Комментарии к нормативным документам
Август традиционно отличается резким сокращением активности законодательных органов в части принятия новых законов и иных законодательных актов. Поэтому в данном комментарии основное внимание уделено разъяснениям Минфина РФ по отдельным вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.
1. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2005 г. N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 г. тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений".
Опубликовано в "Российской газете" 23 августа 2005 года N 185. Вступило в силу с 1 сентября 2005 года.
С 1 сентября 2005 г. в 1,11 раза увеличены размеры тарифных ставок (окладов) работников тарифной сферы. После того, как Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ вступил в силу, сфера действия подобных постановлений, принятых на федеральном уровне, существенно сузилась - теперь повышение касается только работников федеральных государственных учреждений. Повышение должностных окладов работников учреждений, финансируемых за счет региональных и местных бюджетов, теперь производится независимо от изменения уровня оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и определяется возможностями соответствующего бюджета.
2. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг"
Опубликовано в "Российской газете" 6 сентября 2005 года N 197. Вступает в силу с 2006 года.
В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг:
уровня платежей граждан;
максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (22%);
социальной нормы площади жилого помещения (18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина);
предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение);
стоимости капитального ремонта жилого помещения.
Указанные стандарты будут использоваться коммерческими организациями, занятыми в сфере ЖКХ, а, следовательно, должны применяться при определении плановых показателей на 2006 год.
3. Письмо Минфина РФ от 11 июля 2005 г. N 03-05-01-03/63 "О порядке налогообложения доходов физических лиц от продажи ценных бумаг".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок применения имущественных вычетов по НДФЛ при продаже ценных бумаг. В частности, указывается на то, что:
возможность выбора налогоплательщиком метода расчета налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг действующим законодательством не предусмотрена;
имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением);
при отсутствии платежных документов, подтверждающих фактическую оплату стоимости приобретенных ценных бумаг, но при наличии документов, подтверждающих приобретение ценных бумаг на возмездной основе (контракты, договоры, справки, выданные регистратором о приобретении акций в обмен на ваучеры, и т.п.), налоговым агентом может быть предоставлен налогоплательщику имущественный налоговый вычет. При этом факт наличия подтвержденных расходов в виде комиссионных отчислений и биржевого сбора не является основанием для отказа налоговым агентом в предоставлении имущественного налогового вычета, однако, сами такие расходы налогоплательщика дополнительно к имущественному налоговому вычету не принимаются;
при отсутствии документов, подтверждающих возмездный характер приобретения ценных бумаг, доходы налогоплательщика от продажи ценных бумаг могут быть уменьшены на суммы фактически подтвержденных расходов в виде комиссионных отчислений и биржевого сбора. При этом имущественный налоговый вычет не предоставляется.
4. Письмо Минфина РФ от 14 июля 2005 г. N 03-04-11/162 "О НДС при возврате товара"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что при возврате товаров продавцу покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, принимать к вычету у продавца суммы налога на добавленную стоимость по возвращенным товарам оснований не имеется. Однако продавец имеет право внести изменения в ранее выставленные счета-фактуры. Таким образом, в случае возврата товара продавцу покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, продавец товаров может внести соответствующие исправления в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, и произвести перерасчеты с бюджетом по налогу на добавочную стоимость.
5. Письмо Минфина РФ от 27 июля 2005 г. N 03-05-01-04/250 "О применении имущественного налогового вычета по НДФЛ"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Причины издания письма не совсем ясны. Разъясняется, что в том случае, когда сделки купли-продажи с жилой недвижимостью совершаются между родственниками, имущественный налоговый вычет не предоставляется. Разъяснение представляется избыточным, так как данные нормы прямо прописаны в статьях 20 и 220 НК РФ.
6. Письмо Минфина РФ от 1 августа 2005 г. N 03-03-04/4/28 "Об обязательных платежах граждан на содержание и ремонт общего имущества ТСЖ"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
В письме обращается внимание на то, что перечень доходов организации, относимый пунктом 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям, является закрытым, и в нем не предусмотрено такого вида доходов некоммерческой организации, как обязательные платежи на ремонт общего имущества товарищества собственников жилья. Из этого делается вывод о том, что поступления в виде обязательных платежей членов товарищества собственников жилья на ремонт общего имущества товарищества относятся к доходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Одновременно сообщается, что налогоплательщик - товарищество собственников жилья вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с содержанием и ремонтом имущества товарищества.
По нашему мнению, приведенное разъяснение представляется спорным, так как при определении перечня целевых доходов и расходов следует руководствоваться экономическим содержанием поступлений. В частности, поступления, предназначенные для перечисления в полном размере поставщику или подрядчику работ или услуг, по нашему мнению, должны считаться целевыми и не должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль. Это обусловлено тем, что право собственности на полученные средства организации не принадлежит - она выполняет роль посредника между фактическим получателем услуг (населением) и их поставщиком.
Впрочем, реального увеличения налоговой базы в данном случае не происходит - суммы доходов, перечисленные поставщикам, принимаются в качестве расходов и уменьшают налоговую базу. Таким образом, разъяснение касается только порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, а также заполнения форм налоговых деклараций.
7. Письмо Минфина РФ от 2 августа 2005 г. N 03-03-04/1/127 "О расходах на возмещение вреда"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что суммы, уплаченные в возмещение убытков, причиненных распространением не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию сведений, не являются штрафом и, следовательно, не могут отражаться в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли как не соответствующие требованиям статьи 252 НК РФ.
8. Письмо Минфина РФ от 2 августа 2005 г. N 03-03-04/1/128 "О начислении амортизации по легковым автомобилям стоимостью выше 300 000 рублей"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснения, приведенные в письме, являются исключительно отсылочными и довольно туманными. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что для целей налогообложения убыток от списания легковых автомобилей определяется как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (расходов на его приобретение) и суммами амортизации, исчисленными, исходя из срока их полезного использования, то есть, без учета поправочного (понижающего) коэффициента. По нашему мнению, подобная позиция является неправомерной, так как представляет собой расширительное толкование норм налогового законодательства, ухудшающее положение налогоплательщика. Статья 268 НК РФ (о которой идет речь в письме) содержит ссылку на пункт 1 статьи 257 НК РФ, а в нем говорится о фактически начисленных суммах амортизации.
9. Письмо Минфина РФ от 3 августа 2005 г. N 03-03-04/1/29 "О компенсационных выплатах, связанных с работой в вечернее время"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что компенсационные выплаты за работу в вечернее время могут быть учтены для целей налогообложения прибыли только в том случае, если указанные выплаты предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
10. Письмо Минфина РФ от 03 августа 2005 г. N 03-06-02-02/57 "О порядке установления и введения в действие местных налогов"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом поднята весьма серьезная проблема, которая возникнет после 1 января 2006 года. К этой дате приурочены основные мероприятия по реформе органов местного самоуправления (Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Некоторые элементы налогообложения в части местных налогов устанавливаются органами местного самоуправления, а после 1 января 2006 года границы муниципальных образований в большей части субъектов РФ будут пересмотрены. В связи с этим возникнут вопросы о правомерности применения ранее принятых нормативных актов.
Письмом, в частности, разъясняется, что нормативные правовые акты о местных налогах принимаются вновь сформированными представительными органами городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, если эти представительные органы успевают принять и официально опубликовать такие акты до 1 декабря 2005 года.
Указанные нормативные правовые акты представительных органов городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов будут применяться в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.
В случае если вновь сформированные представительные органы муниципальных районов, городских округов, поселений не успевают принять и официально опубликовать до 1 декабря 2005 года свои нормативные правовые акты о местных налогах, то нормативные правовые акты о местных налогах принимаются представительными органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ, и применяются в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.
Считаем необходимым заметить, что данное письмо не имеет нормативного характера, но вопросы, которые в нем поставлены, требуют дополнительного урегулирования. Следовательно, с большой долей вероятности можно ожидать внесения изменений в налоговое законодательство.
Кроме того, отдельным приложением к Письму приведены Рекомендации о нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о налоге на имущество физических лиц и Рекомендации о нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о земельном налоге.
11. Письмо Минфина РФ от 3 августа 2005 г. N 03-03-04/1/142 "О порядке определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации транспортного средства".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок документального оформления установления срока полезного использования (и нормы амортизации) объектов основных средств, бывших в эксплуатации:
при приобретении автомобиля, ранее эксплуатировавшегося предыдущими собственниками, организация может определить норму амортизации, исходя из нормативного срока его полезного использования, уменьшенного на срок эксплуатации данного автомобиля предыдущими собственниками. При этом срок эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками должен быть подтвержден документально. Документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников для целей применения пункта 12 статьи 259 НК РФ, может служить паспорт транспортного средства.
12. Письмо Минфина РФ от 3 августа 2005 г. N 03-03-04/1/141 "О списании убытков от хищения имущества в случае приостановления следствия по уголовному делу"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что налогоплательщик вправе включить убытки от хищения имущества в состав внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ на основании копии постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. При этом указанные убытки учитываются в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела.
13. Письмо Минфина РФ от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-212 "О регистрации обособленного подразделения"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъяснен порядок внесения изменений в учредительные документы организации в случае, если в них своевременно не были указаны обособленные подразделения.
14. Письмо Минфина РФ от 5 августа 2005 г. N 03-04-08/215 "О порядке применения налога на добавленную стоимость"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что в том случае, когда денежные средства, включающие вознаграждение комиссионера (агента), поступают на его счет до исполнения поручения комитента (принципала), то в части комиссионного (агентского) вознаграждения такие денежные средства признаются авансовыми платежами и подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в том налоговом периоде, в котором они получены. Обращаем внимание на то, что в полном объеме приведенные разъяснения касаются правоотношений, возникших до 2006 года, - с нового года будет действовать иной порядок определения даты возникновения задолженности перед бюджетом по НДС.
15. Письмо Минфина РФ от 19 августа 2005 г. N 03-11-04/2/52 "О порядке признания расходов при применении организацией упрощенной системы налогообложения"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъяснено, что в случае, когда организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, арендует автомобиль у собственного учредителя, арендная плата за автомобиль может быть отнесена к расходам и учтена налогоплательщиком при определении объекта налогообложения в составе расходов, уменьшающих доходы, по цене сделки. Однако при принятии решения о размере арендной платы за автомобиль, по мнению Минфина РФ, организация должна руководствоваться ценами, сложившимися в регионе.
16. Письмо ФНС РФ от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087 "О свидетельствовании верности копий документов, представляемых налогоплательщиками в соответствии со статьей 93 НК РФ"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Под словами "заверенных должным образом копий" следует понимать удостоверение исполнительным органом налогоплательщика копий документов путем проставления на них необходимых реквизитов, то есть печати и росписи полномочного должностного лица, придающих им юридическую силу.
Возможен также нотариальный порядок засвидетельствования копий документов в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
17. Письмо ФНС РФ от 4 августа 2005 г. N ВЕ-6-16/645 "По порядку и срокам реализации положений приказа Минфина России от 26 августа 2004 года N 70н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Федеральная налоговая служба и Минфин РФ (письмом от 18 июля 2005 года N 02-14-10а/2175 "Об исполнении Приказа Минфина России от 26 августа 2004 года N 70н") напоминают бухгалтерским работникам бюджетных учреждений о том, что переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету необходимо осуществить до 1 октября 2005 года. Одновременно указывается на необходимость составления и представления квартальной бюджетной отчетности в соответствии с положениями приказа Минфина России от 21 января 2005 года N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности".
18. Приказ МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2005 года N 6842. Опубликован в "Российской газете" 23 августа 2005 года N 185. Дата введения в действие в приказе не определена.
Документ, который более интересен техническим службам хозяйствующих субъектов. Тем не менее, рекомендуем обратить внимание на одно изменение - в форму бланков паспорта транспортного средства и паспорта шасси транспортного средства введена дополнительная строка "экологический класс" (прописью указывается словами один из пяти экологических классов транспортных средств - "нулевой", "первый", "второй", "третий", "четвертый").
При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел "Особые отметки" вносится запись: "Экологический класс" (указывается номер экологического класса).
В настоящее время дополнительные платежи в связи с экологическими характеристиками шасси транспортных средств не взимаются. Однако Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено установление нескольких групп нормативов в области охраны окружающей среды: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, технологические нормативы, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ и т.п.
Большая часть нормативов в настоящее время не установлена. Весьма вероятно, что введение новой графы в упомянутые документы предпринято "на перспективу" и обусловлено вероятным установлением соответствующих нормативов, что, естественно, будет сопровождаться введением платы за несоблюдение нормативов.
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru