Комментарий к приказу Минфина РФ
от 14 сентября 2005 г. N 119н "О применении бюджетной классификации
Российской федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная
с бюджетов на 2006 год"
Опубликованный приказ финансового ведомства - важное звено в формировании новой системы бюджетного процесса в Российской Федерации. Документ определяет бюджетную классификацию, которая должна применяться при составлении бюджетов всех уровней начиная со следующего года.
Кроме того, комментируемый нормативный акт имеет прикладное значение и для налогоплательщиков, поскольку содержит в себе информацию о кодах бюджетной классификации, которые предстоит указывать в платежных поручениях при расчетах с бюджетом с 1 января 2006 года.
Бюджетная классификация и ее составляющие
Понятие бюджетной классификации дано в статье 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно данному документу, она представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Такое распределение применяется для составления и исполнения бюджетов и, кроме того, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В бюджетную классификацию входят, согласно статье 19 Бюджетного кодекса:
- классификация доходов бюджетов Российской Федерации;
- функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
- экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
- классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
- классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
- ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Часть указанных компонентов бюджетной классификации представлена в опубликованном документе в виде таблиц. В том числе и классификация доходов бюджетов РФ, которая, согласно статье 20 Бюджетного кодекса, является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Именно с этой составляющей бюджетной классификации приходится сталкиваться на практике бухгалтерам организаций и индивидуальным предпринимателям. Поскольку немалую часть доходов бюджета составляют расходы налогоплательщиков, связанные с уплатой налогов, сборов, государственной пошлины, штрафов, санкций и т.д.
Построение КБК
Итак, классификация обязательных платежей налогоплательщиков является составной частью классификации доходов бюджетов РФ. Ее цифровым отображением, необходимым для указания в платежном поручении, как известно, служит соответствующий код (КБК).
Напомним, что в начале текущего года структура указанного кода бюджетной классификации существенно изменилась и в настоящее время состоит из 20 знаков (разрядов) и четырех частей (приказ Минфина России от 27.08.2004 N 72н*(1)):
Администратор | Вид дохода | Программа | Экономическая классификация |
||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Следует иметь в виду, что в таблице классификации доходов бюджетов РФ значения КБК приводятся без указания администратора платежа: три первых разряда кода заполнены нулями. В то время как для указания КБК в платежном поручении информация об администраторе необходима.
Такие данные о кураторах поступающих в бюджет сумм собраны в комментируемом документе в отдельную таблицу - "Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации". И хотя в ней указаны не только коды администраторов, но и КБК целиком, тем не менее полной информации для заполнения расчетных документов плательщики в этой таблице также не найдут. Дело в том, что коды здесь приведены "с точностью до статьи" (разряды 7-8 КБК). То есть, если кодовое значение платежа требует детализации и по подстатьям (разряды 9-11), такой КБК будет составляться на основе информации не только из таблицы об администраторах поступлений, но и из таблицы классификации доходов бюджетов РФ. При этом из первой можно получить данные для заполнения трех первых разрядов КБК, а из второй - остальную часть кода, включая подстатью.
Обратите внимание: код программы (разряды КБК 14-17) представлен нулями в обеих таблицах, однако его первый символ, как правило, также нуждается в заполнении (при внесении всех платежей, которые администрирует ФНС или Федеральная таможенная служба, а также при уплате госпошлины). Напомним, что код программы "1000" нужно указывать в случае внесения самого платежа, а "2000" и "3000" - пеней и штрафов за его несвоевременную уплату соответственно (приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н).
Изменения в составе кодов
Из опубликованного документа видно, что по структуре действующая классификация доходов бюджетов в следующем году останется прежней. Однако сам состав ее кодов станет несколько иным по ряду причин. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Часть изменений в составе КБК связана с проводимой в настоящее время реорганизацией административно-территориального деления субъектов РФ. Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает создание пяти видов муниципальных образований: городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом поселения, муниципальные районы и городские округа самостоятельно формируют, утверждают и контролируют исполнение собственного бюджета. Таким образом, в свете административно-территориальной реформы потребовалось ввести новые коды бюджетной классификации в соответствии с разделением местных бюджетов.
Информация об уровне бюджетной системы, на который поступит платеж, - код элемента дохода - содержится в разрядах 12 и 13 КБК. Со следующего года для местных налогов (на имущество физических лиц и земельного), поступающих в бюджеты различных видов муниципальных образований, указанные разряды будут заполняться следующим образом:
04 - бюджеты городских округов;
05 - бюджеты муниципальных районов;
10 - бюджеты поселений.
Обратите внимание: с 1 января 2006 года введение в действие специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД будет также переведено на местный уровень (подп. "а" п. 5 ст. 2 Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ). Однако перечислять единый налог все "вмененщики" будут по-прежнему на один КБК. Правда, теперь не в федеральный, а в региональный бюджет. Соответственно станет иным и код элемента дохода (02 вместо 01): 182 1 05 02000 02 0000 110.
Иными причинами обусловлены изменения кода бюджетной классификации для уплаты налога на игорный бизнес. Так, из таблиц КБК исключен код для погашения задолженности прошлых лет, перечислявшейся ранее в федеральный бюджет (000 1 06 05020 01 0000 110). Соответственно останется лишь один КБК для расчетов с бюджетом по "игорному" налогу, поэтому нет необходимости в указании на подстатью дохода (010) в разрядах кода 9-11. То есть при перечислении "игорного" налога в платежном поручении следует указать код 182 1 06 05000 02 0000 110.
Кроме того, заметной переработке подвергнут раздел доходов бюджетов РФ "Штрафы, санкции, возмещение ущерба". В частности, введены КБК на перечисление денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, а также за нарушения в области охраны окружающей среды, земельного, лесного и водного законодательства и т.д.
Т.Ю. Легарова,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 18, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.