Новые идеи в бизнесе
Много лет назад мне в руки попалась замечательная книга Г. Альтшуллера "Найти идею" (идея - (idea (греч.) - понятие, представление) т.е. мысль, общее понятие о предмете или явлении). Суть книги заключалась в том, что технические системы, и, как впоследствии оказалось, биологические, социальные и бизнес-системы, развиваются по одним и тем же законам. Зная эти законы, с легкостью можно решать сложные технические (изобретательские) задачи, которые поначалу кажутся неразрешимыми. Это была моя первая прочитанная книга по изобретательству, по Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая коренным образом перевернула мое представление о творчестве и поиске новых идей.
В дальнейшем были и другие книги по ТРИЗ, не менее увлекательные, которые позволили автору статьи пополнить багаж знаний удивительной теорией, позволяющей смотреть на проблемы под несколько иным углом зрения.
Что покорило автора статьи в ТРИЗ? Прежде всего, красота и изящность решений.
Пример 1
Одна из зарубежных фирм, выпускающая ножи для очистки картофеля, начала испытывать трудности со сбытом продукции. Ножи делались из прочной стали, были красивыми, с удобной пластмассовой ручкой, и быстро завоевали популярность. Но через несколько лет спрос резко упал: ножи не ломались, медленно стачивались. Домохозяйкам не нужен был второй нож.
Фирма, не желая терпеть убытки, обратилась к консультантам по решению нестандартных бизнес-задач: как повысить спрос на эти ножи, не снижая их высокого качества и без особых затрат на рекламу?
В результате было предложено выпускать ножи с ручкой под цвет картофельных очисток и ножи чаще стали попадать в мусорные бачки.
Пример 2
Эдисон любил давать "хитрые" технические задачи принимаемым на работу сотрудникам, особенно теоретикам: Однажды он пригласил в свою лабораторию математика Эптона и предложил ему срочно вычислить объем колбы лампы. Эптон провозился более часа с измерениями и сложными вычислениями, справился с задачей и гордо подал листок с ответом.
Тогда Эдисон за несколько секунд продемонстрировал изумленному математику простейший (и более точный) способ измерения колбы лампы.
Поэтому, когда приходится слышать о "мозговом штурме (или атаке)" при решении той или иной бизнес-задачи как об одном из методов генерирования идей (придуманном американцем А. Осборном более 50 лет назад), невольно вспоминаются задачи, которые с помощью мозгового штурма не решаются. Такие задачи называются изобретательскими.
Применима ли теория в бизнесе? Безусловно, ведь бизнес по своей сути это цепочка проблем и задач, которые надо умело и последовательно решать. И, в первую очередь, эти знания применимы при генерировании идей. Идей для бизнеса, реализация которых может принести весомые дивиденды.
На взгляд автора, легче всего генерировать бизнес-идеи для пищевой индустрии. Проанализируем, например, возможность развития продукции компании "Сибирский Берег" (снековое производство). Завоевав значительный сектор рынка снековой продукции не грех замахнуться еще на что-нибудь, если не масштабное, то оригинальное. Например? Можно наделять "новыми свойствами" "старый продукт": кириешки "пропустить" через дражжеровочную машину со сладковато-соленовато-горьким сиропом (под пиво). Если это, конечно, технологически возможно. Вопрос лишь за органолептикой и потребителем, разумеется. Можно придумать и что-то принципиально новое, например, "Кириешки для дедушек и бабушек" - сделав продукцию по плотности намного меньше и т.д. А почему сухарики непременно должны быть со вкусом "бекона" или "лосося"? Что мешает под раскрученной торговой маркой выпускать "просто" вкусные сладкие сухари, нарезанные в более крупном формате? Или крупно нарезанные пресные сухари "к бульону"? Тем более, что реализовывать это можно через уже созданную и функционирующую сбытовую сеть.
Опираясь на один из законов развития систем "моно-би-поли", можно предположить, что, рано или поздно, появится "би" и "поли" упаковка. Что получим? Семейные кириешки! Аккуратно упакованные 4-6 пакетов готового продукта разнящейся вкусовой гаммы в красочной картонной упаковке. Скажем, "для папы" - под пиво, "для мамы" - ромовые, "для детей" - карамельные.
Причем, чтобы все это сделать, не требуется каких-то миллионных инвестиционных вливаний. Другой вопрос, как эти новшества воспримет потребитель и как отреагирует рынок? Мне кажется, все пройдет с успехом, а Вам? Подумайте, какие новые идеи Вы могли бы внедрить в свой бизнес, какое новое, нестандартное применение обыкновенным продуктам Вы могли бы найти и предложить?
Как видите, четыре идеи в нескольких строчках и это далеко не предел, причем некоторые из них уже реализованы (мягкие сухарики). Другие же с нетерпением ждут своего часа.
Какие идеи востребованы в современном бизнесе?
Надеюсь, что никто не будет отрицать тот факт, что новые идеи востребованы бизнесом. Другое дело - их реализация. Здесь дела обстоят куда хуже.
Во-первых, многие бизнесмены не умеют реализовывать принципиально новый, еще не раскрученный продукт, т.е. совершать последовательные действия, которые приводят к положительному результату. В большинстве магазинов отказываются брать на реализацию новый востребованный продукт, если он не разрекламирован по телевидению и в СМИ!
Во-вторых, в большинстве случаев не хватает средств. Причем, в какую бы сумму не оценивались инвестиционные затраты, денег все равно не хватает!
Денег не хватает, и взять не у кого. Финансово-кредитные организации проявляют здоровый прагматизм и на риск не идут, а частных инвесторов не так много. Как быть? Типичная изобретательская задача:
Рассмотрим несколько бизнес-идей, реализованных нашими соотечественниками. Начнем с биотехнологий.
Московская компания "Мир бабочек" в широком ассортименте предлагает к реализации тропических бабочек из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Америки, Южной Европы. Причем она не только продает, но и занимается их разведением. Чем не оригинальная бизнес-идея? Кто сможет забыть такой подарок, как салют из живых бабочек? Хотя подарок этот, конечно, оригинальный, но дорогой (от 35 до 90 $ за 1 шт.) и абсолютно бесполезный.
А зарыбливание водоемов с целью организации рыбалки? Сколько таких прудов уже создано в пригородах больших городов по всей России? Только в районе совхоза Темерницкий Ростовской области (пригороде Ростова-на-Дону) таких два. Как видите, сдают в аренду не только недвижимость, но и право ловить рыбу "в рыбном месте"! А как Вам нравится другая, не менее экзотическая, бизнес-идея - выращивание шмелей для их последующей реализации? В любом случае, она уже принесла инициаторам неплохие прибыли.
Но по своему изяществу, на взгляд автора, лидирует бизнес-идея Черкесского завода ООО "Меркурий". Помните пластмассовую пробку от водки, в которую было вставлено два намагниченных кусочка металла? И водка протекала между ними: Всем понятно, что, в принципе, ничего экстраординарного не происходило, но маркетинговый ход, на взгляд автора, великолепный: известному продукту невидимые магнитные меридианы придают новое свойство: А возможно, и вкус, а возможно, еще нечто неосязаемое. А "неосязаемое" всегда стоит дороже. Ведь так? Вот Вам и дополнительная добавочная стоимость за идею и ее практическое воплощение в жизнь.
Вспоминается и другая бизнес-идея, успешно реализованная ростовскими предпринимателями. Производство средства от тараканов с пугающим названием "Коба". Бизнес-идея проста необыкновенно! Нужно было найти востребованный рынком продукт и: просто его фасовать!
И такой продукт был найден - средство от тараканов. Ко всему, и проблем с упаковкой не было. Стеклобанка Азовского завода детского питания вполне для этого подошла. А название? Коба!!! А рисунок на этикетке? Шикарный тараканище с трубкой и в сапогах. Тут попробуй не поверь, что все тараканы сгинут!
А сколько новых бизнес-идей внесло в нашу жизнь развитие IT-технологий? Это и электронная коммерция, и оплата услуг SМS-сообщениями, и многое-многое другое. Так что с уверенностью можно сказать, что жив еще идеями российский предприниматель, а хорошая бизнес-идея, как известно, приносит прибыль. Вернее: должна приносить.
Что делать, когда верхи не хотят,
а низы не могут?
А теперь мне бы хотелось остановиться на бизнес-идеях, которые ждут своих российских бизнес-героев. Начнем с продуктов питания. Всем известно, что одно из направлений бизнеса, успешно развивающееся с конца 80 годов прошлого тысячелетия, - это производство растительного масла. Давайте рассмотрим, как изменялся сам продукт.
Вначале это было самое обыкновенное "неочищенное" масло, затем появилось рафинированное, потом дезодорированное растительное масло. Какое будет следующим?
На взгляд автора, следующий продукт - растительное масло с аромадобавками, придающими маслу запах укропа, шашлыка, чеснока или других приправ.
Конечно, это будут новые продукты в упаковке не более 0,2 - 0,4 литра и долю рынка они будут занимать незначительную, зато маржинальную прибыль они будут приносить куда большую, чем просто растительное масло. Нет пока таких масел, но они появятся на прилавках в ближайший год или годы.
Более того, с упаковкой растительного масла будут происходить разного рода метаморфозы. Будет меняться и форма, и объем, и пробка (ее ожидают значительные перемены, например, пробка-дозатор).
Далее можно продолжить. Скажем, открыть мужскую парикмахерскую, в которой мастера женского пола работают топлесс. Интересно, насколько велика будет очередь? При всей экстремальности идеи, замечу, что в том же Нью-Йорке есть целое направление сферы услуг подобного рода: бары, рестораны, салоны красоты для мужчин и проч., не говоря уже о диапазоне услуг для граждан нетрадиционной ориентации (бизнес есть бизнес, считают американцы, он не для воспитания клиентов, а для удовлетворения их насущных потребностей). Ведь мужчины, как известно, "любят глазами". Кстати, а почему бы не придумать что-то для женщин, которые "любят ушами"? В какой бизнес можно внедрить приятный мужской голос, исполняющий романтические песни, читающий поэмы? Какой бизнес с удовольствием впитает в себя так любимую женщинами романтическую обстановку: ароматы цветов, свет свечей, мягкую музыку: Может быть, это как раз Ваш бизнес?
Автор перечислил бизнес-идеи, которые не реализованы в настоящее время, но можно вспомнить и давно забытые. Организация работы овощехранилищ, например. На взгляд автора, в ближайшее время значительные средства будут инвестироваться в строительство холодильных камер (+2-5°С) для хранения овощей и фруктов. Они будут сдаваться в аренду или использоваться для собственных нужд.
Почему этот бизнес не развивается в настоящее время? Хороший вопрос! В настоящее время получилась интересная ситуация: "крупному" бизнесу это направление бизнеса неинтересно из-за "масштабов", а у "малого" недостаточно средств для его реализации. И в настоящее время, из-за ситуаций с кредитованием малого предпринимательства в России, такая ситуация практически во всех секторах экономики. Но терпенье и труд малого бизнеса, его умение адаптироваться под сиюминутную рыночную конъюнктуру, во многих случаях умудряются решать проблемы расширения и развития новых направлений в сегодняшней неблагоприятной экономической среде. Поэтому хочется надеяться, что бизнес-идеи, как упомянутые в данной статье, так и абсолютно новые, будут реализованы в недалеком будущем.
В.В. Аллавердян,
эксперт по инвестиционным проектам, оценщик,
директор оценочно-консалтинговой компании "ИКР-Консультант",
www.i-con.ru
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru