Реформа: от модернизации к интеграции
Пасмурно, господа реформаторы...
Из древнеримских анналов
В попытках реформировать российское здравоохранение исходят из трех традиционных моделей: немецкой (Бисмарка), английской (Бевереджа) и советской (Семашко). Однако всем им присущ общий недостаток - недооценка резервов здоровья людей как главного инвестиционного ресурса экономики. Необходима иная логика реформы здравоохранения: его интеграция в национальную экономику. Такой подход формирует качественно новый класс моделей здравоохранения.
Необходимость интеграции
Объективная необходимость интеграции здравоохранения в экономику определяется тремя причинами. Первая - сохранение коренных проблем в этой сфере [3, 21, 29, 34]. Наше здравоохранение паразитирует на болезнях, т.е. борется против них и существует за их счет. Оно абсолютно (на 93-95%) монополизировано государством [8, 33]. Результат этого - массовое отчуждение населения от своего здоровья [26, 30]. Остаточный подход к финансированию здравоохранения определяет унизительную оплату медицинского труда [4]. Врач восстанавливает главную производительную силу человека - здоровье, а его труд оплачивается в зависимости от возможностей государственного бюджета. Разве не здравоохранение сохраняет здоровье, в то время как все другие отрасли экономики его потребляют? [10] Наше государство оказалось способным осуществить всеобщую деградацию медицинского труда и здоровья людей, извратить институт профилактики, основой работы которого было своевременное выявление больных. Но остановить этот процесс путем реформирования только государственного здравоохранения, организовать подлинное оздоровление населения оно не в состоянии [8, 42]. Происходящее следует квалифицировать не как кризис здравоохранения, а как его упадок, усиливаемый самой экономикой.
Вторая причина - застарелые проблемы российской экономики. У нее те же недостатки, что и у здравоохранения - чрезмерное вмешательство государства, низкооплачиваемый труд, незащищенность прав собственности на рабочую силу [26]. Но у нашей экономики есть еще один системный недостаток - это экономика нездоровья. То есть ресурсы здоровья людей пока не являются ни объектом экономической оценки [13, 15, 18], ни критерием развития экономики [9, 14, 16]. Президент, депутаты, правительство, медицинская и демографическая наука опираются на информацию о болезнях и смертности населения. Но это запаздывающие показатели, не пригодные для управления. Наряду с этим несоразмерные цене здоровья надбавки за вредные условия труда зафиксированы в многочисленных федеральных законах и распоряжениях правительства. Гарантируемая оплата труда россиян - на уровне 1,0-1,5% от западноевропейской, а фактическая - 2-2,5%. При этом на граждан дополнительно сбрасываются издержки по поддержанию здоровья, которые обусловлены вредными условиями труда, плохой экологией, низким качеством медицинских услуг, воды и продуктов питания. Вот итог такой "экономики": продолжительность жизни российских мужчин почти на 2 года меньше возраста выхода на пенсию, а показатели мужской смертности и травматизма превышают европейские в 4-5 раз.
Третья причина - это недооценка значимости в модернизации экономики человеческого капитала и его естественной составляющей - здоровья [10]. Именно сфера непосредственного воспроизводства человека и его здоровья - стратегический резерв развития стран с рыночной экономикой. Успехи Сингапура, Тайваня и Японии объясняются высоким качеством их рабочей силы. Здоровье больше чем просто ресурс, как газ, лес, уголь. Это - производительный ресурс или капитал. Все, что производится, связано с расходованием жизненной энергии и здоровья человека. В России крайне мало благ, наращивающих богатство страны. Здоровье и есть основной капитал экономики [14]. Поэтому инвестиции в здоровье, ценность которого непрерывно возрастает во времени, будут в решающей степени определять развитие России. Все это указывает на то, что организация здравоохранения в отрыве от общеэкономических проблем носит ограниченный и стихийный характер.
Макроэкономика здоровья
Ресурсы здоровья россиян с их опытом и знаниями являются тем капиталом экономики, на основе которого возможен устойчивый экономический рост. Приведем сравнительные оценки влияния на прирост ВВП следующих факторов: 1) иммиграционная активность; 2) увеличение трудоспособного периода российских мужчин; 3) увеличение их ресурсов здоровья; 4) потери населения от ВИЧ/СПИД; 5) трудовые потери на производстве.
Приток 5,4 млн. мигрантов в 1989-2002 гг., с учетом имеющихся на тот период 89 млн. активного населения, составил 6,1% (5,4х100:89). Для оценки влияния такой иммиграционной активности на прирост ВВП воспользуемся примером Великобритании, где рост иммиграции на 1% увеличивает ВВП на 1,5% [46]. Получается, 6,1% иммигрантов за 13 лет дали почти 9,2% (6,1 х 1,5) прироста ВВП, или по 0,7% (9,2 : 13) в год. По прогнозу Министерства экономического развития и торговли РФ, приток мигрантов в 2005-2008 гг. составит в среднем по 160 000 человек ежегодно [2]. С учетом сегодняшних 74,4 млн. экономически активного населения вклад этих 160 000 иммигрантов в прирост ВВП составит 0,3% (0,16 х 100 : 74,4 х 1,5) в год.
Увеличение трудоспособного периода (30-58 лет) российских мужчин, скажем, на 2 года, с 28 до 30 лет (30-60 лет), равнозначно росту их численности на 7,1% (2 х 100 : 28). В пересчете на прирост ВВП - это почти 11% (7,1 х 1,5), или по 1,1% (11:10) в год. Если учесть, что трудоспособный период мужчин в течение 10 лет может быть увеличен на 4 года (с 28 до 32 лет) или на 6 лет (с 28 до 34), то в пересчете на ежегодный прирост ВВП это составит, соответственно, 2,1% (4 х 100 : 28 х 1,5 : 10) и 3,2% (6 х 100 : 28 х 1,5 : 10).
Произведем оценку влияния ресурсов здоровья российских мужчин на прирост ВВП, опираясь на такие параметры, как средний возраст (30 лет) и потенциал здоровья (0,35, что соответствует среднему уровню здоровья). Повышение потенциала здоровья до 0,39 увеличивает трудоспособный период мужчин в среднем на 2 года, с 28 до 30 лет. Для оценки ресурсов здоровья в натуральном выражении используется показатель "ожидаемые годы здоровой жизни по Кашину" (квит). Ресурсам здоровья в 1 квит соответствует потенциал здоровья 1 и продолжительность жизни 1 год [24]. Ресурсы здоровья россиянина в возрасте 30 лет с учетом потенциала здоровья 0,35 и его снижения в течение последующих 28 лет (на рисунке - это площадь прямоугольного треугольника с катетами 0,35 и 28) составят 4,9 квит (0,35 х 28 : 2). После повышения потенциала здоровья до 0,39 и его снижения в течение последующих 30 лет трудоспособности ресурсы здоровья россиянина составят почти (рис.) 5,9 квит (0,39 х 30 : 2). Такое увеличение ресурсов здоровья мужчин с 4,9 квит на один здоровый год равнозначно росту их численности на 20,4% (1 х 100 : 4,9). Это почти 31% (20,4 х 1,5) прироста ВВП, или по 3,1% (31 : 10) в год. Если учесть, что ресурсы здоровья за 10 лет могут быть увеличены на 1,8 квит (0,42 х 32 : 2-4,9) и на 2,6 квит (0,44 х 34 : 2-4,9), то в пересчете на ежегодный прирост ВВП это составит, соответственно, 5,5% (1,8 х 100 : 4,9 х 1,5 : 10) и 8,0% (2,6 х 100 : 4,9 х 1,5:10).
Оценим снижение ВВП от ВИЧ/СПИД и трудовых потерь на производстве. Согласно последним данным ЮНИСЕФ и ООН, сегодня в России инфицирован каждый сотый, или 1,4 млн. человек. По прогнозу британских ученых, к 2007 г. будет инфицировано уже 5% населения. Для оценки потерь в ВВП воспользуемся другим соотношением [46]: уменьшение трудоспособного населения на 1% снижает ВВП на 1,5%. Отсюда потери России в ВВП от ВИЧ/СПИД в 2005-2007 гг. составят в среднем по 2,5% (5 х 1,5 : 3) в год. С учетом ежегодного уменьшения в этот период трудоспособного населения на 300 000 человек [2] и наличия почти 5,0 млн. работающих с профессиональными заболеваниями (из них 1,1 млн. ежегодно выходят на первичную инвалидность, а 3,9 млн. дают в среднем 30% трудовых потерь) потери ВВП составят почти по 2,8% [(0,3 + 1,1 + 3,9 х 0,3) х 100 : 140 х 1,5] в год. При этом общие потери ВВП составят 5,3% (2,5 + 2,8) ежегодно. Все приведенные оценки сведены вместе (табл.). Они показывают: реальной альтернативой компенсации уменьшения российского ВВП от ВИЧ/СПИД и трудовых потерь надо считать увеличение ресурсов здоровья россиян.
С помощью экономики здоровья определяется также необходимый объем финансирования медицинских услуг. Для этого используется понятие "рента здоровья" [7]. Если предприятия и государство пользуются здоровьем как экономическим фактором, то они должны делиться с работником частью дохода, превышающей их затраты на оплату труда. Занижая заработную плату ниже уровня выживания, они нарушают абсолютное право каждого гражданина на жизнь и здоровье. Ведь это не природная рента, которая принадлежит всем. У россиянина с прожиточным уровнем 70 долл. в месяц ренты здоровья в год изымается 1,6 тыс. долл., а при 100 долл. - 1 тыс. долл. [9, 16]. Для России объем невосстановленных ресурсов здоровья в 2002 г. оценивался в 172 млрд. долл. Это говорит о наличии в России самой крупной теневой экономики - экономики нездоровья. Вес ее в ВВП составляет почти 43% [43]. С учетом роли самого здравоохранения как фактора (10%) оздоровления людей объем добавочного финансирования медицинских услуг должен составить 17,2 млрд. долл., или около 3,5-3,7% ВВП.
Модели ВОЗ
Экономика здоровья в формировании новых подходов к решению проблем здравоохранения [3, 21, 25, 29, 31, 32, 34, 35, 38, 39, 42] выводит нас на разработку моделей Высокой организации здравоохранения (ВОЗ). Реализация таких моделей не является российской прерогативой. Для России, с ее затратами на здравоохранение в 2,9% ВВП, и для США, где этот процент близок к 14, а также для других развитых стран общими проблемами стали: стихийный рост цен на медицинские услуги, постарение населения, демографические проблемы, рост влияния на здоровье техногенных факторов и таких заболеваний, как ВИЧ/СПИД. При этом ресурсы здоровья людей пока не являются объектом ни политики, ни экономики, ни права. В реализации моделей ВОЗ выделяются семь приоритетов.
Первый - политика здоровья и долголетия. Ее цель - создание общества, в котором люди могли бы работать, пока они имеют здоровье, желание и необходимые способности. Поэтому деятельность президента, депутатов, правительства и губернаторов должна оцениваться, в том числе, и через объем и качество здоровья населения [16, 43]. Следовало бы поставить и решать новую общенациональную задачу: увеличение ресурсов здоровья и активного долголетия россиян. Для этого потребуется включение ресурсов здоровья в определение национального богатства и отражение их в системе национальных счетов.
Второй - ориентация экономики на здоровье. Суть этого состоит в преодолении несоответствия между ценностями, заключающимися в самом здоровье, и всеми другими материальными ценностями [11]. На уровне предприятий необходима организация рынка прав на сверхнормативное потребление ресурсов здоровья [14, 20], что сориентирует их на управление ресурсами здоровья. Руководители должны понимать, что здоровье работников - нематериальный актив, повышающий стоимость и капитализацию компании [40]. На региональном уровне необходим мониторинг потенциала ориентации экономики на здоровье.
Третий приоритет - персонификация здоровья. То есть создание условий для самодеятельного здоровья [8, 26], включая регулярную его оценку и мотивацию. Исходя из двойственного характера труда (как труда по производству товаров и услуг и труда по саморазвитию человека), поддержание здоровья - это специфическая самоуслуга, замещающая труд медицинских работников, тренеров, методистов [26]. А ее стимулами могут быть надбавка за здоровье [12, 30], сниженный страховой тариф [28], налоговые вычеты на инвестиции, связанные с посещением диагностических центров и бассейнов. Или включение, как в американских корпорациях, занятий фитнесом в рабочее время.
Четвертый - мотивация врача на здоровье пациента. По мнению самих врачей, без учета резервов здоровья в процессе лечения не обойтись. На это нацеливает и Всемирная организация здравоохранения. Ее "Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья" содержит "составляющие здоровья". Их стоимостная оценка [4, 36, 37, 44, 45] позволит перейти на оплату труда врача и медицинского учреждения с учетом ресурсов здоровья пациентов [17]. При этом перед здравоохранением открывается большая перспектива: оказание услуг по управлению корпоративными и национальными ресурсами здоровья.
Страхование здоровья - пятый приоритет. Сегодня ОМС носит фискальный характер [1, 23], т.к. размер страхового тарифа не связан с качеством здоровья. Вместе с ДМС, пенсионным и социальным страхованием оно не стимулирует человека и предприятие к сохранению и приумножению ресурсов здоровья. Страхование здоровья [19, 28] направлено на повышение качества медицинских услуг и сдерживание роста их цен. Для стимулирования активного долголетия в пенсионной реформе могут использоваться такие показатели, как потенциал здоровья, износ ресурсов здоровья и эффективный возраст.
Шестой - развитие рынка организационных технологий оздоровления. Сегодня на рынке здоровья отсутствуют услуги по оценке и мониторингу ресурсов здоровья. Таких услуг пока не предлагают ни фитнес-центры, ни санатории-профилактории, ни сетевые компании, работающие на рынке биологически активных добавок [41]. Развитию бизнеса этих компаний будет способствовать их переориентация с ведущей роли товара на услугу как комплексное решение проблемы увеличения ресурсов здоровья [22, 27]. При этом фокус внимания смещается с качества товара на качество услуг, привлечение и удержание клиентов. Развитию рынка таких технологий будет способствовать подготовка специалистов по экономике здоровья, оценке и менеджменту ресурсов здоровья.
И седьмой приоритет - "профилактика" законотворчества. Сегодня здоровье у нас "охраняется" после того, как потеряно [5, 6]. Следовало бы пересмотреть законы в трудовой сфере с позиций их "ценности" для здоровья. Нужен закон РФ "Об экспертизе законопроектов с оценкой экономических последствий для здоровья". В международном плане необходим межгосударственный рынок квот на сверхнормативные потери ресурсов здоровья [43]. По нему страны смогут устанавливать пороговые значения таких потерь. Скажем, ограничить потери населения от ВИЧ/СПИД к 2010 г. уровнем 2007 г.
Следование указанным приоритетам открывает принципиально новый класс моделей здравоохранения. Их главное отличие - интеграция в экономику. А традиционные модели (немецкая, английская и советская) могут быть объединены в одну группу и в основном использоваться в реформировании государственного здравоохранения. У моделей ВОЗ главный критерий и основной объект - ресурсы здоровья населения. Поэтому эти модели имеют качественно новые показатели и механизмы реализации. Например, рента здоровья, рентное финансирование, самодеятельное здравоохранение, плата за ресурсы здоровья, рынок прав на их сверхнормативное потребление, управление ресурсами здоровья. Для России модели ВОЗ - основа жизнеспособности страны и конкурентоспособности ее экономики. Разработка и реализация моделей и национальных концепций ВОЗ открывает новые направления деятельности таких международных институтов, как Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда и др.
Рисунок. Ресурсы здоровья российского мужчины, квит
Таблица
Оценка влияния на ВВП факторов, %
Фактор | Прирост, потери (-) в год, % |
Иммиграционная активность, мигрантов в год | |
415 000 человек | 0,7 |
160 000 человек | 0,3 |
Увеличение трудоспособного периода жизни российских мужчин, лет | |
на 2 года, с 28 до 30 лет (30-60 лет) | 1,1 |
на 4 года, с 28 до 32 лет (30-62 года) | 2,1 |
на 6 лет, с 28 до 34 лет (30-64 года) | 3,2 |
Увеличение ресурсов здоровья российских мужчин, здоровых лет | |
на 1 квит, с 4,9 до 5,9 квит | 3,1 |
на 1,8 квит, с 4,9 до 6,7 квит | 5,5 |
на 2,6 квит, с 4,9 до 7,5 квит | 8,0 |
Потери населения от ВИЧ/СПИД | -2,5 |
Трудовые потери на производстве | -2,8 |
Список использованной литературы
1. Байков Н.М., Кашин В.И., Гордиенко Н.В. Медицинское страхование в общественном мнении жителей крупного дальневосточного города // Основные направления развития медицинского страхования в условиях реформирования здравоохранения Дальнего Востока России: Сб. мат-ов регион. научн.- практ. конф. - Хабаровск, 1996. - С. 136-139.
2. Вымирание россиян не останавливается // Деньги. N 33. 22.08-28.08.2005. - С. 6-7.
3. Вялков А.И., Кашин В.И.. Социально-экономические аспекты совершенствования системы воспроизводства здоровья населения Дальнего Востока // Здравоохранение Российской Федерации. - 1991. - N 12. - С. 12-13.
4. Вялков А.И., Кашин В.И., Топалов К.П. Совершенствование работы учреждений здравоохранения на основе контрактных отношений // Здоровье населения Сибири: Сб. мат-лов конф. Т. I. - Новокузнецк: СО РАМН, 1993. - С. 10-11.
5. Григорьев Ю.А., Кашин В.И. Закон о здоровье как концептуальная основа формирования и развития здорового образа жизни // Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни: Тез. конф. (5-7 дек. 1990 г.). - М., 1990. - С. 10-11.
6. Григорьев Ю.А. Кашин В.И. Закон о здоровье в СССР - необходимый этап реализации конституционных гарантий его охраны и совершенствования // Проблемы экологии человека в Сибири: Тез. докл. к регион. конф. Т.3. - Новокузнецк, 1990. - С. 19-21.
7. Kashin V.I. Economic Rent of Health as the Financial Source of Health Care // The II-ND International Symposium of Japan-Russia Medical Exchange Foundation and the nea Region: Program and Abstracts. - Vladivostok, 1994. - P. 127.
8. Кашин В.И. Интенсификация развития трудового потенциала на основе самовоспроизводства здоровья // Автореф. дисс. канд. эк. наук.Хабаровск, 1990. - 19с.
9. Кашин В.И. Капитал, который мы не замечаем // Медицинская газета, N 53. - 14 июля 2004 г. - С. 10.
10. Кашин В.И. Методологические аспекты активизации человеческого фактора на основе самовоспроизводства здоровья // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса: Тез. докл. Всес. научн. конф. Секция 2. - Новосибирск, 1989. - С. 136-140.
11. Кашин В.И. Модернизация российской экономики с позиций ее ориентации на здоровье // Модернизация экономики России: социальный контекст: доклад на IV Междунар. научн. конф., 2-4 апреля 2003 года. - М.: Vision International People Group, 2003. 13 с.
12. Кашин В.И. Надбавка за здоровье как элемент управления самовоспроизводством рабочей силы и населения // Вопросы совершенствования управления трудом в условиях перестройки: Тез. докл. и выступл. Респ. научн.-практ. конф. Секция 3. - Алма-Ата, 1988. - С. 9-11.
13. Кашин В.И. Научно-организационные аспекты оценки здоровья как ресурса // Проблемы и методические аспекты оценки и прогнозирования здоровья населения: Тез. докл. Всеросс. научн.- практ. конф. - Ангарск, 1997 г. - С. 16-18.
14. Кашин В.И. Ориентация экономики на здоровье - основа эффективной корпоративной социальной политики. В кн.: Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учебное пособие/Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова. - М. : Изд. - торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. - С. 653-665.
15. Кашин В.И. О статье В.Н. Кораблева и К.П. Топалова к проблеме здоровья как экономического ресурса общества // Дальневосточный медицинский журнал. - 1998, N 1. - С. 41-43.
16. Кашин В.И. Отложить нельзя реформировать // Медицинская газета, N 59. - 8 августа 2005 г. - С. 6-7.
17. Кашин В.И. Оценка работы медицинских учреждений с позиций сохраненных ресурсов здоровья // Всеросс. конгресс "Профессия и здоровье": Мат-лы конг., Иркутск, 18-19 сентября 2003 года. - М.: 2003. - С. 291-292.
18. Кашин В.И. Оценка ресурса здоровья как новый вид оценочной деятельности // Первая Дальневосточная научно-практическая конференция: Проблемы и практика оценочной деятельности в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири: Мат-лы конф. - Хабаровск, 1997.- С. 56-60.
19. Кашин В.И. Проблемы развития страхования с позиций здоровья как экономического ресурса // П Основные направления развития медицинского страхования в условиях реформирования здравоохранения Дальнего Востока России: Сб. мат-ов регион. научн.- практ. конф.- Хабаровск, 1996.- С. 148-153.
20. Кашин В.И. Проблемы и механизмы ориентации российской экономики на здоровье // Ш Всеросс. конгресс "Профессия и здоровье": Мат-лы конг., Москва, 12-14 октября 2004 года. - М.: 2004. - С. 337-338.
21. Кашин В.И. Проблемы становления рыночной структуры здравоохранения // Основные направления реформы здравоохранения в условиях медицинского страхования: Сб. докл. участников Дальневосточ. научн.-практ. конф. - Хабаровск, 1994. - С. 22-29.
22. Кашин В.И. Проект "Оценка и приумножение ресурсов здоровья". В кн.: Здоровье-Москва 2005: Адресно-телефонный справочник. М. : Изд. ЗАО "ЕВРО-АДРЕС", 2005. - С. 18.
23. Кашин В.И. Ресурсы здоровья как объект добровольного медицинского страхования // Дальневосточный медицинский журнал. - 2001, N 1. - С. 41-44.
24. Кашин В.И. Ресурсы здоровья - объект оценки рыночной экономики // Вопросы оценки. - 2003, N 2. - С. 38-47.
25. Кашин В.И. Самовоспроизводство здоровья как концептуальная основа развития и самоорганизации "индустрии здоровья" // Организация и управление: Тез. докл. Всес. научн.-теорет. конф. Секция 9. - Минск, 1989. - С. 59-60.
26. Кашин В.И. Самовоспроизводство здоровья (с позиций отношений собственности) // Собственность: проблемы развития: Сб. стат. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. - С. 177-191.
27. Кашин В.И. Система ключевых показателей работы социального комплекса Правительства Москвы. В кн. Лучшие проекты для здоровья Москвы и москвичей (по результатам общественной, независимой экспертизы качества методов, товаров и услуг медицинского, экологического и оздоровительного назначения). Т.1. Вып.1. Отв. ред. Г.В. Мельников. М.: Изд. нац. об-ва качества. - 2004. - С. 95-97.
28. Кашин В.И. Страхование здоровья как основа новой модели развития здравоохранения // П Всеросс. конгресс "Профессия и здоровье": Мат-лы конг., Иркутск, 18-19 сентября 2003 года. - М. : 2003. - С. 292-294.
29. Кашин В.И., Топалов К.П., Брусиловский В.Л. Формирование целостной системы охраны здоровья на региональном уровне // Здоровье населения Российской федерации и пути его улучшения: Мат-лы I научн.- практ.конф. 30-31 мая 1994 года, Москва. - М. : НПО "МедСоцЭконИнформ", 1994. - С. 238-239.
30. Кашин В.И., Топалов К.П., Гордиенко Н.В. Методические подходы к оценке мотивации здоровья // Здоровье населения Российской федерации и пути его улучшения: Мат-лы I научн.-практ. конф. 30-31 мая 1994 года, Москва. - М. : НПО "МедСоцЭконИнформ", 1994. - С. 259-260.
31. Кашин В.И., Топалов К.П., Гордиенко Н.В. Механизм реализации научно-методического обеспечения перехода Хабаровского края на обязательное медицинское страхование // Отчет о НИР. Разделы: Аннотация, формализован. карта выполнен. работы по догов. с Минздравмедпромом РФ N 101/023/010: Фонды НПО "Медсоцэкономинформ". - М., 1994. - 4с.
32. Кашин В.И., Топалов К.П., Гордиенко Н.В. Экономические проблемы здравоохранения в условиях реформы // Экономика Дальнего Востока в условиях реформы: Материалы междунар. научн. конф. - Хабаровск-Владивосток, 1995. - С. 252-257.
33. Kashin V.I., Topalov K.P. Conceptual Basis of Health Reproduction in the Far East // The II-ND International Symposium of Japan-Russia Medical Exchange Foundation and the nea Region: Program and Abstracts. - Vladivostok, 1994. - P. 127-128.
34. Кашин В.И., Топалов К.П. Региональное здравоохранение: становление новой парадигмы // Стратегия здоровья: интеллектуальное обеспечение медицины: Тез. докл. Ш Междунар. форума. - Крым, Гурзуф, 1994. С. 21-23.
35. Kashin V.I., Topalov К.P. Petrichko M.I. Healthcare system reform: approachbased on health as a resource // The Fifth International Symposium of the Japan-Russia Medical Exchange: Program and Abstracts. - Sapporo, 1997. - P. 178.
36. Кашин В.И., Топалов К.П. Совершенствование ценообразования медицинских услуг: методологический аспект // Первый национальный конгресс по профилактической медицине: Тез. докл. Т.I. - Санкт-Петербург, 1994 . - С. 71-72 .
37. Кашин В.И., Топалов К.П. Формирование механизма лицензирования качества медицинской помощи // Здоровье населения Сибири: Сб. мат-лов конф. Т.I.- Новокузнецк: СО РАМН, 1993.- С. 14-15.
38. Кашин В.И., Топалов К.П., Юшманов В.В. Логика и условия становления регионального здравоохранения // Экономика Дальнего Востока в условиях реформы: Мат-лы второй междунар. научн. конф. - Хабаровск - Владивосток, 1995. - С. 274-278.
39. Кашин В.И., Топалов К.П., Юшманов В.В. Экономические и региональные проблемы здоровья: состояние и направления исследований // Исследования региональных проблем: материалы годичной сессии 1995 года. - Биробиджан, 1996. - С. 21-23.
40. Кашин В.И. Управление корпоративными ресурсами здоровья как конкурентное преимущество // 18-й Всемирный Конгресс Международной Ассоциации по Организационному Развитию: Эффективность через инновации. Внедряемость изменений. Мат-лы конг., 8-12 сентября 2003 г. - Санкт-Петербург, 2003. - С.97.
41. Кашин В.И. Эффективность биологически активных добавок к пище с позиций улучшения качества здоровья // VII Всеросс. конгресс "Здоровое питание населения России" : Мат-лы конгресса, 12-14 ноября 2003 года. - М.: 2003. - С. 229-231.
42. Леденев М.И., Кашин В.И., Топалов К.П., Вялков А.И. Здравоохранение: логика реформирования // Первый национальный конгресс по профилактической медицине: Тез. докл. Т. II. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 4.
43. Реальный сектор экономики (интервью, беседовала Анна Антонова) // Ремедиум, апрель, 2005 г. С. 25-28.
44. Топалов К.П., Кашин В.И., Брусиловский В.Л. Организационно-экономическое обеспечение качества медицинской помощи // Первый национальный конгресс по профилактической медицине: Тез. докл. Т. III. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 61-62.
45. Топалов К.П., Кашин В.И.. Ценообразование медицинских услуг: новые подходы // 3доровъе населения Российской федерации и пути его улучшения: Мат-лы I научн.-практ. конф. 30-31 мая 1994 года, Москва. - М. : НПО "МедСоцЭконИнформ", 1994. - С. 221-222.
46. Учет гостей // Ведомости. 2004. N 10. 4 окт. - С. А4.
47. Цена вопроса: СПИД угрожает России // Ведомости. N 91, четв., 30 мая 2002 г. - С. А4.
В. Кашин,
к.э.н.,
Департамент экономики здоровья Vision International People Group
"Ремедиум", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru