Мы являемся заказчиком-застройщиком по строительству объекта областного подчинения, финансирование строительства осуществляется за счет средств областного бюджета. Нами заключен договор на исполнение областной адресной инвестиционной программы по строительству. По уставу мы являемся государственным учреждением, наш устав утвержден администрацией области (учредитель). Ведение бухгалтерского учета осуществляем с учетом Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина РФ от 30.12.93 N 160) и ПБУ 2/94.
Учет капитальных затрат по строительству объекта ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н. В ходе аудиторской проверки нам было указано, что мы - бюджетная организация, так как по уставу являемся государственным учреждением, и должны использовать бюджетный План счетов. Но ведь для заказчика-застройщика предусмотрен План счетов на основании действующих норм и правил бухгалтерского учета, установленных Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, то есть коммерческий План счетов, что вступает в противоречие с выводами аудиторов.
Какой все-таки План счетов следует применять заказчику-застройщику, который является государственным учреждением?
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. Письмом Минфина РФ от 30.12.93 N 160) действительно является обязательным для всех предприятий и организаций, осуществляющих долгосрочные инвестиции, независимо от форм собственности. Однако на вашу организацию его действие не распространяется, поскольку вы в рассматриваемой ситуации не являетесь инвестором.
Нормы ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (утв. Приказом Минфина РФ от 20.12.94 N 167) также не касаются вашей организации, поскольку указанное Положение устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство. Заключенный вами договор не является договором подряда, поскольку как по форме, так и по сути не отвечает требованиям главы 37 "Подряд" ГК РФ.
План счетов бухгалтерского учета... (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) должен вестись в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующих метод двойной записи, кроме кредитных и бюджетных организаций.
Для бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях применяется другой, специальный, так называемый бюджетный План счетов, который содержится в Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 N 70н). Эта Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Ваша организация является бюджетным учреждением, поскольку соответствует всем требованиям, которые содержатся в п. 1 ст. 161 БК РФ: создана органами государственной власти для осуществления управленческих функций и финансируется из бюджета на основе сметы доходов и расходов. Это означает, что вы обязаны соблюдать единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установленный Инструкцией по бюджетному учету, и использовать План счетов для бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 N 70н).
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "ЭЖ"
1 декабря 2005 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 49, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.