Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
от 10 февраля 2004 года N 86/718-4
Информация
о практике организации и осуществления государственной регистрации (учета) избирателей, составления списков избирателей в Нижегородской области
Правовой основой организации и осуществления государственной регистрации (учета) избирателей, участников референдума Нижегородской области являются Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. Документы, регулирующие конкретные аспекты регистрации избирателей на территории области, приняты в основном до вступления в действие указанных федеральных нормативных правовых актов. К ним относятся и совместное распоряжение губернатора и председателя Законодательного Собрания области, принятое 22 декабря 1997 года, и большинство распоряжений глав муниципальных образований. Вместе с тем ряд глав муниципальных образований обновили свою нормативную базу. Так, 29 декабря 2003 года главой местного самоуправления Бутурлинского района было принято распоряжение "Об организации регистрации (учета) избирателей на территории Бутурлинского района", в котором для органов, осуществляющих учет населения, установлены конкретные сроки представления в администрацию района сведений об избирателях.
Вопросы создания автоматизированной системы регистрации и учета избирателей Нижегородской области рассматриваются начиная с 1994 года совместно с проблемой учета населения в целом на основе постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года "О разработке проекта федеральной целевой программы "Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность".
Начало формированию базы данных "Население" на территории Нижегородской области было положено в 1993 году в Сормовском районе Нижнего Новгорода. В 1995 году распоряжением главы администрации города опыт Сормовского района был распространен на всю территорию города.
В развитие постановления ЦИК России от 6 ноября 1997 года N 134/973-II, утвердившего Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, в Нижегородской области было выпущено совместное распоряжение председателя Законодательного Собрания и губернатора области от 22 декабря 1997 года NN 451-р/1959-р "О мерах по реализации Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части обеспечения работы по регистрации (учету) избирателей, участников референдума" и создана рабочая группа с участием представителей ГУВД Нижегородской области.
Эти документы и работа, проводимая по их реализации, заложили основу для создания в Нижегородской области автоматизированной системы "Государственный регистр населения", которая особенно активизировалась после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 323-р, предусматривающего разработку проекта концепции создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения". Во исполнение этого постановления в Нижегородской области разработан проект региональной целевой программы создания в Нижегородской области такой системы с максимальным использованием программно-технических, телекоммуникационных, информационных и организационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", выпущено распоряжение губернатора Нижегородской области от 30 августа 2000 года N 1466-р и совместное распоряжение председателя Законодательного Собрания и губернатора Нижегородской области от 19 марта 2001 года N 72-р/418-р, определяющие организацию работ по ее созданию.
Кроме того, необходимость проведения работ по созданию в Нижегородской области автоматизированной системы "Государственный регистр населения" подтверждена протоколом N 3 от 17 октября 2000 года Координационного совета по разработке проекта Федерального закона "О государственном регистре населения Российской Федерации" и проекта концепции создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения", а также Основными направлениями развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в 2001-2004 годах, утвержденными постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3. В соответствии с этими документами область включена в состав опытной зоны по отработке проектных решений по автоматизированной системе "Государственный регистр населения".
В настоящее время база данных "Население" в том или ином виде ведется в 7 городах и районах области. Наполнение базы осуществляется, как правило, работниками администраций. Такая практика, в частности, существует во всех районах Нижнего Новгорода, в городе Дзержинске, в Балахнинском районе. В этих случаях сведения об избирателях периодически (перед составлением списков избирателей, а также перед представлением сведений о численности избирателей) переносятся в ГАС "Выборы". В большинстве же муниципальных образований ведением базы данных со сведениями об избирателях занимаются системные администраторы территориальных избирательных комиссий, которые вводят данные об избирателях непосредственно в ГАС "Выборы".
Наполнение баз данных сведениями об избирателях в объеме, установленном пунктом 5 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в большинстве районов не производилось, так как паспортно-визовые службы в основном не имеют технической возможности представлять огромный объем сведений (до 1000 изменений в день, что связано с обменом паспортов) в машиночитаемом виде, а в системе ГАС "Выборы" до конца второго квартала 2003 года не было программного обеспечения, рассчитанного на ввод всех необходимых реквизитов. Высокий процент наполнения базы данных указанными сведениями - в муниципальных образованиях, где ведется база данных "Население". Например, в районах Нижнего Новгорода от 40 до 100 процентов, в городе Дзержинске - 98 процентов.
База данных формируется в тесном взаимодействии с подразделениями паспортно-визовой службы, органами ЗАГС, райвоенкоматами, судами и другими органами. Однако если подразделения паспортно-визовой службы, органы ЗАГС, райвоенкоматы (во время призыва и увольнения военнослужащих), как правило, представляют сведения в установленные сроки, то из судов информация о лицах, признанных судом недееспособными, а также о приговоренных к лишению свободы практически не поступает. Информация о признании судом гражданина недееспособным поступает, как правило, через органы здравоохранения.
Информация о лицах, приговоренных к лишению свободы судом другой территории, не поступает вообще. Такая же проблема существует в получении информации об умерших, если смерть наступила за пределами района, в котором проживал умерший, так как в системе органов ЗАГС отсутствует единая информационная сеть.
Избиратели, проживающие на территории избирательного участка, образованного в воинской части, учитываются командиром соответствующей воинской части. В ходе проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва выявилась проблема, связанная с учетом данной категории избирателей в период призыва. Осенний призыв 2003 года совпал с периодом подготовки к выборам депутатов Государственной Думы. Военнослужащие срочной службы прибывали к месту прохождения службы до начала декабря 2003 года, в связи с чем командиры воинских частей представляли значительный объем измененных сведений для уточнения списка избирателей практически перед днем голосования.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, учитываются органами местного самоуправления по месту нахождения общежитий. Возникает проблема двойного учета избирателей: студенты регистрируются в общежитиях, по месту временного пребывания, на период обучения при этом сохраняя регистрацию по месту жительства. Следовательно, они включаются в список избирателей на двух избирательных участках.
На этапе составления списков избирателей территориальные избирательные комиссии работают в непосредственном контакте с соответствующими структурными подразделениями администраций районов и городов: совместно проверяется соответствие количества избирателей на избирательных участках установленным требованиям, направляются запросы в военкомат, органы ЗАГС, суд, другие организации и учреждения, осуществляющие учет населения.
Способствует более эффективной работе со списками избирателей практика принятия губернатором Нижегородской области распоряжений, приуроченных к текущим выборам, в которых даются поручения соответствующим государственным и муниципальным органам представлять сведения, необходимые для составления и уточнения списков избирателей. В частности, губернатором области принято распоряжение от 30 декабря 2003 года N 1347-р "О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 14 марта 2004 года".
На этапе ознакомления избирателей со списками избирателей члены участковых избирательных комиссий в случае обращения граждан уточняют и проверяют информацию об избирателях с участием территориальной комиссии, администрации района, органов ЗАГС, паспортно-визовой службы. Члены участковых комиссий, образованных в сельской местности, работают непосредственно с поселковыми администрациями и старостами поселков, уточняя необходимую информацию, которая потом дополнительно проверяется в паспортно-визовой службе, после чего вносятся изменения в список избирателей. Избиратели также обращаются по телефонам в территориальную избирательную комиссию. Все сведения, содержащиеся в обращениях избирателей, проверяются членами территориальной избирательной комиссии с привлечением ответственного сотрудника администрации района через адресный стол, ЖЭУ, ЗАГС. Избирателям дается ответ о результатах проверки и при необходимости вносятся изменения в список избирателей.
После проведения голосования и передачи первого экземпляра списка избирателей в территориальную избирательную комиссию сведения о выявленных изменениях в списках избирателей передаются для работы сотруднику администрации, отвечающему за учет избирателей, либо системному администратору, который через паспортно-визовую службу, адресный стол, ЖЭУ, органы ЗАГС проверяет все записи и пометки, сделанные членами участковых избирательных комиссий при ознакомлении избирателей со списком и в ходе голосования, и в случае подтверждения записей в базу данных вносятся изменения.
Учитывая изложенное необходимо отметить, что качество и сроки обработки сведений об избирателях при значительных объемах ежедневных изменений во многом определяются наличием автоматизированных систем в органах учета населения и в органах местного самоуправления. Так, в городе Дзержинске, где есть автоматизированные системы учета населения, уточнения в списки избирателей вносятся крайне редко и, как правило, связаны с изменениями, произошедшими после их составления. Однако постоянный дефицит как областного, так и местных бюджетов на протяжении всех последних лет (область дотационная), не позволяет осуществить автоматизацию системы сбора и обработки информации в требуемых объемах.
Избирательная комиссия Нижегородской области постоянно взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам учета (регистрации) избирателей. Председатель Комиссии традиционно участвует в совещаниях, проводимых губернатором Нижегородской области с главами муниципальных образований, где обсуждаются указанные вопросы.
Проводимая в правительстве и Законодательном Собрании Нижегородской области подготовительная работа по разработке проекта четырехстороннего соглашения между ФЦИ при ЦИК России, правительством и Законодательным Собранием Нижегородской области и Избирательной комиссией Нижегородской области об использовании ресурсов ГАС "Выборы" в период между выборами, возможно, позволит частично решить накопившиеся проблемы.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Областная, а возможно, и федеральная нормативная база требует дальнейшего совершенствования и развития в части установления сроков передачи органами, осуществляющими учет населения, информации для включения в базу данных об избирателях, определения согласованных форм представления этих сведений, в том числе в электронном виде, порядка их представления, ответственности указанных органов за нарушение сроков и порядка представления этих сведений.
Необходимо обратиться к соответствующим органам с предложением создать электронные базы данных в органах, представляющих информацию об избирателях (паспортно-визовые службы, ЗАГС, суды, военкоматы и т.д.) и вести эти базы данных в единых или легко сопрягаемых форматах с форматом базы данных об избирателях.
В связи с тем что в период призыва информация об избирателях-военнослужащих является очень объемной, было бы целесообразно, чтобы командиры воинских частей перед выборами представляли ее непосредственно в форме списка избирателей, что требует внесения изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации.
Необходимо проработать вопрос о возможности представления информационными центрами органов внутренних дел информации о приговорах судов, связанных с лишением свободы.
|
Центральная избирательная комиссия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.