Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю промышленными товарами в арендованном стационарном гаражном боксе, который не подсоединен к инженерным коммуникациям.
Административными и подсобными помещениями данный бокс не обеспечен. Торговля ведется внутри бокса через прилавок.
В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, на территории которого индивидуальным предпринимателем осуществляется розничная торговля, данный вид предпринимательской деятельности подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Какой физический показатель базовой доходности в этом случае должен применяться индивидуальным предпринимателем при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход - "площадь торгового зала" или "торговое место"?
В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей главы 26.3 настоящего Кодекса под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
К данной категории торговых объектов относятся объекты организации торговли, как имеющие торговые залы (магазины, павильоны), так и не имеющие их.
Под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и их подготовки к продаже, а под павильоном - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
При этом под площадью торгового зала объекта стационарной торговой сети, имеющей торговый зал (магазина и павильона), понимается площадь всех помещений данного объекта и прилегающих к нему открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и их подготовки к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.
В целях применения главы 26.3 НК РФ к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на стационарный объект организации торговли документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию о правовых основаниях на пользование данным объектом (договор передачи, договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право ведения торговли на открытой площадке и т.д.).
Исходя из этого объекты стационарной торговой сети, не соответствующие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям "магазин" и "павильон", а равно объекты стационарной торговой сети, фактически используемые под магазины и павильоны, в которых правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена (киоски, крытые рынки, ярмарки, спортивные сооружения, производственные здания (сооружения), стационарные гаражные боксы и т.п.), относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов.
Согласно ст. 346.29 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через такие объекты стационарной торговой сети, исчисляют налоговую базу по ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место".
И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
1 ноября 2005 г.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1