Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
от 10 февраля 2004 года N 86/718-4
Информация
о практике организации и осуществления государственной регистрации (учета) избирателей, составления списков избирателей в Калининградской области
В целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, участвовать в референдумах в Калининградской области проводится определенная работа по развитию системы регистрации (учета) избирателей. Во исполнение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 апреля 2003 года N 5/37-4 (далее - Положение), приняты постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области от 21 июля 2003 года N 400 "О мерах по регистрации (учету) избирателей, участников референдума на территории Калининградской области", от 18 ноября 2003 года N 647 "Об оказании содействия избирательным комиссиям Калининградской области в период проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации", основные положения которых получили развитие в соответствующих нормативных актах глав муниципальных образований.
В Калининградской области большое внимание уделяется автоматизации имеющейся в соответствующих организациях базы данных об избирателях. В сентябре 2003 года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и администрацией Калининградской области подписан Протокол, который определяет порядок реализации проекта "Создание региональной системы государственных информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ как подсистемы автоматизированной системы управления регионом (Калининградская область)". В настоящее время при участии Избирательной комиссии Калининградской области идет работа по выполнению условий названного проекта, в том числе по автоматизации информационной системы организаций, занимающихся регистрацией граждан.
В области размещен комплекс средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", развернуто специальное программное обеспечение, позволяющее обеспечивать ввод информации об избирателях, ведение соответствующих автоматизированных баз данных.
Избирательная комиссия Калининградской области, принимая во внимание важность взаимодействия организаций и учреждений, осуществляющих регистрацию населения, с избирательными комиссиями области, практикует проведение рабочих совещаний и встреч с руководителями органов паспортно-визовой службы (ПВС), записи актов гражданского состояния (ЗАГС), а также органов юстиции, областного суда, военных комиссариатов, управления по исполнению наказаний, средних и высших учебных заведений, командирами воинских частей. На заседаниях Комиссии периодически рассматриваются вопросы по изучению практики работы глав муниципальных образований по регистрации (учету) избирателей, заслушиваются сообщения руководителей организаций и учреждений, осуществляющих учет населения, о проводимой работе.
В соответствии с требованиями Положения в большинстве муниципальных образований области определен порядок, утверждена форма представления сведений об избирателях, назначены ответственные за своевременное и достоверное предоставление данных об избирателях.
Вместе с тем в области имеются определенные недостатки в работе по регистрации (учету) избирателей. Не реализован в полном объеме единый порядок взаимодействия организаций и учреждений, осуществляющих учет населения, с главами местного самоуправления, территориальными избирательными комиссиями. В организационной структуре системы регистрации (учета) избирателей много источников данных первичного регистрационного учета (от 7 в Светловском городском округе и Краснознаменском районе до 81 в Ленинградском районе города Калининграда), в перечне которых значительную долю составляют такие организации, как администрации сельсоветов, жилищно-коммунальные хозяйства, воинские части.
В большинстве случаев работу по уточнению сведений об избирателях проводят системные администраторы территориальных избирательных комиссий, которые получают соответствующую информацию либо работая с картотекой (архивом) первоисточника, либо от уполномоченного лица, занимающегося первичным учетом граждан.
Значительная часть сведений об избирателях (70 процентов) поступает в территориальные избирательные комиссии на бумажном носителе в машиночитаемом, а иногда в рукописном виде. В то же время электронная база данных об избирателях, имеющаяся в органах ПВС, других организациях и учреждениях, осуществляющих учет населения, имеет свою специфику и не может использоваться при актуализации базы данных ГАС "Выборы".
Все эти объективные и субъективные факторы приводят к появлению разного рода многочисленных неточностей в сведениях об избирателях.
В области в период проведения соответствующих выборов практикуется работа по актуализации базы данных об избирателях после уточнения списков избирателей членами участковых избирательных комиссий, а также после выборов с учетом выявленных изменений. Однако при этом не всегда соблюдаются требования Положения, согласно которым указанные изменения обязательно должны быть утверждены главами муниципальных образований, другими ответственными должностными лицами, установленными избирательным законодательством, до того, как системные администраторы введут их в базу данных ГАС "Выборы".
В настоящее время в 11 муниципальных образованиях области проводится работа по наполнению базы данных дополнительными сведениями об избирателях согласно требованиям пункта 5 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Этой работе способствует то, что паспортно-визовые службы Калининградской области практически завершили обмен паспортов граждан СССР на паспорта граждан Российской Федерации. Однако работа по обмену паспортов продолжается: в числе 800 граждан, не получивших паспорта, - граждане, зарегистрированные на территории области, но проживающие за рубежом, граждане, не определившиеся с гражданством, а также не обменявшие паспорта по религиозным и идеологическим убеждениям.
В связи с работой по введению в базу данных ГАС "Выборы" дополнительных сведений об избирателях значительно возрос объем ручного труда системных администраторов территориальных избирательных комиссий. Только на территории Центрального района города Калининграда, где проживают 63 тысячи избирателей, ежегодный обмен составляет в среднем 4,5 тысячи паспортов. При введении дополнительной информации об избирателях возникает необходимость обеспечения правовой основы и разработки регламента взаимодействия организаций, осуществляющих регистрацию граждан, а также установления механизма взаимодействия этих организаций с системными администраторами территориальных избирательных комиссий.
В Калининградской области формируется также база данных о молодых избирателях, в том числе получивших паспорт в 14-летнем возрасте. Начата работа по регистрации студентов образовательных учреждений, курсантов военных институтов в отдельной базе данных, что позволит частично избежать двойного учета.
Однако проблема двойного учета существует для таких категорий избирателей, как военнослужащие, призванные в армию и вернувшиеся из армии. Практика также показывает, что нередко курсанты военных училищ и институтов, студенты высших учебных заведений, будучи зарегистрированными по месту жительства, вносятся в списки избирателей по месту нахождения учебных заведений (общежитий).
Не в полной мере отработана схема получения данных об избирателях -членах экипажей судов, находящихся в день голосования в плавании. По итогам голосования данные о количестве избирателей, внесенных в списки избирателей, направляются в избирательные комиссии по каналам связи, а списки избирателей на бумажном носителе поступают в избирательные комиссии только по возвращении судна в порт. Как правило, указанные избиратели включаются в списки избирателей и на береговых избирательных участках.
Нужно отметить и такой факт в работе избирательных комиссий, как включение в списки избирателей значительного числа избирателей, сведения о которых отсутствуют и вносятся только в день голосования. Так, несмотря на принимаемые территориальными и участковыми избирательными комиссиями меры по уточнению списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 декабря 2003 года, число избирателей, которые не были включены в список избирателей на территории того или иного избирательного участка, составило от 0,6 до 2 процентов от числа избирателей, внесенных в список, а в целом по Калининградской области эта цифра составила около 8 тысяч.
Значительную часть этого числа составляют лица, уволенные с военной службы и прибывшие на место постоянного жительства. Областной военкомат зачастую не направляет необходимую информацию об этом главам муниципальных образований. Так, примерно 150 молодых людей, проживающих в Светлогорском городском округе, ежегодно призываются в армию, а информация об их возвращении практически отсутствует. В Ленинградском районе города Калининграда эта цифра возрастает до 500.
Именно указанная выше категория избирателей и избиратели-военнослужащие, прибывающие в Калининградскую область в связи с изменением дислокации воинских частей, а также граждане, въезжающие в область (ежегодная миграция из области и в область составляет около 45 тыс. граждан), входят в число избирателей, включаемых в списки избирателей в день голосования.
Кроме того, органы записи актов гражданского состояния не всегда располагают информацией о гражданах Калининградской области, умерших вне пределов территории области. Зачастую избиратели, проживающие в многоквартирных жилых домах, не сданных в эксплуатацию, не зарегистрированы, и поэтому отсутствует необходимая информация о них, так же как об избирателях, проживающих, но не зарегистрированных в жилых домах частного сектора.
Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы.
В Калининградской области в настоящее время существуют все условия для совершенствования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, на базе которой в дальнейшем возможно создание Регистра населения Калининградской области.
Для реализации Положения необходимо решить вопрос о правовой основе единого порядка представления сведений об избирателях организациями и должностными лицами, осуществляющими учет населения, главам муниципальных образований, дальнейшей передачи их территориальным избирательным комиссиям в согласованном формате в целях использования в работе по наполнению базы данных об избирателях ГАС "Выборы".
На уровне администрации Калининградской области, Избирательной комиссии Калининградской области необходимо продолжить работу по консолидации сил и порядку взаимодействия организаций, осуществляющих учет населения, в целях конвертации формы представления информации об избирателях из системы ГАС "Выборы" в региональную систему государственных информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ.
Для упорядочения работы по учету, представлению информации об избирателях, находящихся в день голосования в плавании, Избирательной комиссии Калининградской области рекомендуется подготовить предложения по взаимодействию с соответствующими организациями и ведомствами.
|
Центральная избирательная комиссия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.