Комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ
"О внесении изменений в закон Российской Федерации
"О таможенном тарифе"
Изменения, внесенные опубликованным документом в Закон РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе", направлены на приведение национального законодательства России в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации. Поправки существенно скорректировали порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию нашей страны. Новая редакция закона вступит в силу лишь 1 июля следующего года, однако импортерам не помешает заранее ознакомиться с переменами в методологии оценки товара для таможенных целей.
Курс на стандарты ВТО
В международной торговой практике приветствуется единообразие национальных методик для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Так, для стран, являющихся членами Всемирной торговой организации (ВТО), данное правило должно соблюдаться неукоснительно (Соглашение от 15.04.94 по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года).
В свою очередь интеграция в мировую экономику является давним приоритетом для нашей страны. Однако присоединение к ВТО приводит к необходимости корректировки некоторых норм и положений национального законодательства. Поскольку для всех членов этой организации с 1 января 1995 года действует Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994).
Поправки относительно методов расчета таможенной стоимости ввозимых на территорию России товаров, внесенные в связи с этим в Закон N 5003-1, приводят его в соответствие с Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года ("Оценка товара для таможенных целей").
Перемены в методологии...
Отметим, что комментируемый закон изменил лишь характеристики и формулировки названий методов, применяемых при определении таможенной стоимости товаров. Состав же их остался прежним и, согласно новой редакции статьи 12 раздела III, включает в себя:
- метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
- метод по стоимости сделки с идентичными товарами;
- метод по стоимости сделки с однородными товарами;
- метод вычитания;
- метод сложения;
- резервный метод.
Первоосновой для таможенной стоимости товаров, как и прежде, будет являться стоимость сделки в значении, установленном на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Если по данному методу стоимость определена быть не может (причины предусмотрены Законом N 5003-1), то нужно пытаться поочередно использовать каждый последующий, пока не будет получена возможность произвести оценку. При этом методы сложения и вычитания могут применяться в любой последовательности.
Остановимся более подробно на основных изменениях, внесенных в методологию оценки ввозимых на территорию России товаров для таможенных целей.
Взаимосвязь сторон сделки не приговор
Согласно действующей редакции Закона N 5003-1, одним из препятствий для использования метода по стоимости сделки при определении таможенной стоимости товара служит взаимозависимость лиц, являющихся участниками сделки (трудовые, родственные или семейные отношения, деловое партнерство и т.п.). Цена, рассчитанная по данному методу, может быть признана действительной лишь в том случае, если импортер докажет, что на ее величину взаимозависимость сторон никак не повлияла.
С 1 июля 2006 года ситуация заметно изменится: сам по себе факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не будет являться основанием для неприемлемости стоимости сделки в целях таможенной оценки товара. Сначала таможенники должны проанализировать все обстоятельства сделки и самостоятельно выяснить, повлияла ли взаимозависимость на цену товара. Если такого влияния обнаружено не будет, таможенная стоимость товаров должна быть признана равной цене сделки независимо ни от чего.
Если же признаки влияния взаимосвязи сторон на стоимость сделки будут обнаружены, таможенникам надлежит в письменной форме сообщить о них импортеру, а он в свою очередь вправе доказать отсутствие такого влияния. При доказательстве импортер может опираться на "проверочные" цены, описанные в пункте 4 статьи 19 раздела IV Закона N 5003-1 в редакции комментируемого документа.
Таможенную стоимость можно увеличить дополнительно
В продолжение аналогии с Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года раздел IV Закона N 5003-1 дополнен статьей 19.1 "Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате". Согласно ее положениям, при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки (первый метод) к цене товаров должны быть дополнительно начислены определенные расходы. К ним, в частности, относятся издержки на выплату вознаграждений посреднику, тару и упаковку, не включенные в цену товара; расходы по перевозке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ; расходы по погрузке, выгрузке и перегрузке товаров и т.д.
Указанные дополнительные начисления производят на основании документально подтвержденных сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. Если же сведения о понесенных расходах не подтверждаются документами, то для определения таможенной стоимости товара нужно применять иной метод.
...И терминологии
Следует отметить, что понятийный аппарат Закона N 5003-1 тоже заметно обновлен в соответствии с терминологией международной торговой практики. По сути из прежних терминов и определений в новую редакцию закона перейдет лишь понятие пошлины, расширенное и дополненное.
Понятия же, введенные комментируемым нормативным актом, необходимы для наиболее адекватного восприятия обновленной редакции Закона "О таможенном тарифе": "взаимосвязанные лица", "идентичные товары", "однородные товары", "товары того же класса или вида", "общепринятые принципы бухгалтерского учета".
Кроме того, согласно вносимым опубликованным законом изменениям, признается утратившим силу раздел V Закона N 5003-1 "Определение страны происхождения товара". Данная поправка является скорее технической. Дело в том, что с 1 января 2004 года введен в действие Таможенный кодекс Российской Федерации (ст. 437 ТК РФ). Причем параграф 1 главы 6 указанного документа уже содержит нормы для урегулирования вопросов, связанных с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу.
И.А. Исаева,
директор ООО "Аудиторская фирма "Про-Аудит"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.