Комментарий к письму Федеральной налоговой службы
от 3 октября 2005 г. N ММ-6-03/811
"О порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость
средств, получаемых из бюджета налогоплательщиками,
осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг)
по государственным регулируемым ценам"
Комментируемое письмо Федеральной налоговой службы предназначено фирмам, которые осуществляют реализацию товаров (работ или услуг) по государственным регулируемым ценам и получают в связи с этим средства из бюджета. В частности, представители ведомства разъяснили, как рассчитать налоговую базу по НДС.
Напомним: перечень товаров (работ, услуг), которые предприятия обязаны реализовать населению по государственным регулируемым тарифам, утвержден постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Кроме того, правом устанавливать государственные тарифы обладают и региональные власти. Так, столичное правительство пополнило перечень "льготной" продукции своим постановлением от 29.04.2003 N 304-ПП.
Еще в прошлом году Министерство финансов напомнило, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость выступает реализация товаров (работ, услуг) на территории нашей страны независимо от источников финансирования (письмо Минфина России от 08.12.2004 N 03-04-11/216).
Налогоплательщикам, реализующим товары населению по государственным тарифам и получающим в связи с этим дотации, рассчитывать базу по налогу на добавленную стоимость необходимо в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса. Бухгалтеру предприятия следует определять ее как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исходя из фактических цен их реализации.
Как обратили внимание сотрудники налогового ведомства, организации и индивидуальные предприниматели не могут получать из бюджета дотации: это прерогатива бюджета другого уровня (например, федеральный бюджет дает дотации региональному). Им же государство может перечислить лишь субвенции и субсидии. Оба понятия раскрыты в Бюджетном кодексе. Субвенции бюджет выделяет на определенные целевые расходы, а субсидии - на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Формально получается, что под действие статьи не подпадают коммерческие фирмы и предприниматели. Однако налоговая служба заметила, что они также имеют право использовать эту норму. Но при соблюдении трех условий. Во-первых, фирма должна реализовать товары (услуги, работы) по государственным тарифам. Во-вторых, бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением пониженных цен. В-третьих, компания должна быть бюджетополучателем. Если условия соблюдены, фирма не включает эти средства в налоговую базу по НДС.
Однако на практике возникает и другой вид субвенции (субсидии), когда организация получает из бюджета средства не на погашение фактических убытков, а на то, чтобы покрыть разницу между отпускной и госрегулируемой ценами. В таком случае на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса бухгалтер включит "финансовую помощь" в базу по налогу на добавленную стоимость.
Обратите внимание: по мнению налоговых работников, разница, возникающая у налогоплательщиков в результате превышения сумм НДС, уплаченных поставщиком товаров, над суммами налога, начисленными при их реализации, подлежит возмещению в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса (письмо МНС России от 16.02.2004 N 02-3-07/21).
С.Н. Ларина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.