Заполнение налоговой декларации по земельному налогу
Организации и индивидуальные предприниматели, земельные участки которых находятся на территориях муниципальных образований, представительные органы которых приняли нормативный документ о введении земельного налога, должны отчитаться по этому налогу за 2005 г. в срок не позднее 1 февраля 2006 г. При этом необходимо представить налоговую декларацию по новой форме, порядку заполнения которой посвящена эта статья.
Форма налоговой декларации по земельному налогу и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 23.09.05 г. N 124н (зарегистрирован Минюстом России 18.10.05 г. N 7076). Ее представляют организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являющиеся непосредственно плательщиками земельного налога.
При этом следует иметь в виду, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Также следует обратить внимание на тот факт, что налоговую декларацию подают и те налогоплательщики, которые освобождены от уплаты земельного налога на основании предоставленных льгот как на федеральном, так и местном уровне в соответствии со ст. 387, 391 и 395 НК РФ.
Объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта о введении земельного налога, принятого представительным органом муниципального образования.
Кроме того, в ст. 389 НК РФ указаны земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения. К ним относятся участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ), которые заняты:
государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
объектами организаций федеральной службы безопасности;
объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
воинскими и гражданскими захоронениями;
инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
не признаются объектом налогообложения также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которым относятся:
земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
земельные участки в пределах лесного фонда;
земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами (п.п. 2-5 п. 2 ст. 389 НК РФ).
земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Что касается правоудостоверяющих документов на земельные участки, напомним, что ст. 8 Федерального закона от 29.11.04 г. N 141-ФЗ содержит положение, касающееся определения налогоплательщиков при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки. В таком случае налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков. При этом необходимы следующие документы:
свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ N 1767);
государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (далее - постановление N 493);
свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.92 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (далее - постановление N 177);
акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, о предоставлении земельных участков.
Необходимо заметить, что постановления N 493 и N 177, Указ N 1767 отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.02 г. N 919 и Указом Президента Российской Федерации от 25.02.03 г. N 250. Вместе с тем государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей, а также свидетельства о праве собственности на землю, формы которых утверждены названными нормативными правовыми актами, признаются действительными (согласно Федеральному закону от 25.10.01 г. N 137-ФЗ и ст. 8 Федерального закона от 29.11.04 г. N 141-ФЗ).
Порядок представления
Налоговая декларация представляется организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы, в которых они состоят на учете по месту нахождения земельных участков. При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения на территории одного муниципального образования в налоговый орган по месту нахождения земельных участков представляется одна налоговая декларация. На каждый объект налогообложения (долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист соответствующего раздела 2, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Налоговая декларация представляется также инвестором по каждому соглашению о разделе продукции по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения о разделе продукции. Если участок недр расположен на континентальном шельфе России и (или) в пределах исключительной экономической зоны России, инвестор представляет налоговую декларацию в налоговый орган по местонахождению данного участка недр.
Налоговая декларация должна представляться на бумажном носителе или в электронном виде. При обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок, повлекших завышение (занижение) подлежащей уплате в бюджет суммы налога или неполного отражения сведений, а также неотражения сведений, в налоговую декларацию вносятся изменения. Изменения вносятся путем представления корректирующей налоговой декларации за соответствующий прошлый налоговый период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных изменений.
Титульный лист
Титульный лист представляют все налогоплательщики, разделы 1 и 2 также обязательные, заполняются в зависимости от наличия у налогоплательщика соответствующих земельных участков.
Российские организации на титульном листе указывают ИНН и КПП по своему месту нахождения на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории России по форме, утвержденной приказом МНС России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309, или свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории России по форме, утвержденной приказом МНС России от 3.03.04 г. N БГ-3-09/178.
Если налоговая декларация представляется индивидуальным предпринимателем, то на титульном листе указывается ИНН на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории России по форме, утвержденной приказом МНС России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309, или свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории России по форме, утвержденной приказом МНС России от 3.03.04 г. N БГ-3-09/178.
Организации отражают ОГРН в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439.
Индивидуальные предприниматели указывают ОГРНИП на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированных до 1 января 2004 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439.
Организации и индивидуальные предприниматели отражают на титульном листе код вида экономической деятельности (ОКВЭД) согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Раздел 1
Раздел 1 налоговой декларации заполняется на основании показателей раздела 2 по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований. Здесь отражаются:
наименование соглашения о разделе продукции (для участков недр, предоставленных в пользование на условиях соглашения о разделе продукции)(строка 001);
код бюджетной классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации (в 2006 г. земельный налог по налоговой декларации за 2005 г. уплачивается по кодам бюджетной классификации, отраженным в приказе Минфина России от 14.09.05 г. N 119н "О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год") (строка 010);
код административно-территориального образования, на территории которого осуществляется уплата налога, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, по которому подлежит уплата суммы налога (строка 020);
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения земельных участков по соответствующему коду КБК и ОКАТО (строка 030);
сумма налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода (строка 040).
Обратите внимание, что в разделе 1 предусмотрены блоки строк 010-040. Это позволяет налогоплательщику заполнить налоговую декларацию в случае, если его объекты налогообложения находятся на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых одним налоговым органом. По каждому из них заполняется отдельный блок (строки 010-040).
Раздел 2
Раздел 2 предназначен для заполнения показателей отдельно по каждому земельному участку (а также доле в праве на земельный участок), находящемуся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организации или физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, в отношении земельных участков, используемых им в предпринимательской деятельности. Этот раздел охватывает всех налогоплательщиков и заполняется по любым видам земель. В нем ведется расчет налоговой базы и суммы налога отдельно по каждому земельному участку.
Напомним, если организация имеет несколько земельных участков одной категории земель, то раздел 2 она должна заполнить отдельно по каждому из них.
В разделе 2 отражаются по строке:
010 - кадастровый номер земельного участка, он присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
020 - код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, по которому подлежит уплате сумма налога;
030 - код категории земель, который определяется в соответствии с приложением N 1 (категорию земли можно определить из правоудостоверяющих документов на земельные участки: государственный акт, свидетельство о праве собственности и др.);
040 - значение в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства (знак "V" ставится в поле "3 года" или "свыше 3 лет");
050 - кадастровая стоимость земельного участка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти гг. Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ);
060 - доля налогоплательщика в праве на земельный участок (указывается в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, общей совместной собственности. Строка 060 заполняется также, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, или если покупателями объектов недвижимости выступают несколько лиц);
070 - код налоговой льготы, уменьшающей величину налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (п. 2 ст. 387 НК РФ) (коды налоговых льгот по строкам 070, 090, 110, 130, 150, 170, 260 определяются из приложения N 2);
080 - не облагаемая налогом сумма, уменьшающая налоговую базу (п. 2 ст. 387 НК РФ);
090 - код налоговой льготы, уменьшающей величину налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленной в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ;
100 - не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы по п. 5 ст. 391 НК РФ (если показатели строки 080, либо строки 100 или сумма показателей, указанных по строкам 080 и 100, превышает размер налоговой базы, определенной по земельному участку, налоговая база принимается равной нулю);
110 - код налоговой льготы, предоставленной в виде не облагаемой налогом площади земельного участка (п. 2 ст. 387 НК РФ);
120 - доля необлагаемой площади земельного участка в общей площади участка. Эта строка заполняется, если налогоплательщику предоставлена льгота, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в виде не облагаемой налогом площади земельного участка (п. 2 ст. 387 НК РФ);
130 - код налоговой льготы, предоставленной в виде не облагаемой налогом площади земельного участка (п. 8 ст. 395 НК РФ);
140 - доля не облагаемой налогом площади земельного участка в общей площади. Эта строка заполняется в отношении участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых в целях научной (научно-исследовательской) деятельности научных организаций российских академий: наук, медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительных наук, художеств (п. 8 ст. 395 НК РФ);
150 - код налоговой льготы, предоставленной в виде освобождения от налогообложения (п. 2 ст. 387 НК РФ);
160 - сумма налоговой льготы с учетом коэффициента К1, предоставленной в виде освобождения от налогообложения, установленной п. 2 ст. 387 НК РФ [строка 160 х (1 - строка 200)];
170 - код налоговой льготы, предоставленной в виде освобождения от налогообложения, установленной ст. 395 НК РФ;
180 - сумма налоговой льготы с учетом коэффициента К1, предоставленной в виде освобождения от налогообложения (ст. 395 НК РФ) [строка 180 х (1 - строка 200)];
190 - количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы (месяцы возникновения и прекращения права на льготу принимаются за полные);
200 - коэффициент К1 (десятичная дробь с точностью до сотых), который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если право на налоговую льготу не возникало, то по строке 190 указывается "0", а по строке 200 - "1";
210 - налоговая база. Рассчитывается одним из способов (в зависимости от права налогоплательщика на соответствующие льготы):
1) организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на льготу в виде не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 НК РФ), установленную нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (согласно п. 5 ст. 391 НК РФ):
строка 210 = строка 050 - строка 080;
строка 210 = строка 050 - строка 100 или
строка 210 = [строка 050 - (строка 080 + строка 100)];
2) организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на льготы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в виде полного освобождения от налогообложения (согласно ст. 395 и п. 2 ст. 387 НК РФ):
строка 210 = строка 050 - строка 160 или строка 210 = строка 050 - строка 180;
3) в отношении доли необлагаемой площади земельного участка:
строка 210 = [строка 050 - (строка 050 х строка 120 х (1 - строка 200)] или
строка 210 = [строка 050 - (строка 050 х строка 140 х (1 - строка 200)];
4) в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой, общей совместной собственности, а также в случае, если покупателями здания или другой недвижимости выступают несколько лиц, кроме того, в отношении участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых в целях научной (научно-исследовательской) деятельности научных организаций российских академий: наук, медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительных наук, художеств:
стр. 210 = (стр. 050 х стр. 060) - стр. 080 или
стр. 210 = (стр. 050 х стр. 060) - стр. 100 или
стр. 210 = (стр. 050 х стр. 060) - (стр. 080 + стр. 100) или
стр. 210 = (стр. 050 х стр. 060) - стр. 160 или
стр. 210 = (стр. 050 х стр. 060) - стр. 180 или
стр. 210 = (стр. 050 х стр. 060) - [(стр. 050 х стр. 060) х (стр. 120 х (1 - стр. 200)] или стр. 210 = (стр. 050 х стр. 060) - [(стр. 050 х стр. 060) х (стр. 140 х (1 - стр. 200)];
220 - налоговая ставка (в ст. 394 НК РФ указаны максимальные размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены представительными органами муниципальных образований на их территориях). НК РФ определена максимальная ставка в отношении:
земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства - 0,3%;
земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, - 0,3%;
земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, - 0,3%;
прочих земель - 1,5%. Представительным органам муниципальных образований предоставлено право установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования;
230 - количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода. Если возникновение (прекращение) в течение налогового периода соответствующих прав на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, а если после 15-го числа, - за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав;
240 - коэффициент К2, который применяется в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода. К2 равен отношению числа полных месяцев владения земельным участком (строка 230) к числу календарных месяцев в налогом периоде. Если участок использовался в течение всего налогового периода, в строке 240 ставится единица;
250 - сумма исчисленного налога за налоговый период. Этот показатель равен произведению налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2, деленного на 100: строка 250 = (строка 210 х строка 220 х строка 240) : 100. Если налоговая декларация представлена в отношении участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления жилищного строительства:
строка 250 = (строка 210 х строка 220 х строка 240) : 100 х 2 или
строка 250 = (строка 210 х строка 220 х строка 240) : 100 х 4;
260 - код налоговой льготы, уменьшающей исчисленную сумму налога в случае установления представительными органами муниципальных образований налоговой льготы и (или) в виде снижения налоговой ставки (п. 2 ст. 387 НК РФ);
270 - сумма налоговой льготы в случае установления представительными органами муниципальных образований для налогоплательщиков налоговой льготы, уменьшающей исчисленную сумму налога и (или) в виде снижения налоговой ставки (по п. 2 ст. 387 НК РФ). Если льгота предоставлена в виде снижения налоговой ставки:
строка 270 = строка 210 х (налоговая ставка - пониженная ставка) : 100;
280 - исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период. Строка 280 = строка 250 - строка 270;
290 - сумма всех авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за все отчетные периоды. Строка 290 = сумма авансовых платежей за I квартал отчетного года + сумма авансовых платежей за I полугодие отчетного года + сумма авансовых платежей за 9 месяцев отчетного года.
Приложения N 1 и 2
В приложении N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации включен Справочник категорий земли, где указаны коды и наименования категорий земли. Это земли сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят:
сельскохозяйственные угодья;
земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
прочие земли сельскохозяйственного назначения.
В Справочнике также указаны:
земли поселений (включает в себя большой перечень земель);
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса;
прочие земли (все земли, которые не вошли в указанные категории земли).
Приложение N 2 содержит коды налоговых льгот. Льготы по земельному налогу предоставляются в соответствии с пп. 1-9 ст. 395, п. 5 ст. 391, п. 2 ст. 387, ст. 7 НК РФ. В этой связи в приложение N 2 включены налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне:
налоговые льготы, предусматривающие полное освобождение от налогообложения (пп. 1-9 ст. 395 НК РФ);
уменьшающие величину налоговой базы, предоставленные в виде не облагаемой налогом суммы (п. 5 ст. 391 НК РФ).
Также в приложении N 2 отражены льготы по налогу, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 2 ст. 387 НК РФ), и льготы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).
В приложение N 2 в разделе "Льготы по земельному налогу, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований" включен код налоговой льготы по земельному налогу, предоставляемой в виде снижения налоговой ставки. Он не был включен в приложение к Налоговому расчету по авансовым платежам по земельному налогу.
Сведения о земельных участках и их правообладателях
Все перечисленные при заполнении разделов 1 и 2 налоговой декларации показатели проверяются налоговыми органами с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о земельном налоге. При проведении такой проверки могут быть запрошены дополнительные документы. Они требуются, если неверно определена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в частности в результате неправильно указанных: налоговой базы, а также налоговой ставки; льготы по земельному налогу, предоставляемой в виде не облагаемой налогом суммы, уменьшающей исчисленную сумму налога, в виде необлагаемой площади земельного участка, а также освобождения от налогообложения; категории земельного участка; коэффициентов К1 и К2; доли налогоплательщика в праве на земельный участок; доли необлагаемой площади земельного участка; количества полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода или количества полных месяцев использования налоговой льготы; неприменения коэффициента при исчислении суммы налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Проводится проверка правильности оформления налоговой декларации. При этом учитываются полнота заполнения всех необходимых реквизитов, четкость их заполнения, отсутствие исправлений, не заверенных подписью и печатью налогоплательщика, осмотр подписей и т.п. Одновременно с налоговой декларацией могут подаваться документы, подтверждающие применение налоговой ставки, налоговых льгот, и правоудостоверяющие документы на земельные участки.
В ст. 396 НК РФ указано, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Обращаем внимание на то, что при проверке правильности заполнения налоговых деклараций используются сведения органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра. Приказом Минфина России от 20.06.05 г. N 75н утверждена форма "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" (зарегистрирована Минюстом России 11.07.05 г. N 6780). При этом следует иметь в виду, что сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном кадастре. Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Поэтому при анализе предоставленных сведений следует иметь в виду, что земельные участки имеют следующий конкретный состав характеристик: кадастровый номер; адрес (местоположение); площадь земельного участка; категорию земель; целевое назначение; способ образования; кадастровую стоимость; правовой статус; другие сведения.
Кроме того, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на эти земельные участки. Приказом Минфина России от 7.09.05 г. N 112н утверждена форма "Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения" и Рекомендации по ее заполнению (зарегистрирован Минюстом России 5.10.05 г. N 7056). Перечисленные сведения о земельных участках и их правообладателях помогут налоговым органам проверить правильность заполнения налоговой декларации по земельному налогу.
Примеры заполнения налоговой декларации
Пример 1. Организация ООО "Орбита" занимается производственной и торговой деятельностью. Авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в общеустановленном порядке. ООО "Орбита" имеет земельный участок производственного назначения на территории города. Земельный участок был предоставлен в 2004 г. Код по ОКАТО - 18205200000. Его кадастровый номер - 12:17:146766:0015.
Предположим, данный участок находится на территории муниципального образования, представительные органы власти которого приняли нормативный правовой акт о введении с 1 января 2005 г. земельного налога. Налоговые ставки в отношении земель для производственных целей установлены в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка - 3 497 000 руб. В правоудостоверяющем документе, выданном ООО "Орбита", указана цель использования земельного участка: для производства оборудования. Для организаций, использующих земельные участки в производственных целях, органы муниципального образования установили размер не облагаемой налогом суммы - 60 000 руб.
По земельному участку производственного назначения раздел 2 заполняется в следующем порядке.
По строке 010 указывается кадастровый номер земельного участка производственного назначения - "12:17:146766:0015".
По строке 020 записывается код ОКАТО муниципального образования, где расположен земельный участок, по которому подлежит уплате сумма налога - "18205200000".
По строке 030 указывается код категории земель - "003002000090". Это код категории земель в пределах поселений, отнесенных к производственным территориальным зонам и зонам инженерных и транспортных инфраструктур.
Земельный участок, занятый производственным объектом, не используется под жилищное строительство, поэтому в строке 040 в отведенном поле "3 года" и "свыше 3 лет" ставятся прочерки.
По строке 050 указывается кадастровая стоимость земельного участка в целых рублях - "3497000".
В связи с тем что организации данный земельный участок предоставлен полностью, а не в доле с другим налогоплательщиком, по строке 060 ставится прочерк.
Так как организация ООО "Орбита" имеет право на льготу в виде не облагаемой налогом суммы, установленную органами муниципального образования в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, то по строке 070 указывается код налоговой льготы - "3022100".
По строке 080, где отражается не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы, установленная в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, указано "60000".
Поскольку организации не установлена не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы по п. 5 ст. 391 НК РФ, то по строкам 090-100 ставятся прочерки.
По строкам 110-120, где указываются код налоговой льготы в виде не облагаемой налогом площади земельного участка и доля не облагаемой налогом площади участка (п. 2 ст. 387 НК РФ), поставлены прочерки.
По строкам 130-140, в которых должны быть указаны код налоговой льготы в виде не облагаемой налогом площади и доля не облагаемой налогом площади земельного участка (п. 8 ст. 395 НК РФ), поставлены прочерки.
По строкам 150-180, где указываются коды налоговых льгот и суммы льгот налогоплательщиками, имеющими право на льготу в виде освобождения от налогообложения (п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ), поставлены прочерки.
По строке 190 указывается - "0", а по строке 200 - "1".
По строке 210 указывается налоговая база, которая рассчитывается как разность значений строки 050 и строки 080, в случае заполнения декларации налогоплательщиком, имеющим право на льготу в виде не облагаемой налогом суммы, установленной в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ.
Поскольку организация ООО "Орбита" имеет льготу по налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленную согласно п. 2 ст. 387 НК РФ нормативным правовым актом муниципального образования в размере 60 000 руб., то налоговая база составит:
3 497 000 руб. - 60 000 руб. = 3 437 000 руб. В строке 210 указывается - "3437000".
По строке 220 отражается налоговая ставка - "1,5".
По строке 230, где отражается количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода, указывается - "12".
По строке 240 указывается - "1", поскольку К2 = 12 мес. : 12 мес. = 1.
По строке 250 указывается сумма исчисленного налога за налоговый период. Она рассчитывается как произведение налоговой базы (строка 210), налоговой ставки (строка 220) и коэффициента К2 (строка 240), деленного на 100.
S налога = [(H база х С ставка х К2) : 100];
S налога = [(3 437 000 руб. х 1,5 х 1) : 100] = 51 555 руб.
ООО "Орбита" по строке 250 указало - "51555".
По строке 260, где пишется код налоговой льготы, ставится прочерк.
По строке 270, где отражается сумма налоговой льготы в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, поставлен прочерк.
По строке 280, где указывается исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, пишется - "51555".
По строке 290, где записывается сумма всех авансовых платежей, подлежащая уплате за все отчетные периоды, указано - "38364" (условно).
Пример 2. За основу возьмем условия примера 1, дополнив их. Предположим, что ООО "Орбита" предоставлен земельный участок для торговой деятельности в том же муниципальном образовании, что и первый земельный участок. Его кадастровая стоимость - 900 000 руб. Участку присвоен кадастровый номер - 12:11:146745:0017. На территории муниципального образования налоговые ставки установлены в отношении указанных земель, как для прочих земель, в размере 1,5%.
По земельному участку, занятому торговой деятельностью, раздел 2 заполняется следующим образом.
По строке 010 указывается кадастровый номер земельного участка, занятого торговой деятельностью, - "12:11:146745:0017".
По строке 020 указывается код ОКАТО муниципального образования, где расположен земельный участок и по которому подлежит уплате сумма налога - "18205200000".
По строке 030 отражается код категории земель - "003002000100" (код категории земель в пределах поселений, отнесенных к прочим земельным участкам).
Земельный участок, занятый объектом торговой деятельности, не используется под жилищное строительство, поэтому по строке 040 в отведенном поле "3 года" и "свыше 3 лет" ставятся прочерки.
По строке 050 указывается кадастровая стоимость земельного участка в целых рублях - "900000".
Так как организации земельный участок предоставлен полностью, а не в доле с другим налогоплательщиком, то по строке 060 ставится прочерк.
Поскольку организация за земельный участок, занятый объектом, используемым для торговой деятельности, не имеет права на льготу в виде не облагаемой налогом суммы, уменьшающей величину налоговой базы, установленной п. 2 ст. 387 и п. 5 ст. 391 НК РФ, в виде необлагаемой площади земельного участка и доли необлагаемой площади участка (п. 2 ст. 387 и п. 8 ст. 395 НК РФ), а также в виде освобождения от налогообложения по п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ, то по строкам 070-180 поставлены прочерки.
По строке 190 указывается - "0", а по строке 200 - "1".
По строке 210 указывается налоговая база, которая рассчитывается как разность значений строк 050 и 080.
В связи с тем что организация не имеет льготу по налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленной п. 2 ст. 387 НК РФ и нормативным правовым актом муниципального образования, то налоговая база равна - 900 000 руб.
По строке 210 указывается - "900000".
По строке 220 отражается налоговая ставка - "1,5".
По строке 230 указывается - "12", а по строке 240 - "1".
По строке 250 отражается сумма исчисленного налога за налоговый период. Она рассчитывается как произведение налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2, деленного на 100.
S налога = [(900 000 руб. х 1,5 х 1) : 100] = 13 500 руб.
ООО "Орбита" по строке 250 указало - "13500".
По строке 260, где указывается код налоговой льготы, уменьшающей исчисленную сумму налога, поставлен прочерк.
По строке 270, в которой отражается сумма налоговой льготы, уменьшающей исчисленную сумму налога по п. 2 ст. 387 НК РФ, поставлен прочерк.
По строке 280, где указывается исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, указано - "13500".
По строке 290, где записывается сумма всех авансовых платежей, подлежащая уплате за все отчетные периоды, указано - "10125".
Н. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, 51, 52, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71