Применение налоговых вычетов по НДС с услуг подразделений
вневедомственной охраны
В "Налоговеде" N 10, 2005 была рассмотрена проблема учета затрат на вневедомственную охрану. Учитывая, что поставленный вопрос приобрел широкое звучание и стал "дежурным" в налоговых проверках, журнал решил продолжить эту тему и рассмотреть аспекты исчисления НДС в связи с оказанием услуг вневедомственной охраны.
Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.11.2003 N 10500/03 и от 25.11.2003 N 7213/03 указывают, что услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ подпадают под услуги, не облагаемые НДС.
Однако до конца 2003 года позиция Высшего Арбитражного Суда РФ еще не была выражена в судебных актах, и подразделения вневедомственной охраны, оказывая услуги по охране имущества, исчисляли НДС и выставляли организациям счета-фактуры с выделением отдельной строкой сумм НДС.
В настоящее время помимо претензий о правомерности включения затрат на вневедомственную охрану в состав расходов по налогу на прибыль*(1) по результатам налоговых проверок налоговые органы выносят решение о неправомерности применения налогоплательщиками вычетов по НДС, уплаченному подразделениям вневедомственной охраны в составе стоимости оказанных ими услуг.
Основанием для такого вывода являются положения статей 1, 9, 10 и 35 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" и подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми объект обложения НДС с операций по оказанию охранных услуг отсутствует, поскольку средства, полученные подразделениями вневедомственной охраны по договорам от собственников охраняемого имущества, не являются доходом от предпринимательской деятельности. В связи с этим НДС не исчисляется и не принимается к вычету.
Такая позиция налоговых органов представляется нам ошибочной. Если подразделение вневедомственной охраны дополнительно к цене реализуемых услуг предъявило покупателю к оплате соответствующую сумму налога, это не мешает покупателю-налогоплательщику принять к вычету сумму налога, уплаченного в цене услуги. При этом подразделение вневедомственной охраны, предъявив покупателю в порядке пункта 1 статьи 168 НК РФ соответствующую сумму налога, обязано в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ данную сумму исчислить и уплатить в бюджет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога;
налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Оплата НДС по выставленному счету-фактуре является обязанностью покупателя, вытекающей из налоговых правоотношений*(2).
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, проводятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, пункт 5 статьи 173 НК РФ устанавливает обязанность уплатить в бюджет суммы налога, выставленные покупателю в счете-фактуре в составе стоимости товара (работы, услуги), лицами, не являющимися налогоплательщиками, либо налогоплательщиками по операциям, освобожденным от налогообложения. Нормы главы 21 НК РФ в таких случаях не предусматривают возможности отказа налогоплательщику-покупателю в вычете сумм налога, уплаченных им на основании счетов-фактур*(3).
Ю.Н. Завьялова,
старший юрист
юридической компании
"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"
"Налоговед", N 12, декабрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обсуждение этого вопроса получило широкое распространение в связи с разъяснениями Минфина России, которые основаны на позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 21.10.2003.
*(2) См.: Постановление ФАС МО от 20.09.2004 N КА-А40/8394-04.
*(3) См.: Постановления ФАС СЗО от 19.11.2004 N А05-3002/04-12; ФАС ВСО от 13.04.2004 N А69-1324/03-10(11)-Ф02-1069/04-С1; ФАС УО от 11.05.2004 N Ф09-1893/04-АК; ФАС ДО от 14.04.2004 N Ф03-А73/04-2/507.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговед"
Учредители: ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ЗАО "ИКП".
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-16936 от 10.11.2003.
Издается при интеллектуальной и информационной поддержке юридической компании ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Адрес редакции: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, Центр Международной Торговли-II.
Телефоны редакции: (495) 267-82-06.
e-mail: info@nalogoved.ru
Подписка через почтовые отделения:
Индекс в каталоге "Роспечать" - 84297
Индекс в каталоге российской прессы "Почта России" - 11495
Индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87914