Налоговые фобии бухгалтеров Архангельска
Бухгалтеры Архангельска работают под страхом быть оштрафованными. Поэтому, ведя бухгалтерию, больше внимания уделяют ее налоговой составляющей, нежели бухгалтерской.
К выходу новогоднего номера мы решили подготовить материал об одном из северных городов нашей необъятной матушки России - Архангельске. Предполагалось, что раз уж город северный, то и погода должна быть соответствующая - зимняя и морозная. Но нам не повезло. Глобальное потепление, которое грозит планете Земля, и здесь не дало снегу выпасть вовремя.
Город встретил нас плюсовой температурой, и это, к сожалению, было, пожалуй, самым приятным впечатлением о нем. Серый и мрачный, с ветхими деревянными домами на центральных улицах - вот как выглядит город, где живут современные поморские бухгалтеры.
Спросите у ИФНС
Еще ни в одном регионе страны не было безболезненного внедрения программы сдачи электронной отчетности. И в каждом городе инспекторы так или иначе борются с бухгалтерами, а бухгалтеры с налоговиками. Какие способы борьбы применяют в Архангельске, мы решили узнать в Управлении по налогам и сборам Архангельской области и Ненецкого автономного округа. К сожалению, руководитель отдела работы с налогоплательщиками Ирина Плешкунова была в тот момент в Москве, поэтому нас принял ее заместитель Вячеслав Бабушкин.
- К нам в редакцию пришло письмо от читателя из Архангельска. Он жалуется, что в налоговых инспекциях города принимают отчетность только в электронном виде, нарушая таким образом права налогоплательщиков, - начала я разговор. - Ведь Налоговый кодекс все еще позволяет сдавать отчетность в бумажном варианте, не так ли?
- В рамках программы "Электронная Россия" все постепенно перейдут на электронную отчетность, - тихо и спокойно ответил мне Вячеслав. - Весь мир работает так. Впрочем, и на Западе бывают случаи, когда плательщики не отчитываются по "электронке", хотя возможности есть.
- Все-таки, почему с ней в Архангельске возникают проблемы? - продолжала я.
- А не хотят сдавать бухгалтеры отчетность в электронном виде и считают это своим правом. Ведь, как вы заметили, по закону мы обязаны принимать отчетность на бумаге, - ответил мне сотрудник УФНС.
"Налоговые" оправдания
Сотрудник управления не стал с нами долго церемониться и просто проводил нас в городскую налоговую инспекцию. Елена Хайрулина, заместитель руководителя ИФНС по г. Архангельску, сначала приняла меня за местного журналиста, и потому тон ее был довольно строгим. Спустя некоторое время она поняла, что я приехала из Москвы, и, сменив интонацию на более доброжелательную, но все-таки рабочую, поприветствовала меня как гостеприимная хозяйка. Вспомнила, что где-то завалялись открытки с видами Архангельска. Но так и не найдя их, начала отвечать на мои вопросы.
- Так почему же вы заставляете ваших плательщиков сдавать отчетность в электронном виде? - обратилась я к Елене.
- Мы не отказываемся принимать в бумажном варианте. Официальных отказов не было, - решительно заявила Елена.
Заместитель руководителя ИФНС рассказала нам, что налоговики стараются не нарушать правил регламента работы с налогоплательщиками и не выходить за рамки программы по модернизации налоговых ведомств. А потому в процессе перехода на электронную отчетность проводят разъяснительные работы среди налогоплательщиков. Причем на самом высоком уровне - с руководителями и их замами.
- Ведь что такое ручной ввод? - объясняла мне Елена. - При нем не исключены ошибки со стороны инспекции и очереди плательщиков.
- Чем они сейчас и недовольны, - продолжила я мысль Елены.
- Да, но я не хочу сказать, что эта наша беда. Мы искали выход из ситуации. Дело в том, что наше здание ограничено по площади: оно изначально строилось вообще как общежитие, - призналась Елена. - И это создает неудобства для налогоплательщиков.
По ее мнению, проблем было бы меньше, если бы скудные возможности инспекции, в частности малые по площади операционные залы, позволяли вмещать большое количество желающих сдать "бумажную" отчетность. Поэтому при каждом удобном случае, на каждом семинаре и встречах с плательщиками налоговые инспекторы настоятельно рекомендуют перейти на "электронку". И даже повесили на дверях инспекции объявление, в котором сообщается, что по техническим причинам налоговая не может принимать декларации в бумажном виде.
Опять нестыковки
Можно согласиться со словами Вячеслава Бабушкина, который сказал, что новая задача не может быть выполнена без проблем. Это верно, но даже те, кто по совету налоговой перешел на сдачу электронной отчетности, все равно остались недовольны. Причины те же, ничего нового: сбои в программах, боязнь, что не примут отчетность и, как следствие, многоразовое посещение инспекции.
Этот вопрос Елена Хайрулина прокомментировала так:
- У нас были конфликтные ситуации с плательщиками, которые не использовали наши форматы записи. Проблемы возникли у тех, кто не записывал программу с наших дисков, а делал это самостоятельно в формате Excel. Хотя налоговая инспекция совершенно бесплатно предоставляет услугу записи.
На мой вопрос, почему же бухгалтеры сопротивляются и не записывают программы, Елена ответила так:
- На разъяснительные беседы люди не идут. Сами записывают программы и приносят отчетность, поэтому и получаются нестыковки.
По словам Елены, новый программный комплекс разработан для идеальных служб. Сейчас в налоговых инспекциях технологические процессы не автоматизированы. И одна из причин такого рьяного внедрения нового программного продукта, по мнению заместителя руководителя городской ИФНС, это показатели работы инспекции с их непосредственными клиентами, которые страдали и скорее всего страдают до сих пор от необоснованно выставленных требований, инкассовых поручений, которые были следствием несвоевременно разнесенных расчетов.
- В переходный период инспекция просто захлебнулась в бумажном потоке, - рассказала Елена Хайрулина.
Чем недовольны предприниматели
Вопрос модернизации налоговых ведомств, конечно, задел и далекий северный город, о чем говорят, точнее, против чего неустанно выступают местные предприниматели. Малочисленность инспекций - на несколько районов приходится одно налоговое подразделение - вот что волнует представителей бизнеса.
- Здесь я не могу вам ничего ответить, - заявила Елена. - Наверное, некорректно обсуждать приказы, которые идут от ФНС.
- А все-таки, как вы считаете, открытие дополнительных инспекций решит существующие проблемы? - решила выяснить я.
- Я не хочу жаловаться и говорить, что нам тяжело. Людей в инспекциях, конечно, не хватает. Работаем в условиях сокращения. Но для улучшения работы с налогоплательщиками увеличение количества сотрудников необходимо хотя бы потому, что сегодня идет нарушение сроков проверки документации. По вопросу увеличения численности сотрудников ИФНС регулярно обращается в вышестоящий орган - УФНС, - говорит она. А у управления свой взгляд на ситуацию. Они советуют искать внутренние резервы. Мы их ищем.
- А ваши внутренние резервы - это сидеть допоздна? - спросила я, заранее зная, что во многих инспекциях так и работают.
- И это тоже, - ответила Елена. - По сути у нас ненормированный рабочий день. Работы очень много, и люди порой делают невозможное. Хотя сегодня отдел ввода можно разгрузить и освободить, если отчетность будут сдавать в электронном виде.
Встреча с аудиторами
В Архангельске журнал "Расчет" совместно с Региональной аудиторской палатой, существующей уже пять лет, провел запланированный круглый стол. На него были приглашены аудиторы, не только состоящие в палате, но и просто желающие принять участие в мероприятии. На встрече поднимались вопросы, которые сегодня так или иначе волнуют архангельских бухгалтеров: взаимоотношения с налоговиками и профессиональный рост современного бухгалтера.
Самым актуальным и животрепещущим на общем обсуждении был вопрос о взаимоотношениях с инспекторами и их неправомерных действиях по отношению к налогоплательщикам. Большая часть аудиторов в прошлом - бухгалтеры. Проработав на архангельских предприятиях не один год, они знают эту профессию на зубок и знают, с какими трудностями сталкиваются местные счетоводы.
Конечно, больше всего внимания досталось электронной отчетности. Владимир Пьянков, президент Региональной аудиторской палаты, заметил, что и городская, и областные инспекции стали забывать, что сдавать отчетность позволено в бумажном виде и никто не может препятствовать этому. Я в свою очередь решила процитировать слова заместителя руководителя городской инспекции Елены Хайрулиной о том, что отказов по приему "бумажной" отчетности никогда не было.
- Неправда, - хором начали возмущаться аудиторы и при этом стали уточнять у меня, кто же это сказал.
Оказалось, что многие собравшиеся считают, что именно замруководителя виновата в "заварухе" с электронной отчетностью и что именно с ее подачи идет отказ в приеме бумажных документов.
- К сожалению, никто не догадался устроить проверку по факту препятствия соблюдения налогоплательщиком законодательства по налогам сборам, - выступила Елена Кузнецова, директор фирмы "Аудит СМ". Если хотя бы одно заинтересованное лицо пригласило работника прокуратуры, то этот вопрос был бы очень просто решен. Единственное, что ни у кого из нас не хватает времени на эту бесполезную войну с системой. И каждый решает эту проблему своими силами.
Неприятный казус
Сезонные столкновения бухгалтеров и налоговиков порождают многочисленные неприятные ситуации, о которых аудиторы готовы рассказывать часами. Вот с чем столкнулась Валентина Намаконова, директор аудиторского центра "Эксперт":
- Когда я отнесла в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность с аудиторским заключением за 2004 год, ее не приняли. Во-первых, заставили сдать дискету за 2004 год, во-вторых, аудиторское заключение, скрепленное вместе с бухгалтерской отчетностью, разорвали и сказали, что в сшитом виде оно им не нужно. Моего бухгалтера тогда чуть инфаркт не хватил.
"Ваше аудиторское заключение никого не интересует. Нам нужна дискета", - процитировала ответ налоговиков Валентина.
Она выходила на областную налоговую, спрашивала, как быть с аудиторским заключением, потому что в электронном виде представление аудиторского заключения не предусмотрено и оно может быть пришито к бухгалтерской отчетности только на бумажных носителях. Но ей только пообещали обратиться в ФНС с запросом. До настоящего времени ничего не решилось.
- Мы не виним людей. Мы говорим о том, что механизм работы с плательщиками у налоговых органов не отлажен и на уровне города, и на уровне области, и я так полагаю, что и на уровне Министерства финансов тоже. Налоговый инспектор - это винтик в большом механизме.
Стой! Снимаем без предупреждения!
Владимир Пьянков решил затронуть и уже успевший нашуметь вопрос безакцептного взыскания до 50 тысяч рублей со счета налогоплательщика.
- Налоговое ведомство всегда работает оперативно, когда надо что-то снять, - высказалась Елена Кузнецова. - А когда что-то необходимо дать бухгалтерам, в соответствии с их правами, оно очень долго собирается это сделать.
Но тем не менее Елена считает, что в заявленной проблеме Владимира нет ничего страшного. У плательщика всегда есть право подать исковое заявление. Конечно, это дополнительные расходы, но механизм работает.
- Страшного-то нет, - согласился Владимир с Еленой. - Но определенная нагрузка на налогоплательщика будет. Я знал одного предпринимателя, с которого взыскали эти деньги и закрыли счет. И он даже госпошлину уплатить не мог, потому что денег не было. Но всегда есть выход из ситуации, можно заплатить через сберкассу, - оптимистично заявила Елена.
- Нет равноправия, - заговорили в разнобой возмущенные аудиторы. - Вот если бы налоговики отвечали в такой же мере, что и бухгалтеры, проблем бы действительно не было.
- А все почему? - поддержал аудиторов Владимир. - Если раньше налоговые инспекции должны были контролировать соблюдение законности, следить за правильностью уплаты, то сейчас они контролируют только полноту уплаты налогов и больше ничего.
"Страшные" налоговики
Тамара Чувакина, директор аудиторской фирмы "АРЭК", рассказала историю из своей практической деятельности, связанную с аудиторской проверкой.
- Приходим на фирму, проводим обязательный аудит. Главный бухгалтер была страшно поражена, что мы "аудируем" не налоговую отчетность, а зачем-то просим бухгалтерский баланс и документы, относящиеся к формированию и использованию прибыли. Когда мы взяли ее учетную политику для целей бухучета и для целей налогообложения, то обратили ее внимание, что учетная политика составляется на основании стандартов по бухучету. Бухгалтер была поражена еще и тем, что они вообще существуют. И первый ее вопрос: а если я этим заниматься не буду, что мне будет? И оказалось, ничего. А вот если она не будет заниматься налоговой отчетностью фирмы, то будут и штрафы, и пени, - с неподдельным возмущением рассказывала Тамара.
Тамара считает, что именно поэтому уровень профессионализма бухгалтеров в Архангельске постепенно снижается. Они думают прежде всего о том, все ли сделали для налоговой инспекции, а не о том, составили ли они грамотную отчетность.
- Тот плательщик, который боится налоговиков, - выгодный плательщик, - дополнила Елена. - Он будет всегда деньги вперед платить и всегда будет идти на поводу у налоговых инспекторов.
В противовес современным архангельским бухгалтерам мои собеседники, многие из которых в прошлом - главные бухгалтеры, тут же начали вспоминать, как даже в отпуске читали ПБУ и вообще - постоянно учились и совершенствовали знания.
- А сейчас специалисты уходят, а на их места приходят сотрудники, не имеющие достаточной квалификации, - назвала очередную проблему Валентина Намаконова. - Они пользуются специальными программами и считают, что компьютер сам формирует проводки и отчетность.
Поэтому, по мнению Валентины, сейчас в список аудиторских функций плавно входит еще одна. Аудитор не столько проводит проверку, сколько пытается помочь молодому бухгалтеру и чему-то научить его.
Проверить или наказать
По рассказам многих бухгалтеров, сегодня одним из способов недобросовестной конкуренции является налоговая проверка. Если кто-то кому-то не угодил, пусть готовится к визиту инспекторов. Так же считают и аудиторы в Архангельске.
- Нашему государству удобно держать плательщика в страхе, - с грустью сказала Елена Кузнецова.
Подытожила нашу беседу о налоговиках и бухгалтерах Тамара Чувакина:
- Бухгалтеры боятся говорить о том, что мы здесь как аудиторы можем свободно высказать. Люди сегодня работают в страхе.
На этом мое общение с аудиторами закончилось. Они успели выговориться, обсудить первоочередные проблемы, а заодно поделиться опытом друг с другом. Встреча им понравилась, и они решили, что встречаться надо чаще. А я отправилась обратно, раздумывая над судьбой архангельских бухгалтеров, которых, похоже, совсем замучили модернизации, реорганизации и совершенствования налогового администрирования, проводящиеся, по словам властей, для их же пользы.
Игорный бизнес вышел из игры
Мэр Архангельска Александр Донской решил проблему налоговых неплатежей с доходов игорного бизнеса, которую никак не могут решить власти страны. Он просто-напросто запретил установку новых игровых автоматов и распорядился о закрытии старых. Такой поступок он объяснил крайней обеспокоенностью благосостоянием архангелогородцев, которые спускают в игорных заведениях крупные суммы денег. Кроме того, решительные меры связаны еще и с тем, что многие игровые автоматы не зарегистрированы и владельцы маскируют их под обычные киоски.
Впрочем, по мнению местных экспертов, это не самый лучший выход из ситуации. Они считают, что вывести игорный бизнес из тени сможет лишь федеральный закон, который будет регулировать размещение и время работы игорных заведений. Но такого закона еще нет.
Новая "дойная корова" для бюджета
Архангельские инспекторы возлагают самые большие налоговые надежды на лесопромышленную отрасль, которая занимает ведущее положение и является бюджетообразующей. На втором месте по уровню доходности в регионе стоят судостроение и машиностроение. Но сейчас в Архангельске, к удивлению самих жителей, начинает развиваться и новая отрасль - добыча и переработка природных ресурсов - алмазов. Область располагает значительным количеством разведанных алмазных месторождений, промышленная разработка которых уже началась. По оценкам специалистов, архангельские алмазы очень качественны. Поэтому у региона есть перспектива сделать эту отрасль самой доходной составляющей бюджета.
А. Германова
"Расчет", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru