Новогодние витрины столицы светят бухгалтерам штрафами
Первые дни декабря не прошли для проверяющих даром. Уже сейчас оштрафовано более 380 московских фирм, которые халатно отнеслись к новогоднему украшению своего офиса или магазина. Ведь мало просто повесить пару праздничных гирлянд. Бухгалтеру лучше проследить, чтобы компания соблюла новогоднюю концепцию, настойчиво рекомендованную властями Москвы.
Пестренько, но со вкусом
Украсить витрины магазинов и фасады зданий московские фирмы должны были еще до 1 декабря. Нарядный вид нужно сохранить вплоть до 14 января следующего года.
Основные требования предъявлены к магазинам и организациям, расположенным в центре столицы. К зонам особого городского значения относятся улицы Тверская и 1-я Тверская-Ямская, Новый Арбат, Ленинский и Кутузовский проспекты, а также участок от Лубянской площади до Боровицкой. Интересно, что наряжать все надо не абы как, а в стиле, утвержденном столичным правительством. Поэтому если вы выбрали игрушки и гирлянды в синих и красных тонах, еще не поздно это исправить.
Для украшения руководителям предприятий предложили на выбор бирюзовый, зеленый, желтый, розовый и сиреневый цвета. Палитра отнюдь не нежная, а очень яркая и насыщенная. Естественно, ведь грядущий год по восточному календарю - Огненной Собаки, а значит, все должно быть красочным и искрящимся. Символами Нового года стали морозные узоры, снежинки и ледяные кристаллы. Но и от традиционных Дедов Морозов и снеговиков столица не отказалась.
Крупным торговым центрам власти рекомендовали не только украсить витрины гирляндами и мишурой, но и выставить рядом со зданиями елки высотой не менее 10 метров. Кстати, их тоже надо оформить ярко и празднично. Столичная администрация сама подала фирмам пример. В отличие от прошлого года, когда на каждой елке было около 300 игрушек, в этом повесят по 500. Строже стали и правила к освещению. Праздничная иллюминация и гирлянды днем не должны выключаться ни на секунду, а в идеале - светить круглые сутки.
Требования к художественно-световому оформлению витрин указаны в распоряжении правительства Москвы от 4 августа 1999 г. N 598-РЗП. Чтобы избежать разногласий с контролерами, проверьте, отвечают ли ваши украшения этим правилам.
Итак, на каждую из витрин должно приходиться не менее одной светодинамической установки. Оформление сквозных витрин не может занимать больше половины стекла. Это требуется для того, чтобы в торговый зал проникал естественный свет. Фирме надо следить за тем, чтобы все выставленные товары и украшения были видны и с улицы, и из торгового зала. Витрины и межвитринное пространство следует своевременно очищать от грязи и пыли, а сейчас еще от запотевания и замерзания. Также они должны иметь подсветку в темное время суток.
Кроме оформления, правительство озаботилось еще и торговым обслуживанием в новогодние дни (распоряжение правительства Москвы от 25 ноября 2005 г. N 2365-РП). Так, с 1 декабря магазины должны были начать расширенную предпраздничную торговлю елочными игрушками, мишурой, гирляндами и искусственными елками. А супермаркетам и торговым центрам, имеющим продовольственные отделы, столичные власти порекомендовали провести выставки-продажи. На них можно пригласить московских кулинаров, которые проконсультируют, как лучше оформить праздничные столы и приготовить новогодние блюда.
Как мы уже сказали, все эти требования должны строго соблюдать не только магазины с большими витринами, но и предприятия, выходящие фасадами на улицу. За опоздание с украшением или скудное освещение предпринимателей ожидает штраф. Это строго контролируют представители Объединения административно-технических инспекций Москвы (ОАТИ). Практика прошлых лет показала, что схалтурить еще никому не удалось.
Концепция бизнесу не указ...
Концепцию оформления столицы к празднованию Нового года и Рождества разработал Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. Фирмам, украшающим свои магазины, предложено ей следовать. А префектуры административных округов Москвы обязаны своевременно обеспечить праздничное оформление предприятий. Об этом сказано в распоряжении правительства Москвы от 25 ноября 2005 г. N 2365-РП "Об организации торгового обслуживания в дни празднования Нового 2006 года и Рождества Христова". Кроме того, в пункте 4 этого документа перечислены службы, которые должны контролировать своевременное и праздничное новогоднее оформление. Это ОАТИ, префектуры административных округов и департамент потребительского рынка и услуг.
Однако, по мнению представителя Коллегии Адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Зинаиды Захаровой, слепо выполнять требования правительственной концепции фирмам не обязательно. Свою позицию она объясняет так. Распоряжения от 25 ноября 2005 г. N 2365-РП и от 4 августа 1999 г. N 598-РЗП устанавливают лишь общие требования о необходимости праздничного оформления, сроки готовности и график подсветки витрин в темное время суток. Они не содержат детализированных правил - например, количество украшений, их виды, цветовую гамму, расположение.
Таким образом, за несоответствие разработанному концепцией "единому стилю" компанию не могут привлечь к административной ответственности. Ведь понятие "единого стиля" оценочно. Оно целиком будет зависеть от представлений должностного лица, что недопустимо при применении наказания.
Кроме того, руководителям предприятий лишь предложено принять участие в реализации концепции (распоряжение правительства Москвы от 17 октября 2005 г. N 2044-РП). Следовательно, отказ не может расцениваться как правонарушение, поскольку данное участие не обязательно.
- Таким образом, - полагает Зинаида Захарова, - привлекая фирму к ответственности за нарушение требований статьи 17 Закона г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 (установка, содержание, размещение всех видов новогодних украшений при оформлении витрин и фасадов организаций), сотрудник ОАТИ должен указать основания. То есть те требования, определенные правительством Москвы, которые были нарушены.
...Но штрафов все равно бояться надо
По данным выборочных проверок, проведенных сотрудниками ОАТИ с 1 по 8 декабря, большинство предприятий и организаций добросовестно украсили свои здания. Но, к сожалению, распоряжение мэра выполняют не все. Некоторые руководители продолжают относиться к этому спустя рукава, несмотря на то что подобный порядок действует уже несколько лет. Специалисты ОАТИ считают, что пора бы и привыкнуть к тому, что столицу к праздникам надо наряжать. Причем строго в срок, а не после напоминания.
На сегодняшний день, по данным ОАТИ, рекламная инспекция проверила 5070 столичных фирм. Административная инспекция округов оценила уже около 2000 организаций потребительского рынка. Сотрудники ОАТИ отмечают, что более 5 процентов московских предприятий проигнорировали новогоднее оформление. Для первых дней декабря такое число нарушителей уже достаточно.
В законе г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 сказано, что сотрудники ОАТИ имеют право применять меры административного воздействия. Работая с юридическими лицами, инспекторы вручают фирмам, не украсившим к празднику свои объекты, соответствующее предписание. В нем указаны нарушение и сроки, в какие его надо устранить. Если компания не выполнит эти требования или исполнит их недобросовестно, инспектор накладывает на нее штраф. Его минимальный размер равен 10 МРОТ.
В случае систематического нарушения сотрудник ОАТИ составляет административный протокол. Заметьте: уже не на фирму, а на конкретное должностное лицо, отвечающее за праздничное оформление. А им вполне может оказаться и бухгалтер. Тогда все новогодние шишки посыпятся на него. Затем протокол передают в комиссию по административным правонарушениям при правительстве Москвы. Если там признают человека виновным, то именно он, а не компания будет платить штраф из своего собственного кармана.
Контроль со стороны ОАТИ продолжается. Сотрудники Объединения надеются, что к Новому году абсолютно все столичные магазины и офисы будут украшены по-праздничному.
Наряжать столицу сам мэр велел
Как говорят многие бухгалтеры, отлынивать от оформления магазина никто и не пытается. Да и зачем? Ведь неукрашенные витрины будут невыгодно смотреться на фоне ярко наряженных зданий конкурентов.
Однако власти всю красоту города относят на свой счет. Один из столичных чиновников, не скрывая удовольствия, поделился с корреспондентом "Московского бухгалтера" следующим: "Если бы мы несколько лет назад не пригрозили всем штрафами, вряд ли бы сейчас фирмы украшали свои витрины столь красочно и ярко. Ведь раньше, когда подобных правил не было, максимум, что делали владельцы магазинов, - это вывешивали мишуру и приклеивали на окна бумажные снежинки. Новогодних огней на улицах явно не хватало. В последние годы совсем другое дело: москвичи радуются насыщенным краскам города, они напоминают о приближении праздника".
Приятную атмосферу создают не только нарядные улицы столицы, но и елочные базары. Продавцы зеленых красавиц тоже получили немало инструкций от мэра. Прежде всего свои торговые места они должны оградить, хорошо осветить и красочно оформить. При этом нужно обеспечить покупателям свободный доступ к елочной продукции, утвердить прайс-лист с розничными ценами. Обратите внимание: на базаре обязательно должны быть средства пожаротушения. Также не забудьте про мерную линейку для определения длины елки и упаковочный материал. Но и это еще не все. Каждому покупателю помимо елки необходимо вручить кассовый чек.
Пока еще елочные базары не открылись. Только в последней декаде декабря в столице появятся живые зеленые красавицы, а значит, прибавится работы и у контролеров. Ведь помимо того, как оформлены витрины магазинов, им придется следить еще и за украшением уличных торговых точек. Вот что нам рассказал продавец живых елок Иван Титов:
- В прошлом году к нам достаточно часто наведывались проверяющие. Они смотрели, как оформлены наши мини-базары. С одной стороны, их тоже можно понять, ведь установленные правила должны выполняться безукоризненно. С другой - наши точки и так были достаточно нарядно украшены гирляндами и мишурой. А то, что власти рекомендуют определенные цвета, мне кажется абсурдным. У каждого свой вкус.
В ближайшее время точно определят, где будут открыты елочные базары. Как заявляют столичные власти, их число не должно превышать 30-ти в каждом округе Москвы. По окончании работы елочных базаров предприниматели должны будут привести территорию в порядок в течение трех дней.
Кстати
Начальник Инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ Виктор Шумайлов рассказал корреспонденту "Московского бухгалтера", что традиция оформления организаций к праздникам насчитывает не первое десятилетие. Но в распоряжении премьера правительства Москвы от 7 апреля 1998 г. N 373-РП были конкретизированы сроки монтажа и демонтажа праздничного оформления. В нем указан перечень дат, к которым город должен быть украшен. Среди них и Новый год. В документе определены сроки монтажа и демонтажа праздничного оформления.
Проверять его исполнение власти поручили именно ОАТИ. За праздничным оформлением следит одно из его подразделений - инспекция по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы. Эта служба еще координирует работу окружных инспекций, тоже проверяющих новогодний наряд столицы. Обобщает и анализирует данные по результатам проверок инспекция по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы.
Мнение
Ксения Опенкина, индивидуальный предприниматель "Опенкина":
- У меня небольшой торговый павильон, и праздники часто выливаются в настоящее бедствие. Дорогие гирлянды и игрушки мне не по карману. Дешевые и те хулиганы постоянно срывают. А ведь мой магазин находится не в центре! Охранников у нас нет, а милицию днем с огнем не сыщешь. Да еще эти проверяющие из ОАТИ: им лишь бы штрафы собрать.
Кстати
Те фирмы, кому наряжать витрины не в тягость, а в радость, уже давно пошли дальше мишуры и гирлянд. Они придумали интересную новинку: теперь посетителей приглашает зайти в магазин не кто иной, как настоящий Дед Мороз. Он же может раздавать мелкие сувениры с символикой фирмы (например, календарики и ручки) или купоны на скидку. В любом случае москвичам очень приятно такое внимание.
Поскольку заказывать профессионального Деда Мороза на целый день очень дорого, можно просто одеть в традиционный наряд своего сотрудника. Правда, скорее всего ему придется доплатить за работу на свежем воздухе. Также на эту роль прекрасно подойдет соседский дворник дядя Вася. Костюм можно купить или взять в аренду. Такие услуги предлагает немало агентств.
Прокат наряда Деда Мороза в сутки обойдется от 700 до 2000 рублей, а Снегурочки - от 600 до 1500. Хотя проще его приобрести. Сразу это выльется в приличную сумму, но на следующий год себя оправдает. Костюм стоит от 3500 до 7000 рублей в зависимости от комплектации (посох, мешок, борода) и материалов, из которых он изготовлен (итальянский бархат или китайский шелк).
Е. Березина
"Московский бухгалтер", N 16, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007