Новые формы работы по интенсификации деятельности
медицинского учреждения в сфере платных услуг
Совместная работа государственных учреждений здравоохранения и негосударственных медицинских организаций различных организационно-правовых форм значительно усилит медицинские, организационные и финансовые возможности больниц и поликлиник, наладит и укрепит долгосрочные партнерские деловые связи. Для поддержания конкурентоспособности в обстановке быстро меняющегося рынка государственным учреждениям здравоохранения потребуется повысить свою организационную компетенцию по улучшению качества оказываемых медицинских услуг, контроле за ним и информировании об этом. В противном случае им придется уступить свою рыночную долю тем из конкурентов, кто сможет более наглядно доказать, почему их услуги "предпочтительней". Стратегическая ситуация диктует лечебным учреждениям необходимость строить долгосрочные партнерские отношения с покупателями медицинских услуг, которые будут обладать все большим весом по мере роста и укрепления рынка медицинской помощи. В этой ситуации узкоспециализированные парамедицинские организации могут оказать лечебному учреждению существенную помощь.
Организация платных услуг в бюджетном учреждении здравоохранения по сравнению с коммерческой клиникой имеет как ряд преимуществ, так и ряд серьезных недостатков.
К числу преимуществ относятся:
доверие населения к традиционно сложившейся системе оказания медицинской помощи;
концентрация дорогостоящего оборудования;
наличие высококвалифицированных специалистов;
многопрофильность многих ЛПУ;
отработанная организационная схема взаимодействия между различными отделениями и службами.
К числу недостатков можно отнести:
недостаточность нормативно-правовой базы по оказанию платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях;
отсутствие общепринятых стандартов медицинской деятельности, позволяющих разграничить бесплатные для пациента и дополнительные платные медицинские услуги;
нехватка среднего и младшего медицинского персонала;
недостаточная лабильность государственных учреждений, особенно в финансовой и бухгалтерской областях;
длительные сроки на согласования и регламентацию новых мероприятий;
отсутствие современных финансово-аналитических методик и программ;
отсутствие психологической готовности персонала лечебного учреждения к оказанию платных услуг.
Одним из эффективных средств для преодоления этих трудностей в области организации платных услуг в ГУЗ может стать привлечение на договорной основе к отдельным видам работ посредников в виде негосударственных организаций типа АНО (автономная некоммерческая организация) или других организаций различных организационно-правовых форм. С их помощью медицинскому учреждению может быть дан мощный толчок для интенсификации работы в сфере платных услуг и решен целый ряд медицинских и парамедицинских проблем, тормозящих процесс развития новых направлений деятельности.
Такими работами для негосударственных организаций может быть разработка и проведение рекламной кампании медицинских услуг, постановка имиджа лечебного учреждения, разработка и организация новых комплексных медицинских программ лечения, создание информационной и диспетчерской служб, проведение тренингов с персоналом ГУЗ, экспертные, сервисные и ассистантские услуги и т.д.
В качестве примера можно рассмотреть реальный опыт работы негосударственной организации - координационного медицинского центра "Медицина для всех", деятельность которого организована в тесной связи с несколькими авторитетными высокотехнологичными стационарами Санкт-Петербурга, располагающими серьезным научным и лечебным потенциалом.
Работа координационного медицинского центра проводится в следующих направлениях:
Сбор данных о профилях лечения, эксклюзивных методиках, уровне комфортности платных отделений, ценах на медицинские услуги в лечебно-профилактических учреждениях города.
Анализ деятельности ЛПУ, данных медицинской статистики, результатов лечения. Налаживание контактов с медицинскими ассоциациями различных профилей. Обработка и создание базы данных.
Заключение договоров о совместной деятельности с ЛПУ для направления в них пациентов по профилю их специализации.
Организация рекламной кампании, санитарно-просветительная работа среди населения
Организация лечения пациентов, приехавших для консультаций и высококвалифицированной помощи в медицинские учреждения Санкт-Петербурга.
Координация работы различных медицинских учреждений Санкт-Петербурга для получения пациентом комплексной максимально полной медицинской помощи, организация консилиумов.
Медицинское и юридическое сопровождение пациента, представление его интересов на всех этапах лечебного процесса.
Разработка и реализация "Программы региональной кардиологической и кардиохирургической помощи для лечебных учреждений субъектов Российской Федерации", осуществление которой стало возможно благодаря совместной работе координационного центра "Медицина для всех - МЛДЦ", Общественной организации "Медицина для всех", Городской многопрофильной больницы N 2 и специалистов ряда других лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений г. Санкт-Петербурга.
Для примера приводим основные разделы этой программы. На ее основе возможна разработка других программ по оказанию высокотехнологичной и финансово-затратной медицинской помощи, которые можно использовать также в сфере платных услуг в ГУЗ:
1. Организация медицинских представительств в городах и регионах России, не имеющих кардиохирургических клиник.
2. Проведение цикла выездных лекций для врачей с целью ознакомления их с новыми возможностями и методами лечения и диагностики сердечно-сосудистых заболеваний.
3. Обеспечение медицинских специалистов учебными и научно-практическими пособиями по раннему выявлению, диагностике, консервативному и хирургическому лечению больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
4. Обмен опытом с иногородними медицинскими специалистами, повышение их квалификации на базе специализированных медицинских учреждений Санкт-Петербурга (рабочее прикомандирование).
5. Выездные консультации медицинских специалистов в регионы РФ для своевременного выявления кардиохирургических больных и направление их на лечение на местах или в ведущие медицинские центры России.
6. Организация регулярных консультаций врачей и пациентов из других городов с врачами Санкт-Петербурга через Интернет.
7. Публикации санитарно-просветительных статей в местной печати, выступления по местному телевидению и радио в других городах и регионах России для ознакомления населения с новыми современными возможностями медицины в области кардиологии и кардиохирургии, с методами профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.
8. Организация системы отслеживания отдаленных результатов кардиохирургических операций у иногородних больных.
Важно, что для реализации этой программы не понадобилось никаких дополнительных источников финансирования. Интерес к такой деятельности среди врачей Санкт-Петербурга и других городов оказался настолько велик, что программа оказалась малозатратной и была реализована силами и за счет энтузиазма самих докторов. Наибольших затрат потребовали командировочные расходы, которые были покрыты средствами от основной деятельности организации - медицинской.
Впервые такая программа была осуществлена в России силами отечественных организаций и клиник. За два года работы 147 пациентов из разных регионов России были направлены на детальное обследование, лечение и кардиохирургические операции в центральные высокотехнологичные специализированные медицинские учреждения. Из них прооперировано - 91 человек. Положительных исходов - 89, летальных исходов - 2.
Работа такого координационного центра находится на стыке медицинской, юридической, экономической и информационной сфер деятельности и требует знаний во всех этих областях, а также в области рекламы. Она ни в коей мере не дублирует функции страховых компаний в рамках добровольного медицинского страхования, т.к. важным аспектом деятельности подобного центра является организация комплекса медицинских и юридических услуг пациенту, который не был застрахован ранее. Тот же комплекс услуг не может быть организован через страховую компанию, так как в данной ситуации страховой случай уже наступил.
Работа организаций, оказывающих подобные услуги, хорошо налажена за рубежом (Германия, Швейцария, США), однако в России аналогов нет.
Обобщая опыт работы, полученный при реализации "Программы региональной кардиологической и кардиохирургической помощи для лечебных учреждений субъектов Российской Федерации", можно отметить крайне низкую информированность населения и медработников о современных методах медицинской помощи.
Получено огромное количество медицинских выписок из историй болезни тяжелых запущенных больных, срок оказания медицинской помощи и оперативного вмешательства которым был безвозвратно упущен. Часто такие пациенты оказываются платежеспособными или застрахованными в системе добровольного медицинского страхования.
Подобные ситуации возникают из-за незнания врачей и пациентов, куда можно обратиться для получения компетентной достоверной информации, отсутствия практики заочных консультаций с целью рекомендации целесообразности приезда больного, индивидуального подхода к пациенту дистанционно, отсутствия координационного медицинского центра, готового принять на себя все эти функции и ответственность.
Для осуществления такой деятельности, помимо обширной базы данных, необходимо наличие опытных врачей-экспертов, современных средств связи для проведения телемедицинских консультаций, отлаженная работа диспетчерской телефонной службы.
Деятельность подобного координационного центра, помимо своей прямой медицинской, научной и общественной значимости, помогает ЛПУ привлечь дополнительный поток платных пациентов, повысить качество медицинской услуги, поднять реноме лечебного учреждения, способствовать санитарно-профилактической и информационной работе с населением. Как следствие, за счет притока дополнительных средств от платных услуг, увеличивается заработная плата работников учреждения, что уменьшает текучесть кадров. Для медицинского учреждения очевидна экономическая целесообразность этого сотрудничества. С другой стороны, пациент, обратившийся за помощью в медицинский координационный центр, может получить комплексное лечение с объединением усилий ряда ЛПУ, если одно ЛПУ не имеет возможности осуществить данную медицинскую помощь. Отдельно взятому лечебно-профилактическому учреждению такая работа не под силу хотя бы потому, что в нем нет структуры, призванной этим заниматься.
И.Е. Рыбальченко,
заместитель главного врача по платным услугам,
Городская многопрофильная больница N 2 г. Санкт-Петербург
"Менеджер здравоохранения", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru