Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 ноября 2005 г. N КА-А40/11712-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2005 г.
Решением от 23.05.2005 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 19.08.05 Девятого арбитражного апелляционного суда, удовлетворено заявление ЗАО "Виктория +" (далее - общество, заявитель): признаны недействительными как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации ненормативные акты Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве (далее - инспекция), принятые в отношении общества:
- Решение N 1844/1 от 06.12.04 в части доначисления НДС в сумме 779625 руб., начисления пени по НДС в сумме 335620 руб. и взыскания штрафа в сумме 155925 руб.;
- Требование N ТУ 3445 от 24.12.04 об уплате налоговой санкции по НДС в сумме 155925 руб.;
- Требование N ТУ 3442 от 24.12.04 в части уплаты НДС в сумме 779625 руб. и пени в сумме 335620 руб.
При этом судебные инстанции исходили из того, что заявителем правомерно применена предусмотренная подп. 8 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по налогу на добавленную стоимость в отношении операций по реализации ритуальных услуг по перевозки останков умерших до места захоронения.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления ЗАО "Виктория +" отказать, поскольку заявитель в рассматриваемый период осуществлял реализацию транспортных услуг населению и организациям, а не реализацию ритуальных услуг, в перечень которых не входят автотранспортные услуги.
В судебное заседание представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Письменный отзыв на жалобе не представлен.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя инспекции, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, видно из материалов дела и инспекцией не оспаривается, ЗАО "Виктория +" в соответствии с Уставом осуществляет ритуальные перевозки.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации).
При этом в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не дано определение понятия "ритуальные услуги".
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", согласно которому погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 9 данного Закона, в гарантированный перечень услуг по погребению входит перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) (подп. 3 п. 1 ст. 9 Закона).
В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93), утвержденном Постановлением Госкомстата от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), на который ссылается инспекция, в перечень ритуальных услуг (код 019500) включены, в частности, услуги по захоронению (код 019505) и заключение договоров на организацию похорон (код 019509).
Понятие "организация похорон" раскрывается в Приложении N 1 к Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1 (ОКВЭД) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности", утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.01.2003 N 30 (в редакции от 12.03.2004) - код 93.03 "Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг", из которого видно, что в него включаются, в частности, услуги, связанные с захоронением и кремацией.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, исходит из того, что по своему смыслу и содержанию являются аналогичными услуги по погребению, включающие в себя перевозку тела умершего на кладбище и его погребение (Закон о погребении и похоронном деле), и ритуальные услуги (ОКУН), к которым относятся услуги по захоронению тела (останков) умершего и по организации похорон.
Таким образом, Закон о погребении и ОКУН подлежат применению в совокупности и взаимосвязи, и никаких противоречий между ними не имеется.
Также отсутствуют какие-либо, в том числе правовые, основания для вывода о том, что ритуальные услуги и услуги по погребению различны по своему значению и назначению.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что вышеназванные услуги, оказываемые обществом по договорам, заключенным со специализированными организациями по вопросам похоронного дела, подпадают под понятие ритуальных услуг, освобождаемых в силу подп. 8 п.п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость.
Довод жалобы о непредставлении в ходе проведения проверки документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налогообложения НДС суммы 3898125 руб., опровергается содержанием решения налогового органа, в котором имеется общая ссылка на представленные к проверке документы - накладные, счета-фактуры, книги продаж.
Кроме того, в самом решении инспекции в качестве основания к доначислению налога, начислению пени и взысканию штрафа является не отсутствие (непредставление) первичных документов, а вывод инспекции о том, что автотранспортные услуги не входят в перечень льготируемых.
Каких-либо доказательств использования обществом или его контрагентами в рамках этих договоров автотранспорта не по назначению инспекция не представила и оспариваемым решением налогового органа данные обстоятельства не установлены, в связи с чем доводы инспекции в этой части, основанные на предположениях, отклоняются.
Довод жалобы о нарушении судом норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснован, поскольку все доводы, приведенные инспекцией в обоснование возражений на заявление общества, судом рассмотрены и получили правильную правовую оценку.
Вместе с тем, принимая во внимание предмет заявленных требований, суд кассационной инстанции исходит из требования ч. 5 ст. 200 АПК РФ, в соответствии с которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23.05.2005 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11794/05-114-74 и постановление от 19.08.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.8 п.2 ст.149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация на территории РФ ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утвержденному Правительством РФ).
Налоговый орган считает, что общество неправомерно применило льготу по НДС, т.к. осуществляло реализацию транспортных услуг, а не ритуальных услуг. Общество полагает, что льготу применило правомерно, т.к. на основании договоров со специализированными организациями по вопросам похоронного дела оказывало ритуальные услуги по перевозке останков умерших до места захоронения.
Суд пришел к выводу, что общество оказывало ритуальные услуги, которые НДС не облагаются.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном" погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.9 указанного закона в гарантированный перечень услуг по погребению входит перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий).
В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК-002-93), утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 28.06.1993 N 163, в перечень ритуальных услуг (код 019500) включены услуги по захоронению (код 019505) и заключение договоров на организацию похорон (код 019509).
Согласно Приложению N1 к Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1 (ОКВЭД) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности", утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 24.01.2003 N 30, в понятие "организация похорон" включаются услуги, связанные с захоронением и кремацией.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что по смыслу и содержанию услуги по погребению, включающие в себя перевозку тела умершего на кладбище, и ритуальные услуги, к которым относятся услуги по захоронению тела и организация похорон, являются аналогичными.
Поэтому указал, что услуги, оказываемые обществом по договорам, заключенным со специализированными организациями по вопросам похоронного дела, в силу подп.8 п.2 ст.149 НК РФ, освобождаются от обложения НДС.
Суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменений, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2005 г. N КА-А40/11712-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании