Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 декабря 2005 г. N КА-А40/12144-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2005 г.
Евразийская патентная организация (ЕАПО) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнения) к МИ ФНС России N 47 по г. Москве о признании недействительными решений N 17-13/12710 от 30.09.2004 г, N 17-13/67 от 21.01.2005 г., N 17-13/3132 от 07.04.2005 г., обязании возвратить 5821554 руб. 86 коп., в том числе 5 362 774 руб. 44 коп. основного долга, 458780 руб. 42 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания и уклонения от их возврата.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федерального казначейство.
Решением суда от 12.08.2005 г. в удовлетворении требований отказано. Проанализировав положения статей 1, 2, главы 21 Налогового кодекса в сопоставлении со статьей 9 Соглашения о штаб-квартире Европейской патентной организации (далее соглашение), суд пришел к выводу, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного Европейской патентной организацией в составе цены приобретенных на территории Российской Федерации, не подлежат возврату, так как не соответствуют понятию "взимаемого" налога. Суд счел, что статьей 9 Соглашения предусмотрено освобождение от уплаты налогов, в отношении которых у ЕАПО существует обязанность по уплате в бюджет, тогда как при оплате приобретаемых товаров (работ, услуг) происходит расчет по гражданско-правовым обязательствам, причем обязанность исчислить и уплатить налог в бюджет в установленном порядке возникает у поставщика (продавца), а не покупателя товаров (работ, услуг).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2005 г. решение суда оставлено без изменения. При этом апелляционная инстанция, дополнительно к аргументации суда первой инстанции, сослалась на ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшую до 01.01.1999 г., содержащую определение налога как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемого плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, придя к выводу, что налог, уплаченный в составе цены товаров (работ, услуг), не является налогом, уплаченным в бюджет Российской Федерации.
В кассационной жалобе ЕАПО содержится просьба об отмене постановления арбитражного суда апелляционной инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование требований ЕАПО ссылается на нарушение апелляционным судом процессуальных норм, а именно п. 2 ст. 9, ст. 262 АПК РФ, выразившиеся в несоблюдении порядка принятия отзыва на апелляционную жалобу, который не был своевременно направлен участникам процесса. ЕАПО считает некорректной и неправильной ссылку суда на ст. 2 недействующего Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", указывая на отсутствие в ст. 8 Налогового кодекса РФ прямого указания о взимании налога в бюджет РФ. ЕАПО полагает также, что ст. 9 Соглашения о штаб-квартире ЕАПО охватывает все проявления участия ЕАПО в гражданском обороте для целей осуществления официальной деятельности организации, действие этой статьи не ограничено перечнем операций по реализации ЕАПО товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, касаясь приобретения товаров (работ, услуг), в цене которых заложен НДС. При этом ЕАПО отмечает, что нормы международного договора имеют приоритет в сравнении с национальным законом, свидетельством чему является принятие ответчиком решений от 04.07.03 г. N 13-13/6855 и от 26.09.03 г. N 47-13/8835 о возврате НДС по представленным документам, а также письмо заместителя министра МНС РФ P.M. Досмухамедова от 05.03.03 г. N 23-3-10/15/315-0199.
В отзыве на жалобу МИ ФНС России N 47 по г. Москве, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает, что апелляционному суду был представлен не отзыв на жалобу, а письменные пояснения, которые, в силу ст. 81 АПК РФ, приобщаются к материалам дела. По мнению инспекции статья 2 закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 г. правильно применена судом, так как Соглашение о штаб-квартире ЕАПО вступило в силу 15.04.1998 г., т.е. в период действия названного закона. Инспекция полагает, что, поскольку соглашение не содержит понятие термина "взимаемые налоги", применяется налоговое законодательство России, в соответствии с которым плательщиками НДС являются продавцы товаров (работ, услуг), с которых этот налог и взимается.
Федеральным казначейством РФ отзыв на жалобу не представлен. В заседании суда представитель Федерального казначейства поддержал судебные акты по изложенным в них основаниям, сославшись на ст. 2 Соглашения, которая, по его мнению, предполагает соблюдение Заявителем норм законодательства РФ при заключении сделок с продавцами, а в составе цены сделок учитывается НДС.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции установил следующее.
Заявитель является международной межправительственной организацией, которая, в соответствии со ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской патентной организацией о штаб-квартире Евразийской патентной организации от 4 декабря 1996 г., пользуется для целей осуществления своей деятельности правами юридического лица.
На основании положений статьи 9 Соглашения ЕАПО обратилась к межрайонной налоговой инспекции N 38 по г. Москве (правопреемником которой является МИ ФНС России N 47 по г. Москве) с заявлениями о возврате НДС, уплаченного в составе цены приобретенных на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе с заявлением N 01-24/21 от 03.04.05 о возврате 412770,70 руб., N 01-24/125 от 04.07.03 о возврате 511076,68 руб., N 01-24/234 от 09.10.03 о возврате 111889,66 руб., N 1-24/353 от 08.01.04 о возврате 143106,81 руб., N 01-24/72 от 09.04.04 о возврате 221856,26 руб., N 01-24/176 от 09.07.04 о возврате 386726,61 руб., N 01-24/345 от 22.10.04 о возврате 642041,50 руб., N 01-24/382 от 12.01.05 о возврате 640306,22 руб., представив документы, подтверждающие приобретение товаров и услуг, предназначенных для официальных нужд организации.
Решениями N 17-12/12710 от 30.09.04, N 17-13/67 от 21.01.05, N 17-13/3132 от 07.04.05 в возврате НДС отказано в связи с тем, что ЕАПО налог в бюджет не уплачивало.
Выводы судов об отсутствии оснований для признания названных решений незаконными и возврата заявленной суммы НДС ошибочны.
Согласно ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из настоящего кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Однако, в силу ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогоообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Статьей 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской патентной организацией о штаб-квартире Евразийской патентной организации (далее Соглашение) установлено, что Организация освобождается от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды услуг, связанных с содержанием персонала, помещений, транспорта и другие услуги.
Таким образом, Организация наделена налоговым иммунитетом в отношении любых налогов, составляющих систему налогообложения в Российской Федерации, в связи с чем национальное налоговое законодательство на нее не распространяется.
Элементом системы налогообложения Российской Федерации является налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) входит в цену товаров (работ, услуг) и, тем самым, увеличивает ее.
Добавленная стоимость создается на всех этапах движения товара (работ, услуг) от производителя к непосредственному потребителю (покупателю).
Непосредственными плательщиками НДС с учетом увеличения цены товаров (работ, услуг) на сумму НДС в конечном счете являются потребители (покупатели).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Исходя из статуса Организации и условий международного договора у Евразийской патентной организации отсутствует обязанность по финансовому обеспечению деятельности Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
Смысловое значение термина "взимаемые" относится к любым налогам, сборам, пошлинам, входящим в налоговую систему Российской Федерации.
При этом не имеет значения, кто фактически уплачивает налог, так как все собираемые на территории Российской Федерации налоги, сборы, пошлины поступают в бюджетную систему Российской Федерации.
Продавцы товаров (работ, услуг) по существу выступают сборщиками налога, перечисляющими его в бюджет в соответствии с порядком и на условиях, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Евразийская патентная организация, освобожденная от всех взимаемых на территории Российской Федерации налогов, сборов, пошлин, имеет право на возмещение (возврат) сумм налога, включенных в стоимость оплаченных ею товаров (работ, услуг).
Отсутствие порядка возмещения не является основанием для отказа в возврате спорных сумм налога, поскольку это обстоятельство не было препятствием к возврату сумм налога по решениям налогового органа, принятым ранее.
Судом первой инстанции установлена, и налоговым органом не оспаривается правильность расчета сумм налога, предъявленных к возмещению.
Принимая во внимание изложенное, учитывая положения п. 2 ст. 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора о признании незаконными решений налогового органа об отказе в возврате налога и об обязании налогового органа возместить (возвратить) спорную сумму налога.
Вместе с тем, требования заявителя о взыскании процентов за несвоевременный возврат суммы налога, рассчитанных им в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат удовлетворению и правильно отклонены судебными инстанциями, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям гражданское законодательство не применяется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда, Москвы от 12.08.2005, по делу N А40-33003/05-118-312 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2005, N 09АП-10378/05-АК изменить.
В части отказа заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными решений об отказе в возврате НДС и обязали МИ ФНС N 47 по г. Москве возместить НДС в сумме 5 362 774 руб. 44 коп. решение и постановление отменить.
Признать недействительными решения МИ ФНС России N 47 по г. Москве N 17-13/12710 от 30.09.2004 г., N 17-13/67 от 21.01.2005 г., N 17-13/3132 от 07.04.2005 г. об отказе в возврате НДС. Обязать Межрайонную ИФНС России N 47 по г. Москве возместить Евразийской патентной организации 5 362 774 руб. 44 коп.
В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2005 г. N КА-А40/12144-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Вопросы правоприменения. Судебно-арбитражная практика Московского региона", 2006 г., N 2