Синдром налоговой полиции
Выбить задолженность по зарплате у ликвидированной структуры или организации-банкрота практически невозможно. Даже если ты - бывший налоговый полицейский. Чем реально можно помочь себе в такой ситуации, узнавала наш внештатный корреспондент Ирина Заховаева.
Оставшиеся в погонах остались с носом
До сих пор при упоминании налоговой полиции кто-то перекрестится, а кто-то в ужасе воскликнет: "Чур меня!" Почти все без исключения злорадно улыбаются, когда узнают, что многие полицейские после ликвидации структуры так и не получили положенную им компенсацию.
Сейчас на форуме Федерального казначейства www.roskazna.ru активно обсуждаются жалобы бывших полицейских на несправедливость судьбы. При увольнении им должны были выплатить от 5 до 20 окладов в зависимости от звания и выслуги лет. Прибавьте к этому дополнительные надбавки за награды, отличия и прочие заслуги во время службы в ФСНП, льготы на лечение, оздоровление, и т.д. И не забудьте умножить на 60 тысяч (примерно такое количество сотрудников работало в налоговой полиции). В результате получится кругленькая сумма, которую правительству предстояло разом оторвать от бюджета.
- Решение президента о том, что Налоговая полиция государству больше не нужна, было принято, что называется, с плеча, - рассуждает Максим Головин, бывший налоговый полицейский, сегодня - сотрудник МВД. - Положение о прохождении службы в налоговой полиции предусматривало процедуру ликвидации, определяло суммы компенсационных выплат сотрудникам, но сами механизмы осуществления таких выплат продуманы не были. Государство оказалось в ситуации, мягко говоря, неприятной: нужно было выполнить свои обязательства и выплатить компенсации не только массово увольняемым полицейским, но и всем сотрудникам, работавшим в ФСНП. Понятно, что разом выделять такую большую сумму по этой статье бюджета никому не хотелось, а может, и не моглось.
Вот уже третий год, как полиции больше нет, но многие мои коллеги, и я в том числе, так и не получили причитающиеся суммы. Разумеется, мы не остались на улице. Всем был предложен выбор: перейти на службу в органы МВД либо в Госнаркоконтроль. Те, кто не желал более связывать свою судьбу со службой в правоохранительных органах, могли уйти на гражданку. Говорят, что именно они и получили компенсации в полном объеме. Большинство оставшихся при погонах остались с носом. Лично я с этим смирился. А кто-то до сих пор продолжает отстаивать свои права в суде.
- Максим Сергеевич, если вам совсем не выплатили пособия, почему лично вы решили не отстаивать свои права до конца?
- Компенсации я получил, но лишь частично. Не берусь сейчас называть конкретные цифры, но сумма, по сравнению с положенной, была смешной. А почему не стал таскаться по судам? Это моя личная позиция. Я просто посмотрел на все глазами государства: нас не уволили, а лишь перевели с одной службы на другую. Лично я ничего не потерял в финансовом плане. Разумеется, я был бы не против получить выплаты в полном объеме. Но по опыту других знаю, что судиться с государством - гиблое дело. К тому же во время ликвидационных мероприятий в ФСНП творился такой бардак, что впору было вмешиваться прокуратуре. Я не первый десяток лет на службе, но такого безобразия еще не видел. Все было настолько запутанно, что теперь, как мне кажется, ни одно следствие не разберется.
После того как нам не выплатили обещанных денег, в суд действительно стали массово поступать иски. Но вероятно, сверху была дана неофициальная установка - делать все, чтобы выплаты как минимум растянуть во времени, как максимум - не выплачивать вообще. Извещения о рассмотрении дел истцам доставлялись вечером накануне заседания. Так что многие просто физически не могли явиться в суд или подготовить все необходимые документы. После положительного решения суда далеко не все исполнительные листы признавались ликвидационной комиссией. Но говорят, что сотрудники главка и лица, приближенные к бухгалтерии, по исполнительным листам получили свои деньги полностью. И далеко не всегда в порядке, предусмотренном постановлением Правительства N 143.
Тем не менее, пока существовала ликвидационная комиссия, некоторым особенно настойчивым действительно удавалось добиться справедливости. Но после 30 июня 2004 года, когда ее работа была официально завершена, это стало достаточно проблематично. Истцам вместе с судьями приходилось гадать, кого же определить ответчиком.
- А разве Госнаркоконтроль не является правопреемником ФСНП?
- Лишь фактически. Госнаркоконтролю (его отделениям и управлениям) было передано в оперативное управление все имущество органов налоговой полиции, кроме здания академии, которое закрепили за МВД.
А если так, то вполне логично полагать, что вместе с имуществом этой службе перешла и кредиторская задолженность. Именно на эту структуру было возложено финансирование работы ликвидационной комиссии ФСНП, для чего были специально выделены средства. Но де-юре правопреемство нигде не было оговорено.
Из-за этого, я знаю, даже возникали иногда комичные ситуации. Мой знакомый выиграл в суде у ликвидационной комиссии ФСНП иск. Получил на руки судебное решение и исполнительный лист и счастливый побрел домой. И лишь спустя некоторое время понял, что неизвестно, где теперь получать свои денежки.
Было совершенно непонятно, где находятся (или находились) счета ликвидационной комиссии ФСНП. Каково же было его удивление, когда он узнал, что таких счетов не существовало вовсе, а ликвидационная комиссия уже не действует, да и выплаты уже не производятся. И теперь ему предстоит новая судебная тяжба на предмет определения нового ответчика.
Суд для этого должен установить правопреемство, которого де-юре не было. Но Госнаркоконтроль (как и ФСНП) является федеральным учреждением, а значит, за него всегда отвечает государство, которое и является собственником его имущества. По сути исполнительный лист моего коллеги-полицейского потерял силу. Но задолженность признана и существует. Следовательно, она должна быть погашена.
- Но ведь нельзя в исполнительном листе указать ответчиком государство в целом?!
- В том то все и дело! Государство многолико. Каждая структура отвечает за что-то конкретное. Такого главного распорядителя, как налоговая полиция, уже нет. С иных спрашивать бессмысленно - они здесь ни при чем. С тем же успехом требовать наши деньги можно с Росрыболовства или Минобороны.
- Так у кого же искать правды? Вы сами видите выход из этой ситуации?
- Президент в Указе от 11 марта 2003 г. N 306 обязал правительство обеспечить осуществление всех причитающихся выплат при ликвидации ФСНП. Поэтому именно правительство должно определить, каким образом оно будет с нами рассчитываться. То есть оно должно назначить того, кто конкретно будет производить выплаты, и включить в проект бюджета на следующий год дополнительные средства на эти цели. Суд должен обязать правительство совершить указанные действия. Если оно откажется, тогда признать действия незаконными и уже взыскать задолженность как убытки за счет казны.
Есть и другой вариант. Поскольку средства на осуществление выплат в 2005 году не выделялись, можно сразу взыскать их с казны. Тогда ответчиком станет Минфин в лице территориального органа Федерального казначейства. Ибо интересы Минфина в этом отношении по доверенности представляет именно УФК.
Но, как мне кажется, лучше дождаться начала следующего года. Возможно, правительство и само без всяких судебных исков выделит средства и возобновит выплаты компенсаций.
Когда пахнет жареным
Ситуация, возникшая при упразднении налоговой полиции, показательна. Ликвидация всегда вызывает множество спорных вопросов и конфликтов внутри коллектива и зачастую приводит к такой неразберихе, что иной раз сам черт ногу сломит.
На вопрос, как же себя защитить, правоведы говорят только одно: Трудовой кодекс всегда на вашей стороне. И неважно, работаете ли вы в государственном или частном секторе. Пожалуй, единственное различие между ними заключается в том, что за бюджетное учреждение ответственность всегда несет государство в лице правительства. Поэтому, даже если от родимого предприятия не осталось ни кола ни двора, у вас все равно есть надежда вернуть задолженность. Чего не скажешь о частниках.
Здесь ликвидационная комиссия обычно состоит из руководителя и главного бухгалтера. Если вы - рядовой бухгалтер, то вам нужно будет вовремя подсуетиться, чтобы получить все причитающееся до копейки. Тем более если "вбелую" отражается лишь мизерная часть вашей зарплаты. В таком случае совет один - договаривайтесь с руководством по-хорошему, потому что через суд ничего доказать не удастся.
- Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы определить всех кредиторов и дебиторов, завершить все дела, в том числе финансовые, и погасить всю кредиторскую задолженность, - рассказала Светлана Петрова, советник департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития. - Важно заявить о своих претензиях именно в период работы комиссии. После того как все счета будут закрыты, добиться выплаты задолженности по зарплате или компенсационных выплат, предусмотренных трудовым договором или любым другим нормативным документом, регламентирующим прохождение службы в учреждении, будет проблематично. А иногда и невозможно.
- А что делать, если ликвидационная комиссия по какой-либо причине не удовлетворила претензии увольняемого сотрудника?
- В таком случае можно попробовать обратиться в трудовую инспекцию. Правда, она вам поможет лишь оформить сам факт нарушения Трудового кодекса и трудового договора и сделает предписание вашему руководству. Но в случае если ваша правота неочевидна, лучше сразу обратиться в суд, потому что инспекторы вам не помогут. Мой совет: не тяните с составлением иска. Поспешите прибегнуть к помощи юриста до того, как ликвидационная комиссия завершит свою работу.
Взыскать непосредственно с должника значительно проще, чем с его правопреемников. Учтите, что в частном секторе после ликвидации фирм они остаются не всегда. Зачастую организации исчезают бесследно вместе с вашими деньгами, не оставив после себя никакого имущества.
Если есть наследник
Светлана Ивановна заверила меня, что если фирма исчезла, а вы по какой-то причине не успели потребовать (или потребовали, но безуспешно) выплатить вам задолженность по зарплате, то ваши денежки плакали. Никакой суд или прокуратура уже не сможет вам помочь. Другое дело, если у вашей фирмы остались наследники. Под этим словом подразумеваются не только юридически оформленные правопреемники, но и структуры, которым было передано имущество ликвидированной фирмы.
Именно в такую ситуацию попал мой знакомый Сергей, который работал кассиром в кондитерском магазине одного из городов Иркутской области. Три года назад его фирма обанкротилась. Ликвидационная комиссия долгов по зарплате не вернула. А с 1 января 2005 года вообще перестала существовать. В прокуратуре ему сказали, что денег, увы, не вернуть.
Мы обратились за консультацией к Александру Терновцову, кандидату юридических наук, адвокату, и он сказал следующее: "Хотя ликвидационная комиссия и прекратила свое существование, документы по банкротству остались в полной сохранности. Сергей может оспорить в суде отказ в выплате задолженности по зарплате. Суд проверит имеющиеся документы, допросит свидетелей. Задача заключается в том, чтобы эти свидетели нашлись!"
После этого должна быть назначена экспертиза для того, чтобы определить, есть ли у предприятия нереализованное имущество или другие активы. Ведь взыскание может быть наложено на имущество или активы тех организаций, которые были кредиторами обанкротившегося предприятия и к которым перешло его имущество или активы.
Дело в том, что долги переходят и к правопреемникам, и к наследникам. Судом будет возбуждено исполнительное производство и использованы все допустимые законом меры по розыску имущества или активов. А моему знакомому остается только надеяться на положительный результат и, возможно, предпринять собственные "розыскные" мероприятия в помощь суду. При счастливом стечении обстоятельств он вполне может получить свои деньги.
И. Заховаева,
внештатный корреспондент
"Расчет", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru