У меня продовольственный магазин. В мое отсутствие налоговые инспекторы, имея на руках поручение с номером и за подписью заместителя руководителя налоговой инспекции, произвели проверку и зафиксировали факт продажи товара без пробития чека ККМ. Подозреваю, что продавец мог действовать, исходя из своих корыстных интересов. С продавцом у меня заключен договор, в котором прописана его обязанность передавать покупателям выбранный ими товар и принимать от них деньги за проданный товар с использованием контрольно-кассовой машины в соответствии с требованиями "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Кто в этом случае несет ответственность за указанное нарушение - продавец или предприниматель? Кроме того, проверяющие утверждают, что я вообще не имел права допускать этого продавца к эксплуатации ККМ (речь идет о АМС-100Ф), так как он не прошел соответствующее обучение в ЦТО, так ли это?
Ответим на каждый из заданных предпринимателем вопросов отдельно.
1) Ответственность за неприменение ККМ предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ;
- на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ;
- на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
При этом в своем постановлении от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" (п. 7) Пленум ВАС РФ поясняет, что в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Оценивая правомерность применения к индивидуальным предпринимателям административной ответственности, установленной статьей 14.5 КоАП РФ, судам следует исходить из того, что поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц.
Таким образом, за неприменение ККМ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность в размере от 30-40 МРОТ. Т.е. максимальный размер штрафа, который может быть взыскан с предпринимателя, составляет 4000 руб.
Что касается вопроса о том, кто должен нести ответственность - предприниматель (организация) или продавец - в арбитражной практике и практике налоговых органов нет однозначной позиции. Обзор такой практики приведен на нашем сайте по адресу: www.opora.ru/live/bureau_self_defense.asp?id=25935, однако в целом можно утверждать, что привлечение к ответственности индивидуальных предпринимателей, которые не смогли обеспечить применение ККМ своими работниками, многие суды считают правомерным. При этом суды основываются на положениях Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ст. 7), которые дают налоговым органам право налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования данного Федерального закона.
2) Что касается информации о необходимости обучения кассиров в ЦТО, то проверяющие вас дезинформировали. Кассиру-операционисту, работающему с ККМ, не обязательно проходить подготовку именно в ЦТО, это можно сделать в любом специализированном учебном заведении, имеющем соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Однако профессия кассира входит в перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается (постановление Правительства РФ от 26.10.2000 N 823). Кроме того, в настоящее время продолжает действовать "ГОСТ Р 51305-99 "Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу", который устанавливает обязательные требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги розничной торговли. Согласно п. 4.2. этого ГОСТа обслуживающий персонал предприятия торговли должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии.
А согласно п. 4.1 этого же ГОСТа к обслуживающему персоналу торгового предприятия, в том числе, относятся: кассир торгового зала, контролер-кассир. Профессиональная подготовка может быть получена ими в соответствующих образовательных учреждениях, имеющих лицензию. Таким образом, указанный ГОСТ возлагает на предпринимателя обязанность принимать на должности кассиров лиц, имеющих профессиональную подготовку, а если у кассиров нет требуемой подготовки, то предприниматель-работодатель должен обеспечить их обучение.
Таким образом, у вашего кассира должны быть документы, подтверждающие его профессиональную подготовку в соответствующей области. Но не обязательно, чтобы они были выданы именно ЦТО.
Центр экспертизы проблем предпринимательства
Общероссийской общественной организации малого
и среднего предпринимательства "Опора России"
1 ноября 2005 г.
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru