнительных дней для сдачи деклараций финансовое ведомство сулит налогоплательщикам доступ к лицевому счету, с помощью которого они смогут "видеть свои отношения с бюджетом так, как это видят налоговые органы".
Закон о бухучете переписывают
Правда, что-то долго переписывают. Не первый год проходит под знаком кропотливой работы над новой редакцией Закона "О бухгалтерском учете". Нам еще летом прошлого года Минфин обещал его обновленную версию.
И сейчас тоже обещают, что до конца текущего года разработают новый Закон и что в I квартале 2006 г. документ поступит в Госдуму. Правительственную комиссию по законотворческой деятельности минфиновский вариант Закона уже прошел. Известно, что согласно проекту часть функций Минфина отойдет профессиональным объединениям. К примеру, инициирование и разработка проектов нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, а также их разъяснение.
Кроме того, планируется определить конкретные сроки перехода на международные стандарты финансовой отчетности и освободить организации, которые составляют отчетность по МСФО, от отчетности по нашим родным ПБУ. При этом российские ПБУ отменять никто не собирается.
Ну, уклонист, погоди!
Возможно, что в обозримом будущем "налоговых" статей в Кодексе об административных правонарушениях станет на две больше. По крайней мере, такой законопроект с поправками в 15-ю главу КоАП поступил в Думу.
В первой статье устанавливается административная ответственность должностных лиц налоговых агентов за неправомерное неперечисление (или неполное перечисление) сумм налога. Караться такое нарушение предлагается штрафом в 20 - 30 МРОТ. Во второй речь идет о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет средств которых должно производиться взыскание налогов. Такое налоговое нарушение, совершенное руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем, влечет по проекту штрафные санкции также в размере от 20 до 30 МРОТ.
Цель поправок понятна и очевидна - усиление борьбы с неплательщиками и ужесточение контроля за полнотой и своевременностью налоговых поступлений.
К новому году - новый порядок расчета отпускных
Изменить с января 2006 г. правила расчета отпускных грозится Министерство здравоохранения и социального развития. В министерстве, якобы, соответствующие поправки в Трудовой кодекс уже готовы. Предлагается вместо 3-месячного периода для подсчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска ввести подсчет за последние 12 календарных месяцев.
Отметим, что аналогичная поправка в ст. 139 Трудового кодекса РФ ("Исчисление средней заработной платы") содержится в депутатском законопроекте. Депутатов, правда, хватило только на то, чтобы принять законопроект в первом чтении. И вот уже более двух лет (с лета 2003 г.) он пылится в "думском портфеле".
Будем ждать, кому быстрее удастся воплотить эту идею в жизнь. Идея-то в принципе ведь неплохая - многим поможет при выплате отпускных учесть неравномерность выплат заработной платы в течение года.
Штрафы вырастут в четыре раза
Дело в том, что Совет Федерации предложил внести поправки в Закон "О минимальном размере оплаты труда", которые повышают "штрафной" МРОТ со 100 до 400 руб.
Сейчас действует порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Действует довольно давно, с 2001 г. Это как раз и не устраивает сенаторов. Объясняя свою инициативу, авторы поправок говорят, что при нынешнем ничтожном размере административного взыскания и значимость наказания снижается, и затраты по исполнению постановления о наложении такого "копеечного" штрафа не покрываются. Поправки не только исправят ситуацию, но и благоприятно скажутся на региональных бюджетах.
Согласно проекту минимальный размер оплаты труда, который используется при расчете административных штрафов, устанавливается в размере одной второй "зарплатного" МРОТ (он у нас, как известно, с 1 сентября этого года равен 800 руб.), т.е. 400 руб. Дальше еще интереснее. Каждое очередное повышение "зарплатного" МРОТ автоматически повлечет за собой увеличение соответственно и штрафов.
Если инициативу поддержит Дума, а главное, президент, то в следующем году индексироваться штрафы будут дважды. Первая индексация состоится с января 2006 г. - предполагаемая дата введения в действие нового соотношения между "зарплатным" МРОТ и административным штрафом. Второе повышение связано с тем, что Законом "О минимальном размере оплаты труда" предусмотрено повышение с мая 2006 г. МРОТ с нынешних 800 до 1100 руб. С помощью нехитрых арифметических действий можно легко подсчитать, что "штрафной" минимум будет составлять уже 550 руб.
Самое главное, что порядок исчисления налогов, сборов и иных платежей исходя из сторублевой суммы решено пока сохранить. Изменение коснется только штрафов.
О. Бодрягина
"Новая бухгалтерия", выпуск 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16