Актуальные вопросы валютного законодательства
Разрешено все, что не запрещено
В течение последнего года мы были свидетелями кардинальных перемен в правовой базе, на которой строятся взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности. Прежде всего это вступление в силу Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ (далее - закон N 173-ФЗ), который был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в самом конце 2003 года. В июне 2004 года в закон были внесены существенные изменения (закон N 58-ФЗ). Параллельно ЦБ РФ издавал инструкции и указания, разъясняющие и дополняющие основной закон. Среди них Указания N 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками" и N 1540-У "О внесении изменений в Указание ЦБ РФ от 29 июня 2004 г. N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов"", а также Инструкция N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов". Вносились соответствующие коррективы и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Законом названы органы валютного регулирования: Банк России и Правительство РФ, которые в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Сразу стоит отметить, что определенные законом ограничительные меры действуют до 1 января 2007 года.
Как подчеркивает Ирина Моисеева, главный экономист департамента валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ, новое валютное законодательство держится на двух основных принципах: разрешено все, что не запрещено (ранее действовал принцип: что указано - можно, остальное нельзя), разное прочтение и спорные положения толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. При необходимости можно отстаивать свою позицию в суде.
Среди особенностей закона - запрет на выдачу индивидуальных разрешений и новая классификация валютных операций.
К валютным операциям относятся (ч. 9 ст. 1 закона N 173-ФЗ) следующие.
1. Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование валютных ценностей в виде платежа.
2. Приобретение резидентом у нерезидента (либо наоборот) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента (или наоборот) валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг, а также использование валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
3. Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом у нерезидента валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг, а также использование валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
4. Ввоз (вывоз) в Россию (из России) валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг.
5. Перевод инвалюты, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами РФ, на счет того же лица, открытый в РФ, и наоборот.
6. Перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг с одного своего счета на другой в пределах России.
Валютные операции, указанные в пункте 1, запрещены статьей 9 закона N 173-ФЗ. Среди исключений - дарение валютных ценностей государственным органам, супругу и близким родственникам, а также завещание этих ценностей или их получение по праву наследования. Кроме того, расчеты между двумя резидентами в инвалюте возможны в случае, если один из резидентов выступает в качестве посредника у нерезидента. В ближайшее время ожидается принятие Положения о расширении расчетов между резидентами в инвалюте, в частности при выплате доходов по внешним ценным бумагам.
В качестве мер регулирования предусмотрено использование специальных счетов и резервирование денежных средств в рублях в уполномоченном банке, который затем должен переводить их в ЦБ РФ; на сумму резерва проценты не начисляются. Банк, в частности, потребует открыть специальный счет, если резидент решит предоставить (получить) кредит нерезиденту (от нерезидента) в инвалюте либо провести операцию с внешними ценными бумагами (ст. 8). Исключение составляют резиденты - кредитные организации, привлекающие иностранные деньги от нерезидентов. Требования по открытию спецсчета распространяются на юридических и физических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей.
Кто виноват в ошибке резидента?
В настоящее время, как отметила Ирина Моисеева, полностью работает только требование об открытии специальных счетов. Что касается резервирования (ст. 16), то здесь много неясностей. Правительство готовит положение о резервировании, где будут определены доля резервирования и срок. Кстати, некоторые законопослушные организации, не дождавшись выработки механизмов данного положения, поторопились с резервированием и сами себя наказали. Дело в том, что вернуть свои деньги по закону предприятия не могут, пока не истечет срок резервирования. Правда, в статье 16 говорится о досрочном возврате денег, но все пункты, как говорит Ирина Моисеева, нерабочие, к реальной ситуации они не подходят. Представьте ситуацию: кредит был выдан на месяц, а в резерве деньги будут лежать 365 календарных дней.
Далека от совершенства и статья 8 закона N 173-ФЗ "Регулирование валютных операций движения капитала", как, впрочем, и некоторые другие статьи, замечает Ирина Моисеева. В частности, статья вызывает недоумение у профессиональных участников рынка ценных бумаг - получается, им теперь нельзя проводить операции с ценными бумагами. Явно недоработана и статья 19 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ". Допустим, если в договоре не оговорено обеспечение выручки, то в принципе можно не репатриировать деньги. Во всяком случае можно судиться по этому вопросу. Денежные средства, к примеру, могут остаться за границей для исполнения каких-либо обязательств. Словом, как хотите, так и применяйте эту статью, резюмирует Ирина Моисеева.
Почти свободное движение капиталов
Гораздо либеральнее стал закон в отношении простых граждан - физические лица получили возможность открывать без ограничений счета в иностранной валюте в заграничных банках. Юридические лица получат такое неограниченное право 19 июня 2005 года, а пока в таких случаях они руководствуются Положением ЦБ РФ N 256-П.
Статья 11 позволяет без ограничения покупать инвалюту и чеки в пределах России через уполномоченные банки.
Главные законодательные препоны направлены на вывоз валюты. Без открытия счета резидент может вывезти за пределы РФ не более 3000 долл. наличными, с оформлением декларации - не более 10 000 долл. Если больше, то нужно подтверждение, что деньги были ранее ввезены в Россию. Путем перевода резидент имеет возможность перечислять деньги нерезиденту, сколько ему вздумается. Резидент вправе перевести единовременно максимум 5000 долл. без открытия счета. Из-за рубежа в Россию можно ввозить и переводить иностранной валюты сколько угодно.
Есть тонкости по переводу инвалюты резидентом нерезиденту по России без открытия счета. Банк в таком случае потребует от резидента документ, подтверждающий, что это не кредит (если это ссуда, то резидент должен открыть спецсчет). При этом каждый банк вправе требовать документы по своему усмотрению. Резидент также может перевести инвалюту резиденту со счета на счет, однако опять же банк вправе запросить подтверждение, что это финансовая помощь, а не заем. В то же время в соответствии с Указанием ЦБ РФ N 1529-У резиденты могут осуществлять расчеты и переводы при получении кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов без использования специальных счетов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет.
Обязательная продажа валюты по закону теперь не должна превышать 25%, конкретную ставку определяет Банк России, в настоящее время она составляет 10%. Уполномоченный банк начинает продажу только на основании распоряжения резидента. Реально обязательная продажа осуществляется на восьмой день. Данное требование не распространяется на ценные бумаги, поскольку они не являются товаром, за который поступает выручка.
Правительство РФ, единственный орган, уполномоченный устанавливать предварительную регистрацию при открытии счета в заграничном банке и при ввозе (вывозе) рублей и внутренних ценных бумаг (ст. 18), намерено отказаться от этого положения в части ввоза (вывоза) российской валюты и бумаг. Предполагается также разрешить резидентам рассчитываться между собой в валюте по доходам от внешних ценных бумаг.
Волнующие всех нюансы
Изобилующий белыми пятнами закон порождает много повседневных вопросов. К примеру, как теперь рассчитываться гражданину в магазине беспошлинной торговли? Часть 3 статьи 14 гласит: физические лица - резиденты осуществляют валютные операции через банковские счета в уполномоченных банках. Есть альтернатива - платежная карта. Но, как известно, подобные магазины продают товары только за наличный расчет. Тут заложено противоречие, и разрешить его ЦБ РФ не в состоянии, это не в его компетенции. Следует руководствоваться упомянутым основным принципом закона - все сомнения, неясности и противоречия актов валютного законодательства толкуются в пользу резидента. Форма расчета в магазинах беспошлинной торговли ни в какой статье четко не прописана, значит, рассчитаться наличными можно. Естественно, при доработке закона, это будет оговорено.
Еще одна задачка: может ли гражданин прийти в уполномоченный банк и внести валюту в качестве пошлины или налога в бюджет? Единого мнения нет. По статье 14 - необходимо проводить эту операцию после зачисления денег на счет. "Почему роль счета не может сыграть счет самого банка?" - спрашивает Ирина Моисеева. В настоящее время Минфин внес соответствующие предложения в Госдуму. Сейчас документы рассматриваются в комитетах Госдумы.
Больная тема - командировочные расходы, выдаваемые бухгалтерией в инвалюте. Из прочтения закона четко не следует, что данная операция запрещена. Следовательно, опять же руководствуемся принципом "все сомнения в пользу резидента-нерезидента". Все-таки ЦБ РФ рекомендует не выдавать инвалюту, лучше в рублях, пусть сотрудник сам меняет по курсу. Либо использовать в таких случаях платежную карту.
А даст ли таможня добро?
Главное действующее лицо во всех трансграничных сделках - таможня. Административная реформа затронула и это ведомство. Государственный таможенный комитет преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС), подчиненную Министерству экономического развития и торговли. Таможенные органы отныне лишены полномочий на издание нормативно-правовых актов. Этим правом наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), входящая в состав Министерства финансов. Тем не менее за таможенными органами остается контрольная функция, они - агенты валютного контроля.
В качестве обязательных документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности таможня требует предъявления паспорта экспортной (импортной) сделки, в том числе бартерной, подчеркивает Вадим Павлов, заместитель начальника Управления валютного контроля ФТС. В таможенной декларации обязательно должны быть указаны реквизиты участников. При экспорте товара разрешение на вывоз не будет выдано, если паспорт сделки отсутствует. При импорте допускается отсрочка представления паспорта сделки до 45 дней (ст. 131 Таможенного кодекса). Если указанный срок не выдерживается, наступает административная ответственность.
В июне прошлого года ФТС издала письмо-комментарий к инструкции N 117-И ЦБ РФ. Там перечисляются случаи, когда паспорт сделки оформлять не нужно. Это контракты, расчеты по которым осуществляются через ЦБ РФ, договоры, предусматривающие поставку товаров по госкредиту, в счет погашения госкредита либо заключенные и оплачиваемые в счет средств займов Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития. В отношении договоров аренды и лизинга, не оговаривающих выкуп предмета по остаточной стоимости, тоже не требуется паспорт сделки. Но если паспорт оформлен, он будет рассматриваться. Паспорт сделки необязателен, когда сумма контракта не превышает 5000 долл. Однако таможенники отслеживают такие сделки, чтобы они не стали удобной лазейкой для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. По мере накопления статистики, когда объем подобных контрактов становится подозрительным, начинается проверка.
В случае выявления нарушений таможенные органы не вправе налагать штрафные санкции, они лишь составляют протокол, возбуждают дело об административной ответственности и передают сведения в ФСФБН, которая принимает решение о целесообразности применения наказания.
Нарушил - отвечай
Сотрудники таможенной службы могут привлечь участника внешнеэкономической деятельности к ответственности на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ. В частности, по статье 15.25 "Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" (в редакции Федерального закона N 118-ФЗ). Часть 1 статьи 15.25 кодекса признает незаконными валютные операции, при осуществлении которых не были выполнены требования по открытию специальных счетов и резервирования. Наказание: штраф на юридических лиц и индивидуально-частных предпринимателей в размере от 3/4 до 1 размера суммы сделки (в отношении резервирования пока не действует из-за недоработки данного положения). Раньше к ответственности привлекались и организация-нарушитель, и должностное лицо этой организации, получалось двойное наказание, поэтому сейчас наказание применяется только в отношении фирмы. Такой же штраф налагается по части 3 (невыполнение обязательства по обязательной продаже части валютной выручки), части 4 (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по зачислению на свои банковские счета в уполномоченных банках российской или инвалюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы или оказанные ему услуги), части 5 (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенные (неполученные) на таможенную территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги).
Часть 2 касается нарушений при открытии счетов (вкладов) за границей. Это в компетенции налоговой службы, тем не менее таможня может выявить подобные нарушения и сообщить о них органам валютного контроля. Здесь на юридические лица налагается штраф в сумме от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Вадим Павлов обратил внимание, что по части 4 статьи 15.25 у ФТС и ФСФБН есть расхождения. Надзорный орган считает фактом нарушения незачисление денег вообще, зачисление с опозданием не принимается во внимание. У таможенников другая точка зрения - невыполнение сроков должно наказываться.
Раньше в Минэкономразвития существовала комиссия, которая рассматривала заявления участников внешнеэкономической деятельности и делала выводы относительно обоснованности непоступления валютной выручки и невозврата денежных средств. В настоящее время этим никто специально не занимается. Поэтому вопросы возникают постоянно на разных этапах: во время первичной проверки и сбора документов, административного расследования, вынесения постановления по делу и, наконец, обжалования - на каждом этапе может возникнуть сомнение в правомерности возбуждения дела и его обоснованности.
В самом деле, в жизненных ситуациях нарушения очень сильно отличаются друг от друга. Например, товар стоит 1000 долл., а в страну поступило только 900, где остальные? Оказывается, поскольку товар биржевой, он за истекший срок подешевел и за границей по нему рассчитались по реальной стоимости. В таких случаях принимается решение об отсутствии события правонарушения или его малозначительности. Здесь, конечно, принимаются во внимание и факты, подтверждающие, что лицо сделало все от него зависящее, чтобы не допустить правонарушения. Проверял ли, допустим, субъект своего контрагента заранее, наводил ли справки о его деловой репутации и финансовой состоятельности.
Освобождаются от ответственности участники внешнеэкономической деятельности, ставшие жертвами форс-мажорных обстоятельств. Не грозит штраф и в случаях, когда контракты заключены в рамках ООН или на межгосударственном уровне.
Несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение порядка использования спецсчета и резервирования, правил оформления паспортов сделок, а также нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (ч. 6 ст. 15.25) наказывается наложением штрафа на юридических лиц в сумме от 400 до 500 МРОТ. За достоверность сведений, заявленных в паспорте сделке, несет ответственность заявитель. Банк лишь заверяет паспорт подписью и печатью. Штраф за неверные данные или за невнесение изменений вовремя - 400-500 МРОТ для юрлица.
В настоящее время, сетует Вадим Павлов, ситуация в таможенных органах патовая. Если, допустим, в ходе проверки выявляется, что участник сделки нарушил закон по срокам, всегда можно быстро внести дополнение к контракту задним числом и сказать, что к договору есть дополнение, соответственно и контрактные сроки увеличены. Сроки продлены - событие нарушения отсутствует. При таком подходе страдают только серьезные организации, для "хитрых" быстро "нарисовать" договор не представляет никаких затруднений.
Статья 16.4 КоАП РФ ("Недостоверное декларирование физлицами инвалюты или рублей, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащую обязательному письменному декларированию") предусматривает штраф - от 10 до 25 МРОТ. На вывозящих свыше 10 000 долл. заводится персонифицированный учет. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или иных необходимых документов юридическим лицом наказывается наложением штрафа в сумме от 500 до 1 тыс. МРОТ.
ФТС пытается сейчас добиться законодательных изменений, которые позволили бы ограничить ввоз (вывоз) инвалюты в Россию (из России) юрлицами. Это поможет в борьбе против легализации преступных доходов и терроризма. Сегодня никто точно не знает, кто ввозит деньги в Россию и сколько, замечает представитель ФТС.
В ближайшее время ЦБ РФ должен определить порядок предоставления банками таможенным органам информации о проводимых валютных операциях. Ранее уполномоченные банки присылали такие сведения, но с 18 июня это прекратилось. Соответствующие изменения должны быть внесены в инструкцию ЦБ РФ N 117-И. Когда это произойдет, таможенники получат возможность анализировать данные и делать необходимые выводы о сделках.
По новому закону резиденты зачисляют выручку от экспорта или платежи по импорту в оговоренные контрактом сроки, в старом законе срок возврата денег по импорту и экспорту был фиксированным - 90 дней. В свою очередь, отсутствие сроков можно толковать так, что обязанность передачи денежных средств наступает немедленно, как при импорте, так и при экспорте. Четких разъяснений от ФСФБН пока нет. Видимо, считает Вадим Павлов, ситуация прояснится весной.
Если контрактом установлено, что товар продается в кредит, т.е. оплата будет после поставки, то в соответствии с гражданским законодательством деньги должны поступить в разумные сроки. Но что такое "разумные сроки", не объясняется. Правда, по гражданскому законодательству, когда не указаны сроки кредита, подразумевается, что он выдан на 30 дней. Если толковать так, то таможня будет считать, что деньги должны вернуться в течение 30 дней.
Интересная ситуация сложилась с резидентами - физическими лицами, конкретнее - частными предпринимателями - челноками. Они берут деньги в России, выезжают за рубеж, приобретают там товар за наличный расчет и ввозят его на территорию РФ. По закону их деятельности пришел конец, поскольку они должны работать только через уполномоченный банк. По мнению таможни, частные предприниматели занимаются внешнеэкономической деятельностью и обязаны рассчитываться безналичным способом. Когда при заполнении декларации такой предприниматель в графе о форме расчета напишет "наличная", можно сразу составлять протокол о нарушении закона. Однако у ФСФБН иная точка зрения. К единому взгляду на вопрос пока не пришли. Действительно, путаницы много. Ведь если, допустим, турист купит за границей дорогую шубу, то при ввозе покупки в Россию его тоже можно привлечь к административной ответственности. А если взять наши зарубежные представительства, в том числе офисы "Аэрофлота", в которых торгуют билетами за инвалюту, то получается тоже правонарушение.
Или банковская комиссия. Раньше Банк России допускал невозврат части денег, которые выплачивались в качестве комиссионных, - по новому закону вся валютная выручка, причитающаяся резиденту за переданные товары, должна быть сначала зачислена, только затем вычтены комиссионные. Если она придет уже за вычетом комиссии - это нарушение, за которое может последовать наказание. Штраф - до 100% от суммы незачисленных средств.
Словом, вопросы, вопросы...
В статье использованы материалы семинара "Актуальные вопросы валютного законодательства", организованного ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
О. Щелов
"Бухгалтерия и банки", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540