Реализация стратегии: методы и инструменты
К вопросу о финплане
Второй важный инструмент внедрения и реализации стратегии - бюджетирование или финансово-экономическое планирование. Его внедрение в банке позволяет:
увязать оперативное, текущее планирование со стратегическими целями банка;
увязать между собой деятельность всех подразделений;
выявлять причины возникающих отклонений, прогнозировать их последствия и оперативно принимать управленческие решения;
повысить оперативность управления, то есть предоставить менеджменту возможность реагировать на изменения внешней и внутренней среды не раз в год или в месяц, а значительно чаще - вплоть до ежедневной оценки прогнозов выполнения плана;
оптимизировать финансовые потоки и реально оценивать собственные издержки.
Во внутрибанковском бюджетировании как управленческой технологии можно выделить три составляющие:
технология бюджетирования, включающая методы и инструменты внутрибанковского финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система показателей и нормативов, порядок консолидации бюджетов разных уровней и назначения);
организация бюджетирования, представляющая систему центров финансовой ответственности (ЦФО), процедуры составления и контроля бюджетов, распределение функций и обязанностей в аппарате управления и так далее;
автоматизация расчетов, позволяющая реализовать непрерывный управленческий учет, контроль выполнения бюджетов в разных разрезах.
Цель бюджетирования - создание финансового плана работы банка, ориентированного на реализацию стратегии, достижение основной стратегической цели.
Задачи бюджетирования:
инструмент реализации корпоративной стратегии банка;
создание механизма координации деятельности центров финансовой ответственности;
организация системы контроля текущей деятельности центров финансовой ответственности;
создание механизма мотивации сотрудников центров финансовой ответственности;
оптимизация деятельности центров финансовой ответственности, структуры издержек банка;
повышение эффективности деятельности банка в целом.
Бюджеты бывают разные
Различают четыре основных вида бюджетов:
основные - расходов и доходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс по банку в целом и отдельным центрам финансовой ответственности;
операционные - бюджет активов и пассивов, хозяйственных и административных расходов, капитальных вложений;
вспомогательные - налогов, рекламы и прочие;
дополнительные (специальные) - бюджеты отдельных проектов и программ, распределения прибыли и так далее.
В условиях нестабильной внешней среды инструмент бюджетирования, как правило, применяется для решения краткосрочных задач планирования. По мере стабилизации внешней среды возникает необходимость и возможность расширять временные горизонты бюджетирования и использовать его в качестве инструмента стратегического планирования.
Система бюджетирования банка имеет входные и выходные параметры.
Входные параметры, задаваемые на период действия стратегии: система сбалансированных показателей (количественных заданий) по банку в целом, подразделениям и ЦФО, отдельным работникам, разработанная в соответствии с выбранной стратегией, и, кроме того - внутрибанковские нормативы, бизнес-план.
Выходные параметры: прогноз бюджетов разных видов и уровней с разбивкой по временным интервалам.
Собственно система бюджетирования включает в себя:
систему центров финансовой ответственности: ее структура и организация зависят от стратегии банка, системы управления, организационной структуры и степени автоматизации плановой работы в банке;
методы бюджетирования;
методы анализа выполнения бюджетов;
виды и формы бюджетов.
Шаг за шагом
Процесс построения плана бюджета банка включает в себя следующие этапы:
анализ эффективности работы структурных подразделений банка;
анализ причин отклонений фактических данных от запланированных по статьям бюджетов;
разработку предложений по перераспределению финансовых и материальных ресурсов банка;
формирование оптимальной структуры банковского баланса;
построение плановых форм бюджета активов и пассивов и бюджета доходов и расходов, обеспечивающих максимальную защиту от структурных рисков;
построение плановой формы бюджета движения денежных средств:
формирование сметы капитальных вложений;
определение параметров бюджетов для структурных подразделений банка.
Бюджетирование без арифмометра, или какую систему выбрать?
Эффективность системы бюджетирования (особенно в крупном банке) зависит от того, насколько автоматизированы работы по составлению бюджетов и контролю их выполнения.
Несмотря на очевидные достоинства западных систем автоматизации бюджетирования, у них есть и весьма существенные недостатки: громоздкость, избыточность функций, а главное - очень высокая стоимость. Поэтому малым и средним банкам стоит обратить внимание на отечественные системы, которые получают всю большую популярность не только из-за доступной цены, но и благодаря относительной простоте их внедрения. Это, например, такие разработанные и продвигаемые российскими фирмами программные продукты (за исключением систем, построенных на базе Excel), как BPlan, "Красный директор", Business-Bulding Plan-Desingner, "Инталев: Управление финансами, Бюджетное управление, Корпоративные финансы", "Контур Корпорация. Бюджет", "КИС: Бюджетирование".
В качестве основных выделим три критерия, оказывающих влияние на выбор системы: масштаб, адаптивные свойства и, наконец, стоимость лицензий.
Масштаб системы. Этот критерий характеризует количество пользователей, которые одновременно могут работать в системе, и их удаленность друг от друга. Среди таких систем есть настольные, локальные и распределенные.
Настольная система позволяет составлять и анализировать бюджеты трем-пяти сотрудникам, находящимся в одном офисе (например, финансовому директору и руководителям основных подразделений). В качестве такой системы можно использовать даже MS Excel.
Настольные системы подходят небольшим банкам или тем, кто только начинает заниматься бюджетированием. А вот в среднем или крупном банке их использовать нежелательно, поскольку они не способны поддерживать одновременную работу широкого круга менеджеров.
Локальная система рассчитана на работу уже десятков пользователей - но тем не менее в пределах одного офиса.
Распределенная система позволяет одновременно работать большому штату сотрудников, причем они могут находиться в удаленных друг от друга офисах. Подобные возможности представляют в основном западные разработчики программного обеспечения.
Адаптивность характеризует возможность настройки системы под специфику банка. Более гибкие системы позволяют модифицировать предложенные финансово-бюджетные модели либо формировать новые, вводить формулы и создавать зависимости между показателями в них.
Максимально адаптивные системы относятся к классу так называемых "технологических платформ" и подходят банкам, которым требуется не только составление и утверждение бюджетов, но и хранение данных, ведение документооборота и тому подобное. Однако нужно помнить, что чем более адаптивна система, тем меньше в ней готовых настроек - а значит, тем больше времени и денег придется потратить на ее внедрение.
Стоимость лицензий. Вопреки устоявшемуся мнению, далеко не все системы требуют крупных единовременных вложений. Рынок предлагает программные продукты в трех основных ценовых диапазонах: дешевые - до $1000, средней стоимости - до $10 000 и, наконец, дорогие - свыше $10 000.
"Подводные камни" внедрения
Несмотря на то что в большинстве банков понимают, что внедрять систему бюджетирования необходимо, понимание это порой - чисто теоретическое. Поэтому, планируя внедрение, надо заранее предвидеть те пороги, о которые можно споткнуться:
недостаточная заинтересованность высшего руководства;
психологические трудности, связанные с внедрением нововведений ("сопротивление изменениям");
дополнительные нагрузки на сотрудников банка;
внедрение бюджетирования бухгалтерией;
отсутствие сотрудников с соответствующим опытом постановки бюджетирования в кредитных организациях.
Но в идеале бюджетирование становится связующим звеном между контуром стратегического управления, осуществляемого высшим руководством, и контуром оперативного управления, осуществляемого на нижнем уровне.
Продолжение в следующем номере
И. Никонова,
вице-президент КБ "Юниаструм Банк" ООО, д.э.н., профессор
Р. Шамгунов,
начальник управления проектного финансирования, к.т.н.
"Банковское дело в Москве", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625