Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 ноября 2005 г. N КА-А41/11682-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2005 г.
Инспекция МНС России по г. Зарайску Московской области (далее - Инспекция) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "Грейс" (далее - Общество) о взыскании налоговых санкций в сумме 192000 руб., в том числе по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 12000 руб. и по пункту 7 статьи 366 НК РФ в сумме 180000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.06.2005 г., оставленным без изменения постановлением от 20.09.2005 г. Десятого арбитражного апелляционного суда Инспекции в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом судебные инстанции исходили из того, что из представленной Обществом технической документации и документов сертификации следует, что игровой автомат "Счастливое число" представляет собой один игровой автомат с тремя игровыми местами, выполняющий одну игровую программу и обеспечивающий возможность одновременной игры до трех человек, а также из требований п. 1 ст. 366 НК РФ, согласно которым к объектам налогообложения на игорный бизнес относятся: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что игровой автомат "Столбик" является игровым комплексом, состоящим из нескольких игровых автоматов, объединенных в один корпус, и каждый игровой автомат в составе данного комплекса подлежит регистрации в установленном порядке в налоговых органах и является отдельным объектом налогообложения налогом на игорный бизнес.
В судебное заседание представитель Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Совещаясь на месте, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Представителем Общества представлен письменный отзыв на кассационную жалобу. Руководствуясь ст. 279 АПК РФ, суд, совещаясь на месте определил: приобщить письменный отзыв к материалам дела.
Представитель Общества возражал против отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в них и письменном отзыве на кассационную жалобу основаниям.
Выслушав представителя Общества, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетов доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод о том, что статья 366 НК РФ дает исчерпывающий перечень объектов налогообложения и такой объект, как игровой комплекс в этом перечне отсутствует.
Судом установлено, что на 01.08.2004 г. Обществом зарегистрировано в Инспекции и получены свидетельства на пять игровых автоматов типа "Столбик", в том числе 4 игровых автомата "Счастливое число" с тремя игровыми панелями и один односторонний автомат "Экстрема". 02.08.2004 г. Обществом зарегистрированы и установлены еще шестьигровых автоматов "Счастливое число" типа "Столбик".
15.09.2004 Обществом представлены в Инспекцию налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за август 2004 г. на сумму 33000 руб., из расчета за 11 игровых автоматов по 3000 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по представленной Обществом налоговой декларации и вынесено решение от 15.12.2004 г. N 271 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу доначислен налог на игорный бизнес в сумме 60000 руб., а также оно привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога на игорный бизнес за август 2004 г. в сумме 12000 руб., из расчета 20 процентов от 60000 руб.
Также Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ в виде штрафа в сумме 180000 руб. (3000 руб. х 3 стороны каждого из 10-ти игровых автоматов) за нарушение требований пунктов 2 и 3 ст. 366 НК РФ о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в качестве налогоплательщика по каждому объекту налогообложения не позднее 2-х дней до установки каждого объекта.
Таким образом Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес в размере 60000 руб., пени за несвоевременную уплату данного налога в размере 2219 руб. и штраф в сумме 192000 руб., о чем Инспекцией ему направлены требования N 306 об уплате налога и пени со сроком добровольного исполнения до 27.12.2004 г. и N 305 об уплате налоговой санкции со сроком добровольного исполнения до 27.12.2004 г. и до 15.01.2005 г. соответственно.
Согласно п. 1 ст. 366 НК РФ к объектам налогообложения на игорный бизнес относятся игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.
Пункт 2 указанной статьи возлагает на налогоплательщика обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в качестве налогоплательщика каждого объекта налогообложения, указанного в пункте 1 статьи 366 НК РФ.
В статье 364 НК РФ приведено понятие игрового автомата, который представляет собой специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игрового заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игрового заведения.
Доводы, приведенные Инспекцией в кассационной жалобе были предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны ими не основанными на законодательстве о налогах и сборах.
Довод Инспекции о том, что игровой автомат "Счастливое число" типа "Столбик" является игровым комплексом, состоящим из нескольких игровых автоматов, объединенных в один корпус, в связи с чем каждый автомат в составе игрового комплекса подлежит регистрации в налоговом органе и является отдельным объектом налогообложения, признан судебными инстанциями не основанным на налоговом законодательстве. Правила проведения испытаний игровых автоматов с денежными выигрышами (приказ Госстандарта РФ от 24.01.2000 N 22), на которые ссылается Инспекция в кассационной жалобе, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и, согласно требованиям ст. 1 НК РФ не могут применяться для регулирования налоговых правоотношений.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины, гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Данная статья Налогового Кодекса также делает ссылку Инспекции на приказ Госстандарта N 22 от 24.01.2000 необоснованной, так как статьей 364 Налогового Кодекса Российской Федерации дано определение объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес.
В исчерпывающий перечень объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, содержащийся в ст. 366 НК РФ Законодатель не включил такие объекты налогообложения, как корпус, объединяющий три игровых автомата, и игровой комплекс.
Также, в соответствии с решением Инспекции N 271 от 15.12.2004 г. Обществом зарегистрированы и поставлены на учет в Инспекцию 11 игровых автоматов "Счастливое число" типа "Столбик", о чем Обществу выдано свидетельство N 7 от 21.07.2004 г.
Согласно технической документации и документов сертификации, представленных Обществом (Паспорт на игровой автомат "Счастливое число", Технические условия ТУ 9685-002-47566364-02, описание типа игрового автомата согласованное с руководителем ЦИ ИА ФГУП "ВНИИМС"), игровой автомат "Счастливое число" типа "Столбик" представляет собой игровой автомат с тремя игровыми местами, выполняющий одну игровую программу и обеспечивающий возможность одновременной игры до трех человек.
Инспекцией не представлено суду доказательств неоднократности нарушения Обществом требований пунктов 2 и 3 статьи 366 НК РФ, являющейся квалифицирующим признаком для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 7 статьи 366 НК РФ, в связи с чем привлечение Общества к налоговой ответственности по данной статье признано судебными инстанциями необоснованным.
Выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 08.06.2005 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-5861/05 и постановление от 20.09.2005 Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2234/05-АК оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Зарайску Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.366 НК РФ к объектам налогообложения на игорный бизнес относятся: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.
По мнению налогового органа, поскольку игровой автомат является игровым комплексом, состоящим из нескольких игровых автоматов, объединенных в один корпус, каждый игровой автомат в составе данного комплекса подлежит регистрации в установленном порядке в налоговых органах. Более того, каждый игровой автомат в составе данного комплекса является отдельным объектом налогообложения налогом на игорный бизнес.
Суд отметил, что довод налогового органа о том, что каждый игровой автомат в составе игрового комплекса подлежит регистрации в налоговом органе и является отдельным объектом налогообложения, не основан на налоговом законодательстве.
Согласно ст.364 НК РФ игровой автомат представляет собой специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игрового заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игрового заведения.
Согласно технической документации и документов сертификации, игровой автомат налогоплательщика представляет собой игровой автомат с тремя игровыми местами, выполняющий одну игровую программу и обеспечивающий возможность одновременной игры до трех человек.
По мнению суда, ст. 366 НК РФ содержит исчерпывающий перечень объектов налогообложения, и такие объекты, как игровой комплекс или корпус, объединяющий три игровых автомата, в этом перечне отсутствуют.
Исходя из этого, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по регистрации в налоговом органе каждого игрового места, включенного в игровой автомат, а так же об отсутствии обязанности по исчислению налога на игорный бизнес с каждого включенного в игровой автомат игрового места.
Поэтому суд поддержал позицию налогоплательщика, оставил решение суда по делу и постановление апелляционной инстанции без изменений, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2005 г. N КА-А41/11682-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании