Вход в тюрьму по кассовому чеку
Бывает, что соблазн поживиться за счет работодателя слишком велик. Так, заработать можно не только на списании товара или прочих махинациях с материальными ценностями. Иногда прямой путь к непыльному заработку выложен обычными кассовыми чеками.
Исправленные чеки
Ирина Капицына устроилась в магазин канцтоваров на должность продавца-кассира. Магазин работал давно, на бойком месте и торговал широким ассортиментом. Товар продавался качественный и отнюдь не дешевый. Отдел, за кассой которого Ирина коротала свои рабочие будни, был достаточно большой. За день через кассу проходило огромное количество покупателей. Но если покупатели не забывают пересчитывать сдачу (объявления об этом висят чуть ли не на каждой кассе), то предупредить их о необходимости проверки чеков почему-то никто не подумал. Как впоследствии заметила Капицына, редко кто из покупателей забирает свои чеки или разглядывает, что именно на нем выбито. Такая безалаберность посетителей магазина натолкнула Ирину на нехитрую мысль о непыльном дополнительном заработке. От мысли предприимчивая кассирша перешла напрямую к конкретным действиям.
Передавая покупателю товар, Ирина выбивала на кассовом аппарате не всю стоимость покупки, а только ее часть. Пробитая сумма была минимальной частью реальной стоимости товара. Затем, сославшись на ошибку техники, вносила в кассовый чек покупателя исправления от руки. Указывала реальную стоимость и ставила свою подпись. Главное, чтобы в итоге на чеке клиента сумма была именно та, которую он заплатил. В результате нехитрой махинации к моменту снятия кассы наличных денег в ней оказывалось значительно больше, чем показывала кассовая лента. В конце рабочей смены Капицына сдавала выручку по показателям кассовой ленты, а все остальное оставляла себе. Отделов в магазине много, помещение просторное. Продавцы не видят друг друга из-за стеллажей и покупателей. Никто особо за действиями Капицыной и не следил. Поэтому транспортировать деньги из кассы в собственный карман нечистому на руку кассиру никто не мешал.
Большая часть исправленных чеков оставалась у Ирины. К тому же канцелярские принадлежности не относятся к тем товарам, которые часто возвращают обратно по тем или иным причинам. Исходя из этого, вероятность, что кто-то увидит исправления, была практически равна нулю. Помимо этого у Капициной были другие основания для ощущения своей полной безнаказанности. В разговорах с коллегами Ирина выяснила, что собственники почему-то не очень часто проводят инвентаризацию товара. По словам тех, кто работал в магазине не первый год, процесс описи имущества владельцы затевали не чаще чем раз в полгода. Капицина пришла работать в июле, инвентаризацию провели в мае. Поэтому Ирина была уверена, что успеет уволиться до очередной проверки. Все кассовые документы будут в порядке, так что пусть потом определяют, что случилось с товаром. То, что немалое количество чеков украшает ее автограф напротив исправленной в сторону увеличения суммы (что само по себе может показаться любому мало-мальски грамотному бизнесмену подозрительным), Ирину как-то не волновало.
Понемногу Капицына начала получать свободные денежные средства. Сработала поговорка: "Денег много не бывает". И изворотливый ум кассирши начал поиск новых путей для обогащения. Ирина попробовала "разнообразить" свои действия. В дело пошли старые чеки, которые оставались на прилавке. Ничего сверхъестественного с ними не происходило, их Ирина "отрабатывала" по уже привычной схеме - выбивала сумму меньше стоимости товара. И покупатель становился счастливым обладателем сразу двух чеков на всю сумму покупки. Покупателю можно сказать, что ошибка на кассе и что товар-то ему все равно выдадут. А в кассе снова остаются излишки, которые можно забрать.
Однако, последовав одной поговорке, Ирина напрочь забыла про то, что кувшину суждено сложить голову именно там, куда он повадился ходить по воду. Удачно начавшийся "бизнес" рухнул в одночасье. Она не отработала и четырех месяцев по новой "системе", как спохватились собственники и нежданно-негаданно обрушились на магазин с внеплановой ревизией. По отделу Ирины была выявлена ощутимая недостача.
Обнаружив серьезное расхождение полученных денег с "потраченным" товаром, дирекция начала "разбор полетов". На Иринино несчастье, ее коллеги оказались не столь равнодушны к тому, чем занимаются их соседи. Кто-то из продавцов заметил, что Капицына иногда что-то писала на чеках. В кассе у нее нашли и старые чеки, и чеки, на которых стояла ее подпись и исправления. Всплыли также и несколько чеков, скрепленных вместе: Ирина не успела убрать следы своих "операций" за последние дни.
Было принято решение о возбуждении уголовного дела. На следствии провели почерковедческую экспертизу и установили, что почерк на чеках - именно Капицыной. Сравнили данные чеков с кассовой лентой и данными ревизии. Ирине предъявили вполне обоснованное обвинение. На суде она уже ничего не отрицала и поведала судьям, как именно можно заработать простому продавцу в наше нелегкое время.
Действия незадачливого продавца-кассира были квалифицированы по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса: как присвоение, то есть "хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения". Судьи, конечно, приняли во внимание чистосердечное признание подсудимой и отсутствие подобного "опыта" в прошлом. Однако это не помешало служителям Фемиды упрятать раскаявшуюся Капицыну в места лишения свободы на два года. Решение суда, возможно, и не способствовало возмещению убытков компании, пострадавшей от деятельности Ирины, но послужило хорошим уроком на будущее.
Чек был... и вот его нет
Убытки от действий своего продавца-кассира понесла и компания, торговавшая продуктами питания через свои магазины.
Алексей Чукавин был просто мастером своего дела. Он не стал исправлять или добавлять чеки. Он их вообще не выбивал.
Схема была такой: покупатель заказывает товар, Алексей приносит его и выбивает в кассе сумму покупки. Но вот последнее действие, после которого касса выбивает чек и прокручивает ленту, Алексей не выполнял. Покупатель видел, что в кассовом аппарате горит правильная сумма, забирал товар и уходил. А Алексей просто сбрасывал перед следующей покупкой набранную до этого сумму. И в кассовой ленте она просто не отражалась.
Чукавин старался всячески отвлечь покупателя от того, что чек не выбит: разговаривал, шутил. И четко следил за действиями. Если покупатель не уходил и ждал чек, Алексей его выбивал, если разворачивался и уходил, сумма покупки исчезала из кассы бесследно.
Подвел Чукавина случай. Магазин располагался в жилом районе, и многие покупатели ходили туда постоянно. В том числе и родственница директора магазина. Вот она-то и рассказала ему, что часто ходит в магазин за продуктами, но редко когда продавец выбивает и отдает чеки. Она как-то об этом и не задумывалась, но внимание обратила.
Инвентаризация товара поставила все на свои места и ответила на вопросы. Недостача была обнаружена. Алексею пришлось во всем сознаваться.
В этом случае для кассира тоже все закончилось достаточно плачевно. Но и компания потеряла свои средства от такой виртуозной работы продавца.
Е. Корецкая
"Расчет", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru