Оптимальный фор
В июне банковское сообщество активно обсуждало вопрос о возможном повышении нормы отчислений в ФОР. На первый взгляд - чисто технический вопрос, связанный с внутренними аспектами банковского регулирования. На самом же деле, он способен затронуть интересы и населения, и бизнеса, и государства. Изменение ставки неминуемо скажется на доходности банковских депозитов, платежеспособности банков, устойчивости банковской системы, способности правительства контролировать основные показатели денежно-кредитной политики и т.д. Так нужно ли повышать ставку ФОР?
Гримасы инфляции
Самый существенный аргумент в пользу повышения ставки ФОР - стремление правительства обуздать выбившуюся из-под контроля инфляцию. Действительно, запланированный уровень в 8%, судя по росту цен в первом квартале, явно будет перекрыт. Даже скорректированный до 10% апрельский прогноз кажется слишком оптимистичным - по оценкам экспертов, инфляция по итогам года будет никак не ниже 11,5% (уже за первое полугодие рост цен превысил 8%). И, чтобы минимизировать разрыв между реальной и обещанной инфляцией, денежные власти могут пойти на радикальные меры.
"Рис. 1 "Денежный мультипликатор"
При увеличении нормы отчислений в ФОР сокращается объем денежного предложения банков субъектам экономики. Это снижает темпы роста денежной массы через механизм денежного мультипликатора, что должно ограничить рост цен. В реальности эти теоретические допущения могут оказаться вполне реализуемыми: график наглядно показывает, что в конце 2004 года денежный мультипликатор (отношение денежной массы к денежной базе) последовательно снижался, а за первое полугодие 2005го стремительно вырос - с 182 до 207%.
"Рис. 2 "Остатки средств в ФОР"
Объяснение имеет прямое отношение к прошлогоднему кризису. Тогда банки, столкнувшись с проблемой обеспечения собственной платежеспособности в ситуации "схлопнувшегося" рынка МБК, вынуждены были сокращать объемы кредитования, резервируя избыточную ликвидность на корсчетах в Банке России, что в итоге отразилось на снижении денежного мультипликатора. По мере восстановления межбанковского доверия и за счет существенного притока в страну нефтедолларов напряженность снизилась, банки вновь стали активно выдавать ссуды, что повлекло рост денежной массы и - всплеск инфляции.
История вопроса
Нынешнюю ставку отчислений в ФОР (3,5%) Банк России установил как раз год назад, когда возникла нужда резко повысить ликвидность банковского сектора, оказавшегося в кризисной ситуации.
Двукратное снижение ставки позволило впрыснуть в банковскую систему около 150 млрд. рублевой ликвидности, что помогло разрядить общую напряженность. Учитывая, что первое снижение прошло еще в апреле, в минувшем году норма отчислений в ФОР упала почти втрое: с 10 до 3,5%. Эта мера оказалась, пожалуй, единственным, доступным денежным властям и эффективным механизмом нормализации положения.
"Рис. 3 "Ликвидность банковского сектора"
Но что же останется делать Банку России в случае нового банковского кризиса? Ведь вероятность повторения прошлогодних событий не так мала, если учесть нарастающие в российской банковской системе структурные диспропорции, бурный передел рынка, обострение конкуренции, зависимость экономики от уровня цен на энергоресурсы и т.д.
Чтобы обеспечить достаточный уровень устойчивости банковской системы, нужна хорошая "подушка ликвидности" в виде накопленного в ФОР остатка средств - при необходимости регулятор может перенаправить их на корсчета для резкого повышения платежеспособности банков.
Сегодня, однако, банковская система лишена этого защитного механизма, что делает ее весьма уязвимой. Исключение - крупнейшие государственные и банки с иностранным участием, для них подобная ситуация может обернуться новыми конкурентными преимуществами. Но интересам большинства российских банков это, конечно же, не соответствует, как и интересам регулятора, ответственного за стабильность денежно-кредитной системы.
Выходит, статус-кво должен быть восстановлен, и норма отчислений в ФОР повышена до уровня, достаточного для обеспечения ликвидности банковской системы в кризисной ситуации.
На 1 июня суммарные остатки средств банков в ФОР составляли 135 млрд. ублей, а "подушка ликвидности" должна быть не менее 250300 млрд. рублей, что эквивалентно повышению ставки примерно до 7% - до "докризисного" уровня.
"Рис. 4 Валютный рынок"
Бесспорно, манипулирование нормой отчисления в ФОР в нуждах денежно-кредитной политики и банковского регулирования для большинства развитых стран - анахронизм. Механизм ФОР по своей сути - скрытый налог на банковский бизнес, большую часть которого банки перекладывают на плечи кредиторов, занижая ставки депозитов. Сдерживая рост ресурсной базы, это негативно сказывается на темпах развития банковского сектора. Помимо того, дополнительная нагрузка в виде скрытых налогов ставит банковский бизнес в неравное конкурентное положение по сравнению с другими представителями рынка финансовых услуг. Ситуация несправедлива даже с учетом более высоких требований к надежности банков, нежели к другим финансовым институтам.
Но отказаться от использования механизма ФОР можно только в условиях цивилизованной, развитой банковской системы, которой у нас, к сожалению, пока нет. Лишь тогда, когда Банк России сможет предложить банкам реальные инструменты рефинансирования, способные эффективно корректировать их платежеспособность, отпадет необходимость в ФОРе как в защите на случай кризиса.
Сегодня говорить об этом рано, а значит, ставку придется повышать.
Резерв системы страхования
Предстоящей осенью завершается отбор банков в систему страхования вкладов, но уже сейчас можно подвести некоторые итоги.
Во-первых, нашей банковской системе свойственны достаточно высокие уровни рисков. Во-вторых, накопленный АСВ фонд явно недостаточен для возможных страховых выплат. Наконец, в случае масштабного банковского кризиса АСВ и правительство не смогут покрыть все потери по застрахованным вкладам.
Значит, на данном этапе становления системы страхования регулятор должен озаботиться дополнительными гарантиями обеспечения сохранности вкладов. Таковыми могут стать именно остатки средств банков в ФОР.
Если бы ставка ФОР по-прежнему была 10%, за возврат населению застрахованных вкладов можно было бы не беспокоиться. В среднем объем привлеченных средств населения в совокупных обязательствах банков - около 20%, причем почти половина вкладов укладываются в установленные законом стотысячные рамки. То есть 10% обязательств банков составляют вклады населения, покрытые гарантиями АСВ.
Они-то и должны быть примерно равны 10% отчислений в ФОР от совокупных обязательств банковской системы. Тогда остатков средств в нем хватило бы, чтобы покрыть убытки АСВ в случае массовых банкротств. Поскольку по закону АСВ входит в состав кредиторов "1ой очереди", выплаты по половине застрахованных вкладов можно сделать за счет средств из ФОРа (обычно конкурсным управляющим удается вернуть из активов банка только остатки средств в ФОР). В равной степени могут быть удовлетворены и требования физических лиц, не подпадающих под закон о страховании вкладов.
Все это было бы возможно при ставке 10%. Сегодня за счет "форов" АСВ может компенсировать лишь около 17% застрахованных вкладов.
Вряд ли денежным властям выгодно брать на себя дополнительные обязательства по застрахованным вкладам, которые должны перераспределяться между банками-участниками системы посредством сбора страховых премий. Пока система страхования не набрала обороты, повышение ставки отчислений в ФОР может обезопасить ее реноме.
Последствия
Если Банк России решится повысить норму отчислений в ФОР, можно попытаться спрогнозировать, как это отразится на состоянии денежного рынка и ликвидности банковского сектора.
Начиная с апреля, мы наблюдаем последовательное сокращение суммарных остатков средств кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России, причем с конца мая наблюдается некоторый дефицит рублевой ликвидности у банков, что отразилось в росте ставок МБК. Однако говорить о реальном дефиците ликвидности необоснованно. Снижение остатков связано прежде всего с изменением тенденций на валютном рынке: именно со второй половины марта возобновился рост курса доллара по отношению к рублю (график 4), и банки стали заинтересованы в поддержании открытой валютной позиции, вследствие чего стали активно менять свободные рубли на доллары, что только стимулировало дальнейший рост американской валюты.
Поэтому нет оснований опасаться, что рост нормы отчислений в ФОР негативно отразится на ликвидности. Если ставку повышать постепенно и поэтапно, мы станем свидетелями обратного процесса продажи банками валютных остатков и за счет них - отчислений в ФОР, что в свою очередь ограничит рост доллара. А поскольку доллар укрепляется, сильного снижения его курса к рублю не будет.
Процентные ставки на рынке МБК останутся на текущем уровне (около 45%), как и ставки по ссудным операциям. Незначительно (в пределах 0,5 п.п.) может снизиться доходность банковских депозитов: Что ж, возможное снижение общей рентабельности банковского сектора представляется разумной платой за обеспечение его устойчивости - лекарства редко приятны на вкус, но в случае болезни принимать их необходимо.
А. Буздалин,
банковский аналитик
"Банковское дело в Москве", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625