"Синяя птица" Наталии Сац
Есть в Москве особый театр - оперы, балета, симфонической музыки для юных зрителей - Московский Государственный Академический музыкальный детский театр. Наталия Сац задумала и осуществила проект, равного которому никогда и нигде не было. В этом году театр отмечает 40 лет со дня своего основания. Здесь шли и идут спектакли, открывающие мир серьезной музыки, воспитывающие взыскательного и образованного зрителя. Старожилы театра, которых с каждым годом становится все меньше, помнят, какими невероятными способами добывала Наталия Ильинична подписи в поддержку еще несуществующего детища: За годы существования театра Наталия Сац вырастила преданного директора, и сейчас Виктор Проворов вместе с ее дочерью Роксаной сохраняет наследие театра. Он не может пойти по другому пути, каким бы перспективным тот ни казался, кроме завещанного.
- Что волнует директора самого крупного в России детского музыкального театра?
- Жизнь ставит перед коллективом и руководством театра порой невыполнимые задачи. Театр всегда был лабораторией, где создаются новые произведения для детей. Конечно, юные зрители сегодня перерабатывают огромное количество информации, но все равно остаются детьми, чуткими к восприятию всего нового. Поэтому главная задача - найти новые темы, которые волнуют современное поколение, воплотить их в музыкальные произведения всех жанров, и мы стремимся поддерживать эту традицию нашего театра и ищем новые идеи. Сейчас невозможно развалиться в кресле и быть спокойным за свое будущее. Но надежду найти новых единомышленников я не оставляю. Наталия Ильинична говорила: "Под трамвай попадает только тот, кто мечется". Если вы уверены в своей цели и считаете, что она поможет обществу, не стоит колебаться - надо дерзать.
- Виктор Петрович, а что вы думаете, о последних идеях Минэкономразвития по поводу "бюджетовозмещаемости" учреждений культуры?
- Я полностью поддерживаю театральную общественность, уже сформулировавшую свое отношение к этому нововведению. Любая реформа предполагает новые достижения в реформируемой области.
Увы, те, кто трудился над этой реформой, мало что понимают в культуре и, видимо, не хотят видеть нищеты, в которой сегодня находится театр. Причем нищета эта - на совести именно тех, кто пытается провести реформу в жизнь. В результате того, что к разработке реформы не привлекли деятелей культуры, ситуация может стать катастрофической - театр, и без того живущий трудной жизнью (и в Москве, и на периферии), просто погибнет. Реформаторы настаивают на самоокупаемости культуры, а я убежден, что культура требует обязательной поддержки государства и дотирования.
А ведь кроме этой верхней части айсберга, есть еще и вопросы налогообложения, пока многим не понятные: Необходимо вернуться к серьезному обсуждению этих реформ - и обязательно вместе с театральной общественностью. Именно от нас сегодня во многом зависит жизнь наших детей, их будущее. Если мы посвятили свою жизнь такому высокому искусству, как театр, поверьте, мы не видим в нем инструмент обогащения.
- Ваша театральная карьера почти совпадает с возрастом вашего театра - как получилось, что вы стали служить театру?
- Вообще-то по образованию я - инженер-металлург. Но в один прекрасный день встретил Наталию Сац, которая меня увлекла своей мечтой. В то время театру были необходимы технические специалисты, и я, всегда внутренне тянувшийся к искусству, принял ее предложение. И прошел путь от заместителя директора по строительству до директора-распорядителя, успев окончить по настоянию Наталии Сац ГИТИС. Но всю свою жизнь я учился у Наталии Ильиничны и у тех, кто ее окружал. В январе 2007-го буду отмечать 40летие своей службы театру.
- Причем театру необычному, уникальному. Трудно ли им управлять?
- У нас два плюса: мы и детский, и музыкальный театр. Две эти составляющие наполняют действие на сцене большим смыслом и накалом страсти. Но эти плюса оборачиваются и минусами, потому что музыкальный театр это "три в одном" - балет, опера и оркестр.
И еще одна особенность - нужно держать низкую цену на билеты, поскольку театр - детский. Между тем, у нас работают свыше трехсот артистов и более двухсот человек - технический персонал.
И всех надо своевременно обеспечить зарплатой, премиями и т.д.
Наш театр в федеральном подчинении, и основной бюджет мы получаем от России. Но я хочу особо поблагодарить столичное правительство и Юрия Михайловича Лужкова, который не делает различий между Москвой и Россией. Из столичного бюджета отдельной строкой поступают деньги, что дает нам возможность делать доплаты сотрудникам и работать над новыми постановками. Мэрия активно помогает нашему театру, и наша благодарность не имеет границ:
- То есть вам не приходится заниматься бизнесом?
- Современная жизнь требует от нас ко всему относиться с точки зрения бизнеса. И театральный организм вполне можно сравнить со своего рода компанией, только мы производим не сотовые телефоны или принтеры, устаревающие с каждым годом, а вечный продукт. Но, как хорошая бизнес-компания не может полноценно существовать без культуры, так и нам не обойтись без бизнеса и меценатов, которые его представляют.
- Какие личные качества требуются директору театра?
- Сдержанность, умение владеть собой - то, чего иногда мне не хватает, я очень импульсивный и взрывной человек. Правда, лишь тогда, когда речь идет о деле: Но все равно это плохо: за вспыльчивостью можно упустить очень важные моменты.
- Однако и работать вам приходится в очень эмоциональной среде. Наверное, есть какие-то особые секреты руководства театральным коллективом?
- Особых секретов нет, в театре складываются простые (и в то же время сложные) человеческие отношения. Главное - понимать, что каждый сотрудник - отдельная личность, живущая порой в своем особом мире: И - отмеченный Богом. Поэтому важно представлять эту тонкость и объемность психологии. И уважать каждого - как личность и профессионала. Конечно, порой приходиться идти непрямым путем, чтобы мобилизовать сотрудника сделать то, чего ему никак не хочется. Нужно убедить его, что в театре важна любая работа, но и обязательно - дать ему перспективу. Театр это - союз интересных и самобытных индивидуальностей, но сделать их единомышленниками задача непростая. Так что главная наука в театре - человековедение!
- Известно, как в театральном мире ценят традиции. Удается ли сохранять и развивать их в нынешнем жестком и быстро меняющемся мире?
- Все, чем мы сегодня живем и дышим - это традиции Наталии Сац. А сама Наталия Ильинична унаследовала их в семье, тесно связанной с МХАТом. Возможно, не все знают, что и Российский академический молодежный театр создан ею, и даже ТЮЗ Казахстана, который она заложила, будучи в ссылке и который по сей день носит ее имя...
Конечно, сегодня, когда изменилась сама суть актерской профессии и многое оценивается в ином этическом и эмоциональном эквиваленте, за сохранение традиций приходится бороться. И мы боремся.
- Думаю, не всем читателям "БДМ" известна история вашего театра. Расскажите хотя бы о самом интересном:
- Наше здание, театр и коллектив - воплощение большой и благородной мечты великого человека. Во времена своего детства Наталия Сац посмотрела спектакль "Синяя Птица", где автором музыки был ее отец, а постановщиком - К.С. Станиславский. Когда отец спросил, понравился ли ей спектакль, девочка ответила: "Да, только плохо, что ТильТиль и Митиль не поймали Синюю птицу. Когда вырасту, я ее обязательно поймаю". На том разговор и закончился.
Разговор, но не мечта, которую Наталия Сац пронесла через всю жизнь и превратила в реальность. И символ этой мечты - Синяя птица на золотой арфе - венчает крышу нашего театра. Вот с этой скульптурой Вячеслава Клыкова и связана одна из удивительных историй, которых в жизни Наталии Ильиничны было множество. Пока театр достраивался, укрепить Синюю птицу на высоте пытались и вертолетчики, и инженерные войска - безуспешно. Скульптура так и стояла на клумбе перед театром, к ней уже начали привыкать, однако Наталию Ильиничну ситуация никак не устраивала... Надо сказать, строители ее очень любили, и в конце концов прораб (огромный энтузиаст театра) решился нарушить все правила, в том числе и технику безопасности. В один из выходных он приказал убрать со стройки всех, поднялся на башенный кран и сел за пульт управления. В самом конце подъема кран вдруг начал медленно крениться в сторону: но в этот момент Синяя птица села на опору. Наталии Ильиничне в то время было уже почти 65 лет, однако возраст не помешал ей забраться на крышу. И я до сих пор помню, как, прикоснувшись к крылу птицы, она воскликнула: "Папа! Я сдержала свое слово - поймала Синюю птицу!".
И. Воронцов
"Банковское дело в Москве", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625