Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 ноября 2005 г. N КА-А40/11407-05-П
(извлечение)
Решением от 20.04.2005 г., оставленным без изменения постановлением от 11.08.2005 удовлетворено заявленное требование открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" к межрегиональной инспекции ФНС РФ по КН N 1 о признании недействительным решения Инспекции от 02.04.2004 N 52/181/1 в части выводов о нецелевом использовании денежных средств в сумме 30729881 руб., ссылаясь на доказанность целевого использования денежных средств на оплату геологоразведочных работ.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит судебные акты отменить, в иске отказать, поскольку выводы судов об использовании денежных средств на геологоразведочные работы основаны на недопустимых доказательствах.
Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку выводы судов основаны на материалах дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применили нормы налогового законодательства, приняли законное и обоснованное решение.
Как следует из материалов дела, правильно установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки, налоговым органом ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 принято решение N 52\181\1 от 02.04.2004 года, которым налогоплательщик ОАО "АНК "Башнефть" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
В решении указано, что в нарушение ст. 43, 44 Закона "О недрах", п. 19, 24 Инструкции ГНС России N 44 от 31.12.96 г., письма МНС России N ВТ-6-04/137 от 14.02.01 г. налогоплательщик допустил нецелевое использование денежных средств в размере 30729881 руб., подлежащих направлению в фонд ВМСБ и оставшиеся в распоряжении налогоплательщика.
В соответствии с п. "б" ст. 2 Закона Ханты-Мансийского Автономного округа N 49-03 от 20.06.01 г. целевые территориальные средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2001 году формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых в распоряжении добывающих организаций для выполнения мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальной Программой изучения недр Ханты-мансийского автономного округа на распределенном фонде недр.
Согласно Приложению N 1 к названному Закону при распределении ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2001 году оставляемая АНК "Башнефть" для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ ставка составила 5%.
В соответствии с расчетами по отчислениям за период с января по декабрь 2001 г. оставшаяся в распоряжении заявителя сумма составила 30 723 381 руб.
Как усматривается из преамбулы указанного Закона ХМАО, настоящий Закон определяет порядок формирования и целевого использования средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2001 году в соответствии с Соглашением между Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа, Роскомнедрами, Минтопэнерго и Минэкономики Российской Федерации от 7 мая 1996 года N ВО-09/1196 о ...порядке формирования программ геологоразведочных работ и контроля их исполнения.
Программы геологического изучения недр и ВМСБ на 2001 г. по Тюменской области в виде отдельного документа не существует. Такая программа сама по себе заложена в вышеназванном Законе Ханты-Мансийского Автономного округа N 49-03 от 20.06.01 г., а ее положения конкретизированы в Протоколе комиссии по рассмотрению территориальной программы на 2001 года (от 24.01.01 г.), согласно которому планируется пробурить горные породы на Кирско-Коттынском лицензионном участке 7500 м.
Налоговым органом не представлено суду доказательств, опровергающих изложенный заявителем порядок формирования программы геологического изучения недр и ВМСБ на 2001 г. по Тюменской области".
Довод Инспекции о том, что протоколы комиссии по рассмотрению территориальной программы геологоразведочных работ на 2002 г. не имеют отношения к 2001 г. является необоснованным, поскольку Протокол комиссии по рассмотрению территориальной программы геологоразведочных работ на 2002 год от 07.01.02 г. имеет отношение к 2001 году. В нем указано, что по Кирско-Коттынскому лицензионному участку за период 2001 года заявителем выполнены геологоразведочные работы за счет ставок ВМСБ (30,7 мл. руб.), закончена бурением разведочная скважина N 7 Кирско-Коттынского лицензионного участка, проходка составила 2 786 м.
По протоколу от 06.02.02 г. закончена бурением разведочная скважина N7 за счет оставшейся в распоряжении предприятия ставки 30,7 млн. руб.
Из материалов дела следует, что Протокол ТКЗ от 12.03-15.03.02 г. N 67-01 по АНК "Башнефть" в соответствии с Законом N 2395-1 от 21.02.92 г. "О недрах" свидетельствует о прохождении государственной экспертизы и о наличии у заявителя права на разработку участка, что имеет непосредственное отношение к геологоразведочным работам.
Довод Инспекции о том, что представленные заявителем накладная и извещение NN 1331008 от 29.01.2001 на сумму 30 723 044 руб. не подтверждают оплату выполненных геологоразведочных работ апелляционным судом отклоняется как необоснованный.
Накладная N 1331008 от 29.12.02 г. подтверждает факт несения расходов на проведение геологоразведочных работ по скважине N 7, т.к. работы производились подразделениями заявителя и строительные материалы приобретались для работ на всех участках предприятия. Сумма затрат, приходящаяся на строительные работы по скважине N 7 определена в справке КС-3. Отсутствие платежных поручений на оплату работ с учетом особенностей по делу не свидетельствует об отсутствии расходов на геологоразведочные работы.
Довод налоговой инспекции об отсутствии доказательств, подтверждающих факт понесенных заявителем расходов на геологоразведочные работы апелляционный суд находит несостоятельным.
Справка КС-3 учитывает затраты по работам, производимых подразделениями налогоплательщика. Расчеты в безналичном порядке между подразделениями предприятия за выполненные работы не производились. Представитель заявителя пояснил, что ОАО "АНК "Башнефть" приобретало строительные материалы для работы всего предприятия. Строительные материалы для работ по скважине N 7 отдельно не приобретались. В справке КС-3 отражено, какая сумма из общих затрат относится к затратам по скважине N 7. В ходе налоговой проверки заявитель представлял счета-фактуры, платежные документы по расходам предприятия. Налоговый орган не отрицает этого и в п. 1.6 Акта выездной налоговой проверки указано, что проверка проводилась по первичным бухгалтерским документам. Инспекция не представила суду доказательств того, что сумма расходов, приходящаяся на расходы по скважине N 7, определена налогоплательщиком неправильно.
Довод налогового органа о том, что не все работы, выполненные в апреле 2001 г. по скважине N 7 Кирско-Коттынского лицензионного участка, относятся к геологоразведочным, является необоснованным, поскольку работы, проведенные по вышеназванной скважине, в том числе (строительство вышки, снегоуборка, бурение и т.д. были произведены в соответствии с Проектом 117 о строительстве скважин геологоразведочным способом, утвержденным Комитетом по геологии Республики Башкортостан. Поскольку данные работы предусмотрены в названном проекте, что не опровергнуто налоговым органом.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 14.05.2005 г., постановление от 11.08.2005 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-24345/04-111-286 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС РФ N 1 по КН - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2005 г. N КА-А40/11407-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании