Как они далеки от народа...
Главное налоговое ведомство пытается повернуть налоговые инспекции лицом к налогоплательщикам. Правда, делать ему это приходится в приказном порядке. Для этого им утвержден специальный Регламент организации работы с налогоплательщиками.
В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками ФНС России Приказом от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ утвердила Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее - Регламент) и потребовала от налоговых инспекций обеспечить с 1 ноября 2005 г. его исполнение (п. 6.1 Приказа).
Организация приема налогоплательщиков
Первый раздел Регламента посвящен порядку организации приема налогоплательщиков в налоговых инспекциях.
Прием должен осуществляться ежедневно в течение всего рабочего времени в соответствии с приказом МНС России от 29.10.2003 N БГ-3-27/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России". Для этого рекомендовано использовать принцип сменности.
Прием налогоплательщиков не должен прерываться даже на период двухчасовой еженедельной учебы сотрудников инспекций (п. 1.1.4 Регламента).
В новый Регламент из старого перекочевал запрет на прикрепление налогоплательщиков к определенному налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т. д.
Многие налогоплательщики еще в прошлом году на себе почувствовали, что если им предлагают решать вопросы с любыми сотрудниками налоговой инспекции, то в результате решать их не хочет никто. Если за работу с налогоплательщиком отвечают все, то в конечном счете за нее не отвечает никто.
Становится грустно, что аж в приказном порядке сотрудникам налоговых инспекций насаждается совершенно очевидная мысль, что они должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам (п. 1.1.7 Регламента).
Чтобы налоговых инспекторов в коридорах инспекции не осаждали назойливые налогоплательщики, приказано сделать для них отдельные входы в здание инспекции.
Указания по оборудованию залов ожидания налогоплательщиков системой звукового информирования и по установке в нем компьютера со справочно-правовыми системами носят в Регламенте только рекомендательный характер.
Похоже, что очереди в налоговой - это данность, с которой все уже смирились.
Руководство ФНС России решило, что проще потратиться на оборудование электронной системой управления очередью и на места для ожидания приема со стульями, чем бороться с очередями.
Прием документов
Довольно подробно в Регламенте изложен порядок организации приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками.
Если налогоплательщик отправляет документы в налоговую инспекцию по почте, отдел финансового и общего обеспечения должен зарегистрировать документ или комплект документов, проставить дату приема, входящий номер, указать дату отправки документа по почте.
Всем вложениям присваивается единый номер. На титульном (первом) листе каждого вложения указываются регистрационный (входящий) номер, дата отправки налогоплательщиком по почте и дата поступления документа в налоговую инспекцию.
Не позднее дня, следующего за днем регистрации, документы, полученные от налогоплательщиков по почте, передаются из отдела финансового и общего обеспечения в отдел работы с налогоплательщиками по сопроводительному листу.
Обратите внимание! Если налоговый орган обнаружит, что представленные налогоплательщиком налоговые декларации не соответствуют установленным формам, то он эти декларации не примет.
В этом случае должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками должно в 3-дневный срок подготовить уведомление по специальной форме (приложение 1 к Регламенту) о необходимости представить налоговые декларации по установленной законодательством форме с указанием нормативного правового акта, утвердившего такую форму (п. 2.1.5 Регламента).
Если в принятой налоговой декларации будут найдены ошибки, не позволяющие ввести данные в компьютерную систему, то декларация по реестру возвращается в отдел работы с налогоплательщиками, где подготавливается уведомление и передается в отдел финансового и общего обеспечения для отправки его по почте налогоплательщику. В уведомлении должна быть указана конкретная ошибка, совершенная налогоплательщиком.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления налогоплательщиком или его возврата почтой из-за отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, то копия реестра таких деклараций и сами декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер (п. 2.1.7 Регламента).
Выдача справок
Если вы хотите получить справку или иные документы лично, то в соответствующем заявлении нужно указать: "Получить лично".
Сроки подготовки справок в Регламенте не установлены вообще. Есть только обязанность уже подготовленные справки выдать не позднее 7 рабочих дней.
Только после истечения этого срока они будут переданы в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. Сроки отправки по почте в Регламенте также не установлены.
Порядок проведения сверки расчетов
Сверка расчетов с бюджетом проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
- при снятии налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при снятии налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Если при сверке не будет расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика, то акт должен быть подготовлен в течение 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок оформления акта увеличивается до 15 рабочих дней.
Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен.
Затем налоговой инспекции дается еще 3 рабочих дня, чтобы вручить акт сверки налогоплательщику.
При выявлении расхождений проводится сверка с данными первичных документов налогоплательщика. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме N 23 (полная).
При выявлении ошибки, допущенной налоговым органом, он ее должен исправить в течение 5 рабочих дней.
Организация информационной работы
Помимо общих фраз о ведении информационной работы в Регламенте указано на необходимость проведения разъяснительной работы среди налогоплательщиков, чтобы они представляли документы по почте и в электронном виде. При этом Регламент особое внимание уделяет необходимости "рекламировать" преимущества сдачи отчетности в электронном виде.
Кроме того, налоговая инспекция должна доводить до налогоплательщиков информацию о специализированных операторах связи в регионе, а также организовать доступ налогоплательщиков к программным продуктам, предназначенным для формирования в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Индивидуальные консультации
При приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен дать ответ самостоятельно.
Если он не может ответить на вопрос самостоятельно, то он приглашает сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, занимающегося информированием налогоплательщиков (в том числе в письменной форме). Сотрудники отдела работы с налогоплательщиками принимают все необходимые меры для ответа налогоплательщику.
Ответ на письменный запрос должен быть дан в течение 30 календарных дней со дня поступления запроса в налоговый орган. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней. При этом налогоплательщика должны проинформировать о продлении срока с указанием причин.
Кроме того, в налоговых инспекциях должна быть организована телефонная справочная служба с назначенным для этой работы сотрудником на выделенных для этого телефонах. Все звонки должны быть зафиксированы в Журнале учета принятых вопросов налогоплательщиков.
Практически все свободное место на стенах налоговых инспекций должно быть увешано информационными стендами. Их содержание также регламентировано.
Вот, например, как должна выглядеть информация о порядке представления налоговых деклараций, деклараций по страховым взносам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов:
- календарь налогоплательщика;
- коды бюджетной классификации;
- образцы заполнения платежных поручений и др.
Информация о регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники должна содержать:
- образцы заявлений на регистрацию ККТ;
- перечень документов, необходимых для замены фискальной памяти;
- перечень документов, необходимых для освидетельствования ККТ;
- порядок постановки на учет и снятия с учета ККТ;
- перечень ККТ, исключенной из Государственного реестра.
Хотелось бы, конечно, верить, что с ноября сотрудники налоговых инспекций будут с готовностью откликаться на просьбы посетителей, помогать им в решении любых проблем.
Но почему-то есть уверенность в том, что после 1 ноября мало что изменится. А Регламент скорее напоминает дневник эдакого лентяя, в котором написано, что с 1 ноября он собирается начать новую жизнь. Разумеется, что в этот день он в дневник даже не заглянет и быстро про все пожелания забудет. Тем не менее налогоплательщику Регламент может пригодиться. Ведь есть надежда, что ссылка на сроки исполнения обязанностей сотрудников налоговых органов, указанные в Регламенте, а также угроза жалоб в вышестоящую инстанцию на их невыполнение могут заставить налоговых инспекторов пошевелиться чуть быстрее.
В. Егоров,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16