Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 ноября 2005 г. N вн 2.2-1/3480
по проекту федерального закона N 211449-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", внесенному Правительством Российской Федерации" (II чтение)
Досье на проект федерального закона
1. В структуре расходов Фонда (приложение 3) виды расходов, связанные с финансированием социального развития системы Фонда (70000 тыс. рублей согласно статье 6 проекта), дополнительных медицинских осмотров работников (1,9 млрд. рублей согласно статье 14 проекта), а также административные расходы в связи с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации и услуг (390804,9 тыс. рублей согласно статье 4 проекта) не выделены в отдельные виды расходов, что не отвечает требованиям статьи 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Положения статьи 32 БК РФ не учтены также и в статье 15 проекта, поскольку в структуре расходов Фонда не нашли отражения средства, направляемые на обеспечение мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда (384465,0 тыс. рублей) и на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда (48735,0 тыс. рублей).
2. В расчете расходов на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены средства на индексацию размера ежемесячной страховой выплаты на прогнозируемый уровень инфляции в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ), устанавливающей индексацию указанной выплаты с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда на соответствующий финансовый год. Однако статьей 8 законопроекта, продляющей действие статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", максимальный размер ежемесячной страховой выплаты предлагается на 2006 год установить без учета размера его индексации в прежней сумме 33 тыс. рублей, что изменяет права застрахованных лиц на получение ими в полном объеме соответствующего вида обеспечения (ежемесячной страховой выплаты).
Следует также учитывать, что в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно отмечалось, что предельный уровень возмещения вреда, причиненного здоровью, не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства (см. постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П). В связи с этим обращаем внимание, что исходя из уровня инфляции ежегодно производится индексация размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенный на 15 февраля 2001 года в сумме максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
3. Предлагаемое продление действия положений статьи 10 Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (статья 8 законопроекта), наделяющее Фонд правом предоставлять отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не относится к предмету правового регулирования рассматриваемого законопроекта, касающегося формы образования и расходования денежных средств Фонда в целях выполнения возложенных на него задач. Указанное изменение порядка взыскания недоимок (задолженности по страховым взносам) и пеней должно осуществляться путем внесения соответствующих изменений в базовый Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ.
4. Представленные суммарные показатели в структуре расходов Фонда (приложение 3 - расход 393 10 03 750 00 00 756) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на осуществление единовременной страховой выплаты не изменены по сравнению с показателями, представляемые по этой статье расходов к первому чтению. Вместе с тем, размер указанного вида обеспечения по страхованию (размер единовременной страховой выплаты) в проекте федерального закона N 211456-4 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" (статья 4) увеличен с суммы 43200 рублей до 46900 рублей.
5. Нуждается в уточнении содержание части 2 статьи 17 проекта, поскольку неясно, что подразумевается под порядком и условиями осуществления "функций" Фонда. Исходя из предлагаемой редакции можно предположить, что речь идет о вопросах организации деятельности Фонда. Однако, данные вопросы не являются предметом рассматриваемого проекта. Кроме того, порядок деятельности Фонда регулируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101, из которого, а равно как из Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321, данное полномочие Министерства не вытекает.
6. Статьей 18 предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право принятия решения о реструктуризации задолженности по платежам в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и задолженности по начисленным пеням и штрафам, сложившуюся у ОАО "Завод имени И.А. Лихачева".
Используемый в статье 18 термин "задолженность по платежам в бюджет Фонда" не позволяет точно определить, о каких именно платежах идет речь.
Если указанный термин включает в себя задолженность по уплате единого социального налога (далее - ЕСН), то в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) необходимо использовать формулировку "по обязательным платежам, зачисляемым в бюджет Фонда". Если же в проекте идет речь только о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то целесообразно использовать термин "задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (статья 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Уточнение терминологии статьи 18 проекта позволит четко определить объем, предоставляемого Правительству Российской Федерации полномочия (по проведению реструктуризации), и обеспечить единообразное понимание проектируемой нормы, о чем неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (см. пункт 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 7-П).
Кроме того, отмечаем, что согласно статье 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. При этом, взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. НК РФ не содержит положений, изменяющих порядок взыскания задолженности по ЕСН. В то же время, в соответствии со статьей 59 НК РФ Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок списания недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера учтены в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.