Из последних документов Банка России июнь-июль 2005 г.
Управление правовым риском и риском потери
деловой репутации в банках
Документ оперативного характера N 92-Т от 30.06.2005 сообщил о разработанных Банком России рекомендациях по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах.
Банкам рекомендовано во внутренних документах определить критерии оценки правового риска с учетом факторов его возникновения, в том числе на консолидированной основе.
Перечислены основные методы, которые могут использовать кредитные организации в целях минимизации правового риска.
В целях выявления риска потери деловой репутации рекомендовано во внутренних документах определять:
внутренние и внешние факторы риска потери деловой репутации и порядок их выявления;
порядок проведения анализа причин возникновения риска потери деловой репутации;
изучение влияния факторов риска потери деловой репутации на деятельность и финансовое состояние кредитной организации;
программу идентификации и изучения клиентов, в первую очередь клиентов, с которыми кредитная организация осуществляет банковские операции и другие сделки с повышенной степенью риска.
Рекомендовано предусмотреть меры защиты кредитной организации, в том числе направленные на предотвращение действий третьих лиц по вовлечению служащих в противоправные действия.
В кредитных организациях банковской группы рекомендовано установить единообразный порядок организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации.
Уставный капитал в III квартале 2005 года
Банк России документом оперативного характера N 94-Т от 4.07.2005 установил, что рублевые эквиваленты уставного капитала на третий квартал 2005 года должны составлять:
На день подачи документов в территориальное учреждение Банка России:
для создаваемых банков независимо от доли участия в них иностранного капитала - не менее 172 620 500 рублей;
для создаваемых небанковских кредитных организаций - не менее 17 262 050 рублей. По состоянию на первое число месяца, предшествующее дню подачи документов в территориальное учреждение Банка России:
для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций - не менее 172 620 500 рублей;
для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка - не менее 172 620 500 рублей.
О включении ценных бумаг в ломбардный список Банка России
В соответствии с решением Совета директоров к облигациям, указанным в пунктах 1.6, 1.7 и 1.9 Указания N 1482-У от 28.07.2004 "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России", относятся:
облигации ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-03-00739-А, 4-04-00739-А;
государственные облигации Ханты-Мансийского автономного округа, имеющие государственные регистрационные номера выпусков RU24004HMN, RU25005HMN;
облигации ОАО "Российские железные дороги", имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-01-65045-D, 4-02-65045-D, 4-03-65045-D;
облигации ОАО "ГАЗПРОМ", имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-02-00028-А, 4-03-00028-А, 4-04-00028-А, 4-05-00028-А;
облигации ОАО "Тюменская нефтяная компания", имеющие государственный регистрационный номер выпуска 4-05-00168-A (первый транш);
облигации ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", имеющие государственный регистрационный номер выпуска 4-02-00077-А;
облигации Банка внешней торговли (ОАО), имеющие государственные регистрационные номера выпусков 40201000В, 40301000В.
Сообщившее об этом письмо N 96-Т от 13.07.2005 применяется не ранее дня, начиная с которого облигации допущены к обращению на ОРЦБ.
Приостановление отдельных видов операций с денежными средствами
В соответствии с Законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами, приостанавливают их (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица) на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Банк России направил для использования в работе Методические рекомендации по организации в кредитной организации работы по приостановлению отдельных видов операций с денежными средствами, о чем сообщил в Указании оперативного характера N 97-Т от 13.07.2005.
В соответствии с этими рекомендациями принятие окончательного решения о приостановлении операции по представлению ответственного сотрудника следует возложить на руководителя банка.
При этом приостановление операции производится только в случае выявления полного совпадения имеющихся у банка сведений о клиенте с информацией, содержащейся в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
В случае, если филиалу банка предоставлено право самостоятельно направлять информацию в уполномоченный орган и в нем назначен служащий, исполняющий функции ответственного сотрудника, принятие решения о приостановлении операции рекомендуется возложить на руководителя филиала.
Рекомендации по разработке банками правил внутреннего контроля
в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным
путем
Указание оперативного характера N 99-Т от 13.07.2005 сообщило о том, что ЦБ направил рекомендации по разработке банками правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Банки разрабатывают правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом рекомендаций, а также в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Банком России на основании Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и утверждают их в установленном порядке.
Указание оперативного характера N 137-Т от 28.11.2001 отменяется.
Меры, принимаемые к банкам, обслуживающим счета бюджетов
Документ оперативного характера N 101-Т от 15.07.2005 проинформировал, что в связи с выявлением в банках открытых счетов бюджетов и государственных внебюджетных фондов Банк России обратил внимание на следующее:
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ обслуживает счета бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем законодательство предусматривает право банков в определенных случаях обслуживать счета бюджетов и государственных внебюджетных фондов (например, ст. 156 и 236 Бюджетного кодекса; ст. 23 Закона "Об основах обязательного социального страхования"; ст. 16 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"; ст. 14 Закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ").
В случае выявления фактов неправомерного обслуживания кредитными организациями счетов бюджетов и государственных внебюджетных фондов территориальным учреждениям Банка России следует применять к ним предупредительные меры воздействия, а также направлять сведения о выявленных фактах нарушения законодательства в органы прокуратуры, Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Резерв на возможные потери под операции с резидентами офшорных зон
Указание N 1584-У от 22.06.2005, зарегистрированное Минюстом 15.07.2005, установило порядок формирования и размер резерва на возможные потери под операции банков с резидентами офшорных зон.
Резерв формируется под остатки на отдельных лицевых счетах, открытых на балансовых и внебалансовых счетах, включенных в состав расчетной базы резерва в соответствии с Положением N 232-П (за исключением финансовых инструментов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3), на которых учитываются финансовые инструменты.
Размер резерва формируется в зависимости от группы офшорных зон, определенных Указанием N 1317-У от 7.08.2003 "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)". Для первой группы офшорных зон предусмотрен резерв в размере 0%, для второй - 25%, для третьей - 50%.
Указание вступает в силу с 1 октября 2005 года.
Какие акты не имеют силы
В связи с принятием Указания N 1579-У от 25.05.2005 "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ" утратило силу Указание N 999-У от 16.07.2001 "О форме сообщения о поддельных денежных знаках Банка России для кредитных организаций". Об этом сообщило Указание N 1589-У от 28.06.2005.
В связи с принятием Указания N 1584-У от 22.06.2005 "О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон" утратили силу Указание N 1318-У от 7.08.2003 "О формировании и размере резерва под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон" и внесшее в него изменения Указание N 1449-У от 15.06.2004.
Сообщившее об этом Указание N 1585-У от 22.06.2005, зарегистрированное Минюстом 15.07.2005, вступает в силу с 1 октября 2005 года.
Не верьте печатям
Телеграммы N 91-Т от 28.06.2005, N 100-Т от 14.07.2005 и N 102-Т от 20.07.2005 проинформировали о недействительности печатей и штампов "Еврозапсиббанка", "ВЕК-БАНКА" и "Русского банка капитала", поскольку с 17 июня ("Еврозапсиббанк"), с 1 июля ("ВЕК-БАНК") и с 15 июля ("Русский банк капитала") здесь работают временные администрации в связи с отзывом у них лицензий на осуществление банковских операций.
О вступлении в силу требования п. 4.5 Инструкции N 110-И
По сообщению Департамента внешних и общественных связей Банка России, на заседании Совета директоров от 29.07.2005 решено продлить для банков, входящих в состав банковской группы, срок вступления в силу требования п. 4.5 Инструкции N 110-И от 16.01.2004 "Об обязательных нормативах банков" о включении в расчет обязательного норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) остатков на корсчетах в кредитных организациях, являющихся членами той же банковской группы, до 1 января 2006 года. Решение принято, чтобы сохранить равные условия для вступления банков в систему страхования вкладов в соответствии с Законом "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ".
Обзор подготовлен отделом по работе со СМИ
Управления по связям с общественностью
Московского ГТУ Банка России
"Банковское дело в Москве", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625