Работа с аккредитивами
В статье использованы материалы семинара "Документарный бизнес. Профессионально. Новое в российском и зарубежном опыте", организованного НОУ "Учебный центр Банкир.Ру" (www.seminar.bankir.ru, тел.: (095) 785-8068).
Пройдемся по терминам
Аккредитив - это прежде всего обязательство банка, по которому он несет ответственность. Договор по аккредитивной форме расчета не зависит от основного контракта между продавцом товаров (услуг) (бенефициаром, получателем денег) и покупателем (приказодателем, аппликантом). Однако в основном договоре целесообразно оговаривать условия аккредитива. Об этом не следует забывать, и еще до того, как покупатель и продавец заключат между собой основной контракт, который будет регулировать их взаимоотношения, банку-эмитенту необходимо начать работать с клиентом. Приказодатель должен четко себе представлять, чего он ждет от подобной формы расчета, как будет рассчитываться и в какие сроки, какие риски собирается хеджировать и к чему должен быть готовым.
Следует отметить, что никто не может заставить банк выпустить аккредитив, данный вопрос организация решает самостоятельно, преследуя собственные интересы. Аппликанту нужно четко объяснить, на каких условиях его просьба может быть исполнена, сколько это будет стоить. Банк должен предвидеть и просчитать все вероятные риски, связанные с аккредитивом: риски на аппликанта и банк-контрагент, риски операционные, внешнеторговые и криминальные. У каждого аккредитива есть рыночная стоимость, поэтому важно и удержать клиента, и не прогадать.
Аккредитивы делятся на отзывные и безотзывные, подтвержденные и неподтвержденные. "По умолчанию" аккредитив считается безотзывным. По условиям оплаты аккредитивы бывают с акцептом и без акцепта. При акцепте представитель плательщика ставит в исполняющем банке свою подпись на документах, избавляя исполняющий банк от проверки и от риска мошенничества. При закрытии аккредитива исполняющий банк должен отправить в банк-эмитент уведомление в произвольной форме со штампом, датой и подписью бухгалтера. Выпускающий банк обязан выдать обеспечение плательщику независимо от того, вернул ли ему покрытие исполняющий банк. Банк, подтвердивший аккредитив, должен по нему платить, даже если все остальные банки в цепочке разорились. Клиент вправе выбирать подтверждающий банк.
Кредитная организация самостоятельно принимает решение, открывать ли аккредитив на полную сумму контракта, на величину разовой поставки либо револьверный аккредитив (несколько поставок из одного общего объема с определенным временным лагом). Чтобы впоследствии не было недоразумений, заранее, до подписания документов, стоит определиться с комиссионными между участниками аккредитива: продавец (покупатель), банк-эмитент (банк авизующий), другие организации. Все оплачивает либо аппликант, либо бенефициар. Вполне вероятно, что на территории выпускающего банка платить будет приказодатель, а за все остальное расплатится продавец.
В идеальном случае, когда банк имеет влияние на клиента, в договоре следует указать схемы и условия подтверждения аккредитива. Это связано с тем, что банк-эмитент не может заставить подтверждающий банк давать подтверждение. Надо учитывать, что при не обеспеченном со стороны приказодателя аккредитиве подтверждающий банк может требовать перевода аккредитива на свой счет, и в случае неблагоприятного стечения обстоятельств кредитная организация - эмитент должна будет переводить в подтверждающую кредитную организацию всю сумму покрытия.
Западные финансовые институты готовы подтверждать аккредитивы без депонирования суммы аккредитива выпускающим банком. Но в большинстве стран это не практикуется. Есть несколько вариантов работы выпускающего банка с подтверждающим. Если они друг другу неизвестны и есть страновые риски, то возможно полное или частичное депонирование суммы аккредитива на счета подтверждающего банка. При неподтвержденном аккредитиве, когда банк-эмитент одновременно выступает и как исполняющий банк, авизующий банк (один или несколько, если у выпускающего банка нет прямых отношений с банком бенефициара) играет роль почтового ящика - он получает сообщение от банка-эмитента или банка-корреспондента, подтверждает его получение и информирует продавца.
Правила UCP 500 (Унифицированные правила для документарных аккредитивов) не регламентируют сроки авизования, т.е. не оговаривают время, через которое авизующий банк уведомляет банк-эмитент о том, что документы получены и идентифицированы. На практике, если авизующий банк получает сообщение от выпускающего банка, проверив аутентификацию, он не позднее следующего рабочего дня информирует своего клиента-бенефициара, а, получив аккредитив от банка-эмитента, дает тому подтверждение: получено (число, сумма, номер договора). Затем авизующий банк просит продавца проверить аккредитив на соответствие договору и ждет дальнейших указаний.
Если исполнение аккредитива происходит в банке-эмитенте, для продавца это не очень благоприятные обстоятельства, потому что выпускающий банк защищает интересы покупателя и может задержать платежи, например, предъявив необоснованные претензии к документам. Поэтому банк, работающий с бенефициаром, должен ему подсказать, как грамотно оформить договор. Продавец в контракте должен написать, что оплата по аккредитиву будет происходить путем выставления безотзывного документарного аккредитива, исполняемого в его банке (указываются сумма и сроки); банк-эмитент гарантирует, что требование об оплате будет производиться путем выставления рамбурсного требования на третий банк (указываются название и реквизиты). Эта схема выгодна бенефициару, но не выгодна банку-эмитенту, поскольку вовлекает третьих лиц и подробно оговаривает способ оплаты.
На Западе при финансировании торговых операций применяется стандартная безболезненная схема: на клиента открывается лимит финансирования, но лимит целевой, он должен быть использован под аккредитив, гарантии, аваль векселей и т.д. Может быть он и мультивалютным, если позволяет учет. С клиентом подписывается соглашение о проведении документарных операций в счет лимита финансирования. Стоит учесть, что это не кредитная линия. Можно сразу открыть кредитную линию, если же это произойдет через полгода, то на неиспользуемые кредиты будут начисляться резервы, что банку не выгодно. Под каждое открытие аккредитива без списания средств со счета клиента с последним подписывается договор, где оговариваются обязательства сторон.
Когда у клиента нет обеспечения, с ним подписывается договор залога, в котором указывается, что аккредитив по договору о поставках товара открывается под залог. Тут же оговариваются ставки, сроки возмещения, обязательства и права сторон.
Негоциация
Негоциация - это акт проверки и покупки исполняющим банком (либо другим банком, уполномоченным на это бенефициаром), выступающим как негоциирующий, комплекта документов. Механизм негоциации таков: продавец приносит в банк-негоциант документы, негоциирующий банк их проверяет и, если они в порядке, выкупает их у бенефициара без регресса. Таким образом, негоциирующий банк выступает еще и в качестве подтверждающего. Затем банк-негоциант выставляет требование банку-эмитенту. Если выпускающий банк затягивает сроки выплаты, негоциирующий банк начисляет проценты.
Самое главное в аккредитивной сделке - не делать того, на что никто не давал полномочий. Так, если исполняющий банк, пытаясь угодить бенефициару, подтвердит документы, то автоматически он берет на себя и риски, и обязательства банка-эмитента. Даже если негоциирующий банк назначен действовать в данном качестве, он не обязан проводить негоциацию. Он может просто проверить документы (как исполняющий банк) и отослать банку-эмитенту.
Только после того, как от выпускающего банка поступает возмещение, он платит бенефициару. Если банк проверил документы продавца, но не оплатил, аккредитив не исполнен.
Так называемую свободную негоциацию очень любят банки Юго-Восточной Азии, в сопроводительных документах они так и указывают: любой банк, который согласится провести негоциацию. Российское законодательство не разрешает свободную негоциацию, у нас есть валютный контроль и репатриация валютной выручки. По российским законам зачисление средств может происходить только в том банке, где оформлялся паспорт сделки. В законе говорится, что валютная выручка должна поступить от нерезидента, но если банк-негоциант заплатил бенефициару за документы, то непонятно, как учитывать эти валютные средства, могут ли они считаться эффективной выручкой? Есть проблемы и по налогам. Из-за неясностей законодательства и высоких рисков российские банки занимаются негоциацией только в том случае, если у них имеется лимит на банк-эмитент и они хорошо знают клиента. Негоциирующий банк может зарабатывать только на проверке документов, не выкупая их.
Не уверен - не подтверждай
Банк-эмитент выпускает аккредитив как обязательство на бумажном носителе и направляет в банк бенефициара или непосредственно бенефициару. Авизующий банк, связавшись с выпускающим банком, должен проверить аутентичность подписей и печатей или сделать это через третьи банки. Если убедиться в подлинности подписей и печатей не представляется возможным, банк авизует документы с указанием, что по внешним признакам документы в порядке, но уверенности в их легитимности нет и, если клиент собирается дальше работать с этим аккредитивом, он всю ответственность берет на себя. Во избежание ошибок и накладок удобнее направлять документы по системе SWIFT, разумеется, если она существует в нужном вам банке.
Банк, который только авизует документы, не берет на себя никаких обязательств и ни за что не отвечает. Исполняющий банк тоже не обязан платить продавцу. Он принимает решение об оплате только после проверки документов на соответствие условиям аккредитива. Не найдя ничего подозрительного, исполняющий банк может потребовать оплаты от выпускающего банка (или другого уполномоченного на это банка). Если в силу международных рисков банк-эмитент не готов к оплате, то требование выставляется рамбурсирующему (возмещающему, компенсирующему) банку, который был заранее уполномочен выпускающим банком. Эта схема годится для стран третьего мира, где для подтверждения действий выпускающей кредитной организации требуется авторитетный банк из развитой страны.
Стоит иметь в виду следующее обстоятельство: если исполняющая кредитная организация официально подтвердила аккредитив на аутентичность и соответствие, это значит, что она добавила свои обязательства к обязательствам выпускающей организации. В такой ситуации бенефициара уже не волнует, что может случиться с аппликантом или банком-эмитентом - в случае чего платить будет исполняющий банк (он же подтверждающий). Подтвердив документы, банк (это может быть банк бенефициара) обязан в течение семи рабочих банковских дней произвести оплату (даже если нет покрытия), поскольку за эту услугу он берет деньги.
Если подтверждающий банк знает выпускающего плохо или вообще не знает, он, кроме запроса по аккредитиву, вправе требовать дополнительную информацию: устав, баланс и т.п. Затем подтверждающий банк решает, принимать ли ему на себя риски банка-эмитента. Подтверждающий банк может попросить выпускающего открыть у него счет и депонировать денежные средства или внести залог (акции, векселя, недвижимость). Между российскими банками существует практика заключения соглашения о подтверждении, где оговаривается обязательство подтверждающего банка заплатить бенефициару, а банк-эмитент, в свою очередь, должен погасить свои обязательства перед подтверждающим банком.
Без права на ошибку
Специалисты выделяют несколько наиболее часто встречающихся ошибок в документах при аккредитивной форме расчета во внешнеэкономической деятельности: неясные или неполные условия договора, некорректная терминология, неправильное название контрагентов, слишком подробное или слишком общее описание товара, избыточный перечень документов, отсутствие оговорки о языке документов, невозможность определения сроков действия аккредитива (или представления документов) по дате отгрузки, размытые условия об оплате комиссий банков, неправильное понимание обязанностей банков, неверное или несвоевременное уведомление о расхождениях. Нередко встречаются недоразумения со счетами-фактурами - на них забывают ставить номера аккредитива и основного договора.
Техника проверки деловых бумаг не регламентирована. Банк сам решает, соответствует тот или иной документ или документы друг другу или нет. Оплата не производится только при явных противоречиях. Поскольку у банка нет на руках договора между продавцом и покупателем, он может определить достоверность документов только по внешним признакам. Банк не должен втягиваться в расследование, являются ли, допустим, продавцы реальными или вымышленными фигурами. Кредитная организация не обязана давать юридическую оценку документам и проводить соответствующую экспертизу, поскольку это отвлечет ее от основной деятельности, потребует значительных финансовых затрат и много времени.
Особенно много претензий возникает, когда продавец и покупатель не знают друг друга. Поэтому целесообразно в договоре указывать конкретных лиц, обладающих правом подписи, и номер доверенности. Не исключена такая ситуация, в которой банк-эмитент проверяет документы, ничего незаконного не выявляет и списывает деньги с плательщика, а потом оказывается, что с доверенностью приходили подставные лица. Возмущенный клиент, лишившийся круглой суммы, немедленно подает в суд. Но банк-эмитент не виноват: печати и подписи есть, фамилии и номера на месте, все соответствует условиям договора.
Знать UCP 500 и не забывать про российские законы
Аккредитивная форма расчетов на территории Российской Федерации регулируется Положением ЦБ РФ N 2-П и Гражданским кодексом РФ. Все расчеты между резидентами происходят в рублях (без учета внешнеэкономической деятельности). Если аккредитивы связаны с внешнеэкономической деятельностью, то они подчиняются правилам UCP 500. При рублевых аккредитивах надо соблюдать принятую в законодательстве России терминологию: например, не аппликант, а плательщик; не бенефициар, а получатель. Это необходимо знать, чтобы избежать долгих разбирательств в судах и судебных исков. Следует также помнить, что ГК РФ (как и UCP 500) не регулирует вопросов, связанных с предоставлением приказодателем обеспечения банку-эмитенту, а также обеспечения банка-эмитента подтверждающему банку.
Аккредитивы могут быть покрытыми и непокрытыми. Поскольку аккредитив - это обязательство банка, покрытие - это обязательство банка, а не плательщика перед банком эмитентом. В условиях покрытого аккредитива выпускающий банк должен перечислить сумму покрытия (свои деньги, а не плательщика) в исполняющий банк. В любом другом случае аккредитив будет гарантированным. Аккредитив не зависит от финансового состояния плательщика: платить будет выпускающий банк независимо от того, какие у него отношения с плательщиком.
Если банк-эмитент не готов перечислить покрытие (не уверен), сторонний банк подключается и добавляет свое подтверждение, а значит, берет на себя обязательства выпускающего банка - это гарантированный аккредитив. При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент должен запросить у исполняющего банка депонирование счета 409 01, на который переводится покрытие. По российскому законодательству данный счет открывается под один аккредитив, под одну операцию, под одно обязательство.
Если выпускающий и исполняющий банки выступают в одном лице, кредит будет гарантированным, даже если плательщик задепонировал средства. Покрытие касается только обязательств банка-эмитента. В бухгалтерском учете гарантированные аккредитивы отражаются как гарантии, а не как выпущенные обязательства.
При открытии аккредитива плательщик представляет заявление в свободной форме. В основном договоре указывается форма аккредитива. На основании заявления клиента банк-эмитент создает специальную форму. Аккредитив выпускается на бумажном носителе, поэтому лучше сразу созвониться с исполняющим банком и договориться, как ему удобнее авизовать аккредитив.
В западноевропейских странах наличие у аппликанта больших наличных средств еще не гарантирует ему немедленного открытия аккредитива, потому что банку важны кредитная история клиента и соответствие его бизнеса международным нормам.
В принципе выпускающая и исполняющая кредитные организации могут работать по правилам UCP 500, однако в случае возникновения проблем и последующего судебного разбирательства будут действительны только Положение ЦБ РФ N 2-П и ГК РФ. Правила UCP 500 могут применяться только в той мере, в какой они не противоречат российскому законодательству. Если в договоре указывается, что банк будет работать по UCP 500, это учитывается судом.
Из-за несовершенства отечественного законодательства в предэкспортном финансировании в России практически не работают факторинг и форфейтинг, не действуют трансферабельные аккредитивы. Это объясняется тем, что аккредитив сам по себе не является предметом залога, даже если он открыт первоклассным банком. Аккредитив и гарантии - это не оборотные документы. Их нельзя продать и купить и нельзя заложить, возможна только переуступка выручки, но ее еще надо получить. Ничто не может заменить при предэкспортной деятельности во всем мире кредитной истории добросовестного заемщика и анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также высоколиквидного залога. Совсем другое дело - постэкспортное финансирование. Здесь обилие возможностей, включая факторинг и форфейтинг, - факт долга уже возник, есть возможность подписать с клиентом договор о переуступке прав требований по экспорту.
У клерка должна быть хорошая память
Документарный бизнес - это фундамент банковского благополучия, главное здесь не заработать прибыль, а не допустить ошибок, которые могут привести к огромным убыткам. Невнимательность, неправильно написанное слово, пропущенная буква могут стоить банку очень дорого. Бизнес этот коллективный, и возглавлять его должен опытный специалист. В каждом банке, в зависимости от величины и структуры, создаются собственные внутренние документы, которые клерки должны знать назубок, не говоря о двух десятках документах внешних. Внутрибанковские документы устанавливают лимиты, регламентируют оценки рисков, определяют правила валютного контроля, порядок проведения документарных операций, документооборота и предварительной проработки сделок, а также включают в себя инструкцию по бухгалтерскому учету документарных операций.
Главными нормативными внешними документами являются:
Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" (публикация Международной торговой палаты - МТП, 2000 г.);
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (МТП, 1993 г.);
Международная практика Стэндбай, ISP-98 (МТП, 1998 г.);
Международная стандартная банковская практика ISBP (МТП, 2003 г.);
Унифицированные правила межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (МТП, 1996 г.);
Положение ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
Указание ЦБ РФ от 7 августа 2003 г. N 1318-У "О формировании и размере резерва под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон" (с изменениями и дополнениями от 15 июня 2004 г.).
Кому доверить документы?
Подготовить "документарщика" можно только практикой. Так, в Dresdener bank работать с документами берут специалистов с финансовым образованием, окончивших специальные курсы, отработавших с расчетами семь лет и сдавших экзамены. В American Express, чтобы попасть в документарный отдел, надо сначала отработать по профилю 10 лет, в Deutsche bank - три года, причем еще ранее претендент должен получить теоретическую подготовку. И это неспроста - слишком велики суммы и риски, чтобы подпустить к документам плохо подготовленных людей.
В небольших банках "документарщик" - это одновременно и операционист, и бухгалтер, и валютный контролер. Все это до поры до времени, до первого прокола, который может стать последним и приведет к банкротству.
Большие сделки не оформляются в один день или неделю, они могут разрабатываться в течение полугода, потому что требуется и опыт, и знание иностранного языка, и получение исчерпывающих сведений о клиенте. В реальной жизни не бывает двух одинаковых контрактов, каждая сделка индивидуальна, потому что меняются суммы, страны, риски, аппликант и отношения между участниками аккредитива, не говоря о политических переменах. Каждый аккредитив - это один большой проект, который выполняет команда специалистов, и в этой команде не должно быть слабых звеньев.
В связи с этим возникает вопрос: позволительно ли филиалу выпускать аккредитивы и активно работать с ними? Поскольку аккредитив - это обязательства банка, а филиал не является юридическим лицом, то совершать активные операции с аккредитивами филиалы не могут. Они вправе вести валютный контроль, отслеживать денежные потоки, оценивать риски и т.д., но все, что касается внешнеэкономической деятельности, должно вестись "в голове". Разумеется, филиал можно нацелить на ведение серьезных операций, когда имеется необходимость. Иначе нет никакого смысла вкладывать большие деньги и время в техническую оснащенность и подготовку кадров. Однако запрещать филиалам работать с аккредитивами - неправильно. Если есть реальные возможности, есть ресурсы и люди, которые хотят работать, хотят учиться и расти, зачем этому мешать?
В статье использованы материалы семинара "Документарный бизнес. Профессионально. Новое в российском и зарубежном опыте", организованного НОУ "Учебный центр Банкир.Ру" (www.seminar.bankir.ru, тел.: (095) 785-8068).
Семь раз проверь, один - оплати
Согласно статьям 13 и 14 UCP 500 (Унифицированные правила для документарных аккредитивов), документы на соответствие условиям аккредитива надо проверять по внешним признакам с особой тщательностью. Банку необходимо обратить внимание на те документы (стороны документов), где указаны аппликант и бенефициар. Условия аккредитива определены международными стандартами банковской практики. Поскольку правила UCP 500 действуют с 1993 года и не могли включить в себя все нюансы, в 2002 году возникла необходимость создания отдельного документа "Международные стандарты банковской практики", который является составной частью UCP 500 (ссылка на него дается в статье 13а). В настоящее время разрабатываются правила UCP 600.
Документы, в принципе не противоречащие условиям договора, но противоречащие друг другу по внешним признакам, дают законное основание для отказа в оплате.
Что касается пакета документов, то надо учитывать, откуда они пришли. Если от исполняющего банка (часто он является и подтверждающим), то он, как правило, оговаривает, соответствуют документы условиям аккредитива или нет, а если имеются расхождения, то какие. Банк-эмитент мог уполномочить исполняющий банк проверить документы, но выносить решение об оплате последний не обязан. Поэтому исполняющий банк может написать: "Просим оплатить такую-то сумму". По правилам выпускающая кредитная организация, получившая документы от любого банка - участника аккредитивной схемы, должна их тщательно проверить независимо от того, сколько раз и сколько банков проверяли их ранее.
Документы, которые не оговариваются условиями аккредитива, не проверяются, удобнее не отсылать их назад, а пересылать дальше по цепочке с соответствующей пометкой, что такие-то документы не проверялись.
Если кредитной организацией получены гарантийные документы в пользу клиента-бенефициара, то банк их авизует и передает дальше именно как гарантийные, т.е. проверяет на соответствие правилам, и в случае возникновения сомнений (бумага низкого качества, на бланке нет серийного номера, указан телефон несуществующей компании и т.д.) банк может попросить своего клиента обратить особое внимание на какие-то детали. Тем не менее можно ограничиться и формальным выполнением требований - проверять то, о чем конкретно говорится в договоре (к примеру, там может отсутствовать указание, что клерк должен звонить по указанному на бланке номеру). На практике, если подозрительные документы затрагивают интересы банка и чреваты убытками, банк должен проявить инициативу и выяснить реальное положение дел.
Бенефициар вправе представлять документы и в исполняющий банк, и в банк-эмитент. Однако выпускающей кредитной организации гораздо удобнее и безопаснее иметь дело не напрямую с бенефициаром из далекой страны, а с банком, который высылает документы продавца. Это объясняется тем, что между банками отлажена аутентифицированная связь, а электронная почта (так же, как телефонная и факсимильная связь), по которой банк общается с бенефициаром, ничего о клиенте не говорит и не подтверждает его подлинность. Поэтому лучше, когда продавец сначала наладит контакт со своим банком.
Исполняющий банк, уполномоченный банком-эмитентом, наделен правом принять документы, проверить их и вынести соответствующее решение об оплате. Но он может и не проверять документы, более того, он даже не должен сообщать банку-эмитенту о том, согласен ли он принимать переданные ему полномочия в отличие от подтверждающего и авизующего банков, которые обязаны уведомить эмитирующий банк без задержки о своих действиях по отношению к документам.
Исполняющий банк, даже приняв, проверив и передав документы, не обязан платить. По статье 10 исполняющий банк несет ответственность только в той мере, в какой он сам согласился и о чем уведомил бенефициара. Исполняющий банк при авизовании документов своему клиенту может указать, что оплата по данному аккредитиву будет произведена только тогда, когда покрытие поступит от выпускающей или подтверждающей кредитной организации. Такой подход одобрила комиссия Международной торговой палаты.
Даже если исполняющий банк пропустил в документах ошибки, платежной ответственности у него не наступает. Но когда исполняющий банк обязуется платить бенефициару от своего имени, то в случае обнаружения несоответствия в документах исполняющий банк не получит возмещения от эмитирующего. Поэтому исполняющий банк должен с самого начала указать продавцу, что окончательное решение принимает не он, а банк-эмитент, т.е. предупредить, что деньги бенефициару поступят только тогда, когда их перечислит выпускающая организация (или другой участник сделки).
Убытки на всю сумму контракта может понести и авизующий банк, когда он в стремлении угодить солидному клиенту и заработать приличные комиссионные, берет документы и обещает отправить их в дальнюю страну - документы могут оказаться проблемными, а обязательства уже взяты.
Если в документах есть несоответствия, необходимо обращаться к правилам UCP 500 или ISP 98 (Международная практика Стэндбай), рекомендациям ICC (Международная торговая палата), другим авторитетным нормативным документам, чтобы избежать субъективности, поскольку каждому что-то может нравиться или не нравиться, и совсем другое дело - указание на конкретный нормативный документ.
Возьмем, к примеру, сертификат происхождения товара. Допустим, клиент банка хочет, чтобы документ был выдан торговой палатой страны, где продукт был произведен. Бенефициар на обычном листе бумаги дал подтверждение, что товар произведен в Германии. Годится ли такой сертификат для таможни? Чтобы дать правильный ответ, надо изучить условия аккредитива. Если там не оговаривается, что сертификат должен быть выдан немецкой торговой палатой, то простого бумажного подтверждения достаточно. Об этом говорится в статье 21 UCP 500: проверяется на соответствие только то, что записано в договоре.
Do you speak English?
Любопытно, что в UCP 500 нет статьи, определяющей язык документов. Только в ISP 98 есть параграф, где сказано, что документы должны быть на языке аккредитива. А поскольку в сделке может быть несколько участников из разных стран, то языков у сопровождающих документов тоже может быть несколько. Если, допустим, морской перевозчик - российская компания, то на коносаменте будет стоять ее штамп на русском языке. А если железнодорожная накладная заверяется на венгерской таможне, то печати будут на венгерском языке. Банк, выпускающий аккредитив, должен это учитывать. Ни в каком государстве, кроме, естественно, англоязычного, не будут ставиться штампы на английском языке. Поэтому нужно быть готовым к иностранным документам с иероглифами или вязью. Лучше сразу в договоре определить понятный всем участникам язык аккредитива и на нем указать партнерам, что на таможне такой-то страны печати будут ставиться на местном языке.
Многие российские компании изготавливают печати на английском и русском языках. Но законную силу штампы на английском языке будут иметь только в том случае, если компания в уставе зарегистрировала свое название на двух языках - русском и английском. По собственному усмотрению фирма может выбрать практику указания своего названия на иностранном языке, но такое название не может фигурировать на официальном штампе. Для удобства все организации, признающие правила UCP 500 и подчиняющиеся им в своей деятельности, используют для делового общения английский язык.
Когда аппликант хитрит
Если банк принял документы, то в течение семи рабочих дней он должен дать ответ. Причем в правилах указывается, что решение должно быть сформулировано в разумные сроки. Под этими сроками в странах, где действует англосаксонское право, понимается один-два дня. И если отказ дается на третий-четвертый день, то он считается необоснованным, и клиент может обращаться в суд. В таком случае (если суд докажет необоснованность отказа) банк будет обязан платить по предъявленным счетам. Чтобы обезопасить себя, банку следует вести с аппликантом терпеливую работу - пусть клиент сам все проверит, одобрит и сообщит банку. Тогда и кредитная организация сможет дать быстрый ответ по цепочке. Международная торговая палата рекомендует указывать время, в течение которого аппликант должен дать ответ банку, согласен ли он принять документы к оплате. В то же время кредитная организация должна дать понять плательщику, что в любом случае окончательное решение об оплате принимает банк, мнение аппликанта лишь учитывается. Но клиента тоже нельзя заставить быстро принять однозначное решение, поэтому, допустим, если он не отвечает в течение двух дней, то в конце второго дня банку лучше дать отказ и вернуть документы назад без взятия на себя обязательств.
Аппликант, преследуя свои интересы, может умышленно тянуть с ответом, мол, пусть корабль придет в порт, тогда и дам согласие. Такая позиция ему выгодна, но невыгодна банку. Клиенту в таком случае надо дать понять, что по прибытии в гавань товара банк не сумеет сразу передать документы получателю, к тому же не исключено, что продавец сумеет за это время найти нового покупателя с лучшей ценой и адресует судно ему. Если некорректный аппликант заставляет ждать банк, последний может намекнуть, что готов ответить взаимностью, и тогда получатель рискует "нарваться" на демерредж*(1).
Трансферабельные аккредитивы
Статья 48 UCP 500 определяет трансферабельный (переводной) аккредитив как аккредитив, по условиям которого первый бенефициар может просить уполномоченный банк (исполняющий) принять финансовые обязательства по переводу аккредитива (или его части) в пользу второго бенефициара. Переводящим может выступать только исполняющий банк. Перевод, осуществленный любым другим банком (авизующим, банком первого бенефициара и т.п.), не имеет силы.
Аккредитив может быть переведен только на условиях, указанных в первоначальном аккредитиве, за исключением суммы аккредитива, цены за единицу товара, даты истечения действия аккредитива и срока отгрузки.
Правила не запрещают назвать более чем один переводящий банк, но это не поощряется. Аккредитив может быть переведен, если он прямо обозначен банком-эмитентом как "трансферабельный". Такие термины, как "делимый", "дробный", "переуступаемый" и "передаваемый", не имеют юридической силы, и если употребляются, то их не следует принимать во внимание.
Переводной аккредитив удобен, когда в сделке участвует посредник, который приобретает товар и сразу же перепродает его конечному покупателю, получая при этом свою прибыль за счет разницы в цене. Суть переводного аккредитива заключается в том, что он открывается в пользу посредника (1-й бенефициар), который затем переводит этот аккредитив в пользу поставщика (2-й бенефициар). После отгрузки посредник имеет право изъять из пакета документов продавца счета-фактуры и представить новые счета с учетом своей прибыли. Таким образом, посредник оставляет себе маржу, которая неизвестна продавцу.
Расходы банка в связи с переводами, включающие комиссию, сборы, издержки и расходы, подлежат оплате первым бенефициаром, если только нет иной договоренности. Если банк соглашается перевести аккредитив, то он не обязан осуществлять перевод до тех пор, пока такие расходы не будут оплачены.
Если в аккредитиве не указано иное, то трансферабельный аккредитив может быть переведен только один раз. Соответственно аккредитив не может быть переведен по требованию второго бенефициара любому последующему третьему бенефициару.
При аккредитивах со свободной негоциацией, если в договоре указан исполняющий банк, а переводящий не назван, это не означает, что исполняющий непременно должен быть переводящим, потому что при свободной негоциации, во-первых, не ясно, какой банк будет исполняющим (на сопроводительных документах пишется: любой банк в такой-то стране), во-вторых, таких банков может оказаться несколько. Поэтому в случае аккредитива со свободной негоциацией бенефициар не называет исполняющий банк, но конкретно указывает уполномоченный им переводящий банк. Банк, выкупивший по поручению банка-эмитента документы, становится исполняющим банком. Негоциация выгодна для ускорения платежа (можно провести платеж в течение дня), особенно когда негоциирующий банк расположен в стране проживания бенефициара и когда предусмотрена отсрочка платежа. Компаниям, для которых день или два играет огромную роль, есть смысл оформлять негоциацию, если же в срочности необходимости нет, этого можно не делать.
Переводной банк может быть сразу назван выпускающим банком. В ситуациях, когда выпускающая кредитная организация одновременно является и исполняющей, она может указать авизующий банк в качестве переводящего. Чтобы действия о переводах в пользу второго и последующих бенефициаров вступили в силу, необходимо в первую очередь согласие выпускающей организации, затем - подтверждающего банка (если таковой в цепочке имеется) и, наконец, бенефициара. Аппликант может инициировать внесение изменений, но исполняющий банк с учетом своих интересов только принимает во внимание мнение аппликанта, не более, потому что, как правило, исполняющий банк - это не банк аппликанта, а банк, выбранный выпускающей кредитной организацией.
Исполняющий банк не обязан уведомлять банк-эмитент, что он согласен с доверенной ему ролью. Если он согласился принять документы, проверить их и перевести аккредитив по просьбе первого бенефициара, это его дело. Но чаще всего исполняющие банки не желают брать на себя лишнюю ответственность. Руководствуясь этим, выпускающая организация должна выбрать такой банк, с каким ей будет удобно работать. Если банк чрезмерно увлекается комиссионными, а проверку осуществляет плохо, то можно предложить ему только авизование. Банк-эмитент может поменять исполняющий банк без уведомления аппликанта.
Эмитирующий банк может быть одновременно исполняющим и переводящим.
Унифицированные правила для гарантий
Унифицированные правила для гарантий по требованиям (URDG 458), получающие все большее распространение, были написаны для того, чтобы заменить устаревшее руководство по контрактным гарантиям. Составлены они в духе UCP 500, но действуют только для гарантий. Эти правила дают банкам возможность избежать утомительных споров и дискуссий. На сайте Мирового банка размещены образцы кредитной гарантии с указанием, что гарантия должна быть подчинена правилам URDG 458. Правила хорошо применимы на практике, в них ясно прописаны процедуры. Там подчеркивается, что гарантии действуют в соответствии с законодательством страны гаранта.
Главное, чтобы гарантия (guarantee, performance bond, indemnity (letter of indemnity), undertaking) подчинялась вышеуказанным правилам. Лицо, просящее выставить гарантию (принципал), обращается в банк, который дает гарантию (банк-гарант) бенефициару (доброприобретателю). Гарантии различаются по виду выставления. Они могут быть прямыми трехсторонними или непрямыми четырехсторонними. Прямая трехсторонняя гарантия касается случаев, когда принципал (клиент банка) просит выставить гарантию бенефициару. Непрямые гарантии имеют место, когда участники сделки не доверяют друг другу. Например, продавец, находящийся в дальней стране и работающий с российским принципалом, не доверяет российским банкам и требует гарантию от своего банка. Тогда принципал просит российский банк договориться с дальним зарубежным о выдаче бенефициару (продавцу) гарантии.
В гарантии должна быть ссылка на контракт, которая подчеркивает, что банк действует по поручению принципала и выставляет гарантию по его обязательствам. Банк в данном случае действует на основании заключенного договора между принципалом и бенефициаром с указанием номера договора и наименования поставляемого товара - у продавца уже есть обязательство покупателя оплатить товар, но ему нужна гарантия банка, потому что банку он больше доверяет.
Гарантия, в отличие от поручительства, - первичное обязательство. Банк обязуется платить против представленных документов определенную сумму. В гарантии может оговариваться перечень необходимых документов, которые бенефициар должен представить в доказательство того, что он требовал от принципала деньги, но не получил. Но может быть достаточно только заявления бенефициара. Тогда банк не вправе требовать никаких других справок и уточнять причины невыплаты, он должен незамедлительно выплатить деньги. Банку важен сам факт, получил бенефициар деньги или нет, он не должен вовлекаться в судебные тяжбы. В этом состоит суть прямой гарантии. Сначала банк выплачивает оговоренную сумму, а потом может разбираться с принципалом и другими участниками сделки. Поручительство - это вторичная акцепция на обязательство, т.е. банк будет платить только тогда, когда неплатежеспособность принципала будет доказана судом.
Надо четко понимать, что банк работает только с документами, он не работает с услугами и товарами, поставками и сбытом. Поэтому банку нужен лишь документ, подтверждающий ту или иную операцию. Документы проверяются по внешним признакам. При этом подразумевается, что банк действует с добрыми намерениями и не находится в сговоре с мошенниками.
Перевод резервных аккредитивов и гарантий
По ISP 98 перевод резервных аккредитивов и гарантий осуществляется на основании заявления бенефициара. Данные правила распространяются на случаи, когда бенефициар просит эмитента удовлетворить требование о платеже на другое лицо, как если бы это лицо было бенефициаром.
Резервный аккредитив не является переводным, если в нем это не указано. В противном случае права получения платежа могут быть переведены в полном объеме более чем один раз и не могут быть переведены, пока эмитент или другое лицо, особо отмеченное в резервном аккредитиве, не согласится и не осуществит перевод, требуемый бенефициаром.
Эмитент переводного резервного аккредитива не обязан осуществлять перевод до тех пор, пока он не будет удовлетворен в отношении существования или подлинности оригинального резервного аккредитива. Для этого бенефициар должен представить заявление в приемлемой для эмитента форме, включая дату вступления в силу перевода, имя и адрес правопреемника, оригинал резервного аккредитива, а также верификацию подписи лица, выступающего от имени бенефициара.
Если наследник, личный представитель, ликвидатор, доверительный собственник (попечитель), конкурсный управляющий, компания-правопреемник или подобное лицо претендуют на то, что в силу закона им назначено действовать в интересах бенефициара, и представляют документы на свое имя, то такие правопреемники рассматривается как уполномоченные бенефициаром получатели прав на платежи в полном объеме.
Даже если в гарантии (аккредитиве) указано, что бенефициар может передать права третьему лицу, согласие гаранта (эмитента) на фактическую передачу обязательно. Если в гарантии указано, что права по ней могут быть переданы, но не указано, кому и на каких условиях, то цессионарий по основному договору может предъявить требование по гарантии, однако гарант не обязан платить по такому требованию, так как соглашение об уступке прав существует между бенефициаром и цессионарием, но еще нет соглашения с гарантом.
Переуступка выручки
В статье 49 UCP 500 говорится, что если в документах нет слов "трансферабельный аккредитив", это не ограничивает права бенефициара на переуступку (assignment of proceeds) любой выручки, на которую он имеет или может иметь право согласно данному аккредитиву. Переуступка выручки возможна при любом аккредитиве. Сумма переуступаемой выручки может быть в пределах суммы самой выручки.
Если при переводе аккредитива передача права использования аккредитива производится от первого бенефициара второму, то при переуступке выручки получатель переуступаемой выручки никаких прав по аккредитиву не получает.
Технически переуступка осуществляется следующим образом. Бенефициар пишет в банк заявление о переуступке выручки по аккредитиву на основании договора с разрешением банку перечислить оговоренную сумму в пользу конкретного лица и на его реквизиты в определенный срок. Бенефициар также просит уведомить получателя через его банк. Банк бенефициара отправляет в банк получателя переуступаемой выручки подтверждение о том, что он информирован о сделке между бенефициаром аккредитива и получателем и что в его распоряжении находится заявление бенефициара. Банк получателя уведомляет последнего о сообщении, принятом из банка бенефициара аккредитива. После поступления выручки по аккредитиву банк бенефициара перечисляет выручку в банк получателя.
Переуступка выручки считается законной, если есть заявление (statement), обязательство (covenant), гарантии от убытков (indemnitу), другие необходимые документы, в которых должны содержаться полные имена (названия), гражданско-правовые формы, местонахождение и почтовые адреса бенефициара и получателя по переуступке.
Если выявляется, что на переуступленную выручку претендуют несколько лиц, подобные платежи могут быть задержаны до разрешения конфликта. Эмитент, производящий платеж-переуступку, имеет право на возмещение, как если бы оплата производилась бенефициару.
О. Щелов
"Бухгалтерия и банки", N 5, май, N 6, июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Демерредж - плата за простой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540