Контрафактная и немаркированная продукция, товары:
деяние и возмездие
"Постыдная прибыль хуже убытка"
П. Сир
Производство и реализация контрафактной продукции
Россия постепенно превращается в страну подделок. Причин тому множество. Это и традиционное неуважение россиян к товарам народного потребления отечественного производства (см. Пример), в результате чего даже качественные товары, произведенные российскими производителями, для продвижения должны иметь заграничные лейблы, и желание малого бизнеса без труда и расходов получить сверхприбыль на использовании разрекламированной торговой марки, и коррупция, и многие другие причины.
"Контрафакт" в переводе на русский язык означает "подделка". Контрафакт - это производство продукции, тиражирование и использование без ведома владельца его торговой марки, наработанного имиджа, деловой репутации, интеллектуальной собственности. Однако в России отношение к контрафакту весьма снисходительное, что и создает условия для его роста. Так, в 2003 г. в Уголовном кодексе была отменена статья 200 "Обман потребителя", которая позволяла привлечь к ответственности производителей контрафактной продукции. Теперь в УК РФ вообще нет статей, наказывающих за подобные деяния, и творцам контрафакта стало вольготней жить. Контрафакт процветает в России настолько пышным цветом, что мы рискуем не попасть по этой причине в ВТО. Причем, если прежде мы получали контрафакт из-за рубежа, сейчас научились "успешно" делать его сами. Сегодня даже в центре Москвы, не говоря уже о других городах, можно совершенно открыто купить контрафактные изделия. Даже с чеком! С гарантией! И это естественное следствие того, что в нормативной базе не прописана уголовная ответственность за изготовление и реализацию контрафактной продукции - этого нет ни в Уголовном кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях. Хотя в Уголовном кодексе все же есть статья, которая предусматривает наказание за незаконное присвоение прав производителя (см. Фрагмент документа), но выявить его, зная только конечного реализатора, совсем не просто. К тому же на наши рынки выбрасывается поддельная продукция, произведенная не только в России, но и за рубежом. Что касается реализации контрафактной продукции, то в настоящее время законодательством не предусмотрено наказания для таких торговцев.
Однако предпринимателям надо четко понимать: контрафакт - это воровство интеллектуальной продукции. Только имея прямые определения этого явления и прямую ответственность, можно сформулировать общественное мнение по поводу контрафакта как изготовления и сбыта краденого. Основным каналом реализации контрафактной продукции являются рынки. Супермаркеты дорожат своей репутацией, поэтому они обычно содержат собственные отделы сертификации и берут продукцию для продажи только непосредственно у производителей. Таким образом, основной сбытовой сетью для производителей контрафакта является малый бизнес. Однако плавание под пиратским флагом, даже в море бизнеса, заведомо незаконно, и предпринимателям необходимо порвать с порочной практикой производства и реализации контрафактной продукции.
Пример
Итоги Интернет-опроса на тему: "Какая российская продукция, на Ваш
взгляд, вполне соответствует мировому уровню?"
"Диаграмма"
Статья 180 "Незаконное использование товарного знака" УК РФ.
Фрагмент документа
1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Производство, приобретение, хранение, перевозка
или сбыт немаркированных товаров и продукции
Построение действительно открытого рынка товаров и услуг в последнее время, не только в нашей стране, но и в других странах, все чаще сталкивается с незаконной деятельностью по обороту немаркированных товаров и продукции, которые часто путают с контрафактными, хотя, как правило, они такими и являются. Производя, например, алкогольную продукцию, производитель не только не маркирует произведенный товар, но и использует чужой товарный знак для его сбыта. Рынок и конкуренция всегда были неотделимы друг от друга и недобросовестный предприниматель в борьбе за покупателя прибегает к разным ухищрениям, чтобы обеспечить получение прибыли, и в том числе производит, приобретает, хранит и сбывает немаркированные товары и продукцию.
При этом преступление подготавливается в форме производства немаркированных товаров и продукции, а совершается, когда товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке акцизными, специальными марками или знаками соответствия, не прошли этой операции и подготовлены к выпуску на рынок, в том числе и в такой форме, как хранение или перевозка.
Справка
За период с 1999 по 2002 гг. было зарегистрировано 3061 таких преступлений, выявлено 2059 лиц, их совершивших. Из них в 2002 г. зарегистрировано 517 преступлений и выявлено 248 лиц, их совершивших, и это только надводная, малая, часть айсберга.
(Долгова А.И. "Преступность, ее организованность и криминальное общество". С. 550; "Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы". С. 261.)
Когда Закон требует маркировки?
Общий порядок маркировки товаров определяется действующим российским законодательством, которое включает в это понятие многие юридико-технические составляющие: товарный знак изготовителя, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или продукции, номер ГОСТА или ТУ, согласно которому произведено изделие, дату изготовления или выпуска, а также срок его годности. Кроме этого, товары могут иметь и специальную идентификацию на основании ст. 181 НК РФ "Подакцизные товары". Это так называемые марки акцизного сбора, которыми маркируются:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин.
Федеральным законом от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в последней редакции от 24.12.2002) определены одни из главных составляющих понятия маркировки товаров и продукции:
- товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (ст. 1);
- наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 30).
В Российской Федерации постановлениями Госстандарта РФ установлены и введены в действие:
1. Номенклатура продукции, услуг (работ) в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация;
2. Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
При этом Сертификат соответствия и декларация о соответствии - это документы, подтверждающие соответствие продукции установленным техническим стандартам, условиям изготовления и образцам.
Кроме того, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает в течение семи лет замену государственных стандартов техническими регламентами и знака соответствия знаком обращения на рынке, которым будет маркироваться продукция.
Существуют и иные нормативные акты, регулирующие рассматриваемую проблематику. Так, список товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке, определен постановлениями Правительства РФ от 14.04.1999 N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора", от 03.08.1996 N 938 "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации", от 27.12.1997 N 1128 "О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации", от 17.05.1997 N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" и другими.
Под производством немаркированных товаров или продукции следует понимать умышленные действия индивидуального предпринимателя или юридического лица, направленные на серийное получение готовых к потреблению или использованию товаров или продукции, которые подлежат обязательной маркировке, но уклоняются от этого обязательного требования, т.е. выпускают неучтенную продукцию.
Приобретение немаркированных товаров или продукции - это покупка, получение в качестве подарка, взамен на другой товар или за предоставление какой-либо услуги для дальнейшего сбыта.
Хранение - это временное складывание в каком-либо помещении немаркированных товаров или продукции для дальнейшего сбыта.
Перевозка - это перемещение немаркированных товаров или продукции от места их приобретения к месту хранения или от места хранения к месту сбыта.
Сбыт - означает продажу, предоставление в качестве оплаты за услугу, дарение, дачу взаймы.
Административное наказание
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает меру ответственности при нарушениях в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Так, согласно его статье 15.12 "Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки":
1. Выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
2. Продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, а равно хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
Уголовное наказание
Данное нарушение относится к разряду уголовно наказуемых. И хотя в КоАП РФ имеется статья, призванная бороться с ним, тем не менее, была добавлена соответствующая статья и в УК РФ. Это статья 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции". Обязательным условием уголовной ответственности по этой статье является совершение перечисленных действий в крупном размере. Согласно статье 169 УК РФ крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей на момент совершения преступления, а особо крупным превышающая один миллион рублей. Субъектом такого преступления могут быть руководители предприятий, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся подобной незаконной деятельностью без регистрации и при отсутствии соответствующей лицензии. В последнем случае возможна квалификация действий виновного по совокупности ст. 171.1 УК РФ и ст. 171 "Незаконное предпринимательство".
В.В. Толкачев,
к.ф.н., начальник мобилизационного отдела
Министерства экономического развития
и торговли Ставропольского края
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru