Проведение ревизий и проверок органами милиции
Право проведения ревизий и проверок органам милиции предоставлено подпунктами 25 и 35 пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".
Подпункт 25 пункта 1 статьи 11 Закона о милиции регулирует права, которые предоставлены органам милиции при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.
Реализация предоставленных милиции прав может осуществляться только при наличии мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя. То есть вне зависимости от фактических обстоятельств работник милиции, получивший информацию о наличии в действиях хозяйствующего субъекта признаков уголовного преступления или административного правонарушения, не может самостоятельно принять решение о проведении осмотра, досмотра, ревизии или проверки.
В соответствии с подпунктом 25 органы милиции (при соблюдении перечисленных условий) имеют право:
производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества. Обязательным условием является присутствие не менее двух понятых и представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, указанным лицам вручаются копии постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя;
производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;
изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
Проведение сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой,
хозяйственной и предпринимательской деятельности
Проведение данного вида проверок регулируется Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной приказом МВД РФ от 2 августа 2005 г. N 636.
Наиболее важными (для субъектов предпринимательской деятельности, которые могут быть подвергнуты подобной проверке) представляются следующие требования, закрепленные в Инструкции:
срок проверки или ревизии ограничен 30 днями. При этом началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока проведения проверки, ревизии является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии. Продление срока проведения ревизии или проверки (в том числе и в случае их приостановки по любым причинам) Инструкцией не предусмотрено;
представители юридического лица, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представители могут присутствовать при проведении ревизии или проверки, но только в том случае если они проводятся в помещениях, занимаемых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем;
в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия обязательно должен быть указан состав сотрудников милиции, проводящих проверку. В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки, ревизии. То есть произвольное изменение состава проверяющих не допускается;
специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел могут привлекаться отдельно - в необходимых случаях и только для участия в проведении конкретных действий по осуществлению проверки, ревизии;
в ходе проведения проверки, ревизии может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки, ревизии, прилагаются к акту проверки, ревизии, в котором делается отметка о применении этих средств;
порядок изъятия документов или их копий подробно урегулирован пунктом 8 Инструкции. При изъятии обязательно составление протокола и описи изымаемых документов (либо их копий). Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого изымаются подлинные документы. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов проверяемым лицам или их представителям в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия;
осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотр транспортных средств, изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятие отдельных образцов сырья, продукции и товаров производится с соблюдением требований, установленных пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона РФ "О милиции". Если осуществление данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки, ревизии, вынесение специального постановления об их проведении не требуется;
в соответствии с пунктом 10 Инструкции проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности может быть назначена уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел (органов милиции), перечень которых указан в приложении N 2 к упомянутому приказу МВД России N 636;
определение проверки приведено в пункте 12 Инструкции: проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть, проведение комплекса мероприятий по постановлению о проведении проверки фактически является незаконным. С другой стороны, в постановлении должно быть четко указано то контрольное действие, которое должно быть проведено;
в акте проверки отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства. Акт проверки составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены;
перечень элементов, обязательных к отражению в акте проверки, приведен в пункте 15 Инструкции;
акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю. Проверяемый имеет право отказаться от получения акта проверки. В этом случае (а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам) об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется проверяемому хозяйствующему субъекту для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки;
лица, имеющие право назначать проверки, имеют право назначать и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности и оформления ее результатов. В отличие от проверки ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
по результатам проведения ревизии сотрудниками милиции составляется акт ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности, форма которого представлена в приложении N 6 к приказу МВД N 636;
в отличие от акта проверки, который может быть составлен по произвольной форме, акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой. В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются данные о проверяемом субъекте предпринимательской деятельности. Описательная часть акта ревизии должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений. Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов. В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии;
акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить акт ревизии по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется проверяемому юридическому или физическому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии;
по результатам проверки или ревизии принимается одно из следующих решений:
о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.
Проведение проверок по соблюдению налогового законодательства
Правила проведения сотрудниками милиции проверок налогового законодательства регулируются подпунктом 35 пункта 1 статьи 11 Закона о милиции, а также Инструкцией о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденной приказом МВД РФ от 16 марта 2004 г. N 177. Основные требования данной Инструкции аналогичны требованиям Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ 2005 года N 636, поэтому целесообразно остановиться только на последних изменениях, которые были внесены в данную Инструкцию приказом МВД РФ от 12 августа 2005 года N 665.
Существенные изменения коснулись следующих норм:
Во-первых, в новой редакции приведены пункты 5 и 6 Инструкции, в связи с чем установлено жесткое ограничение максимального срока проведения проверки - не более 30 дней (ранее в пункте 5 содержалась отсылка к нормам уголовно-процессуального законодательства), а началом срока проведения проверки теперь будет считаться день вынесения постановления о ее проведении, а не день предъявления руководителю (представителю) организации либо физическому лицу (его представителю) постановления о ее проведении.
Во-вторых, также в новой редакции изложен пункт 19 Инструкции: теперь в нем содержится полный перечень возможных решений, которые могут быть приняты по результатам проверки организации:
о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
о передаче материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.
Ранее в пункте 19 содержалась отсылочная норма к статьям 144 и 145 УПК РФ.
Одновременно признан утратившим силу пункт 20 Инструкции, в котором содержался перечень решений, которые могли быть приняты при отсутствии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела.
Наконец, в-третьих, в новой редакции изложено приложение N 2 к Инструкции, которым определяется перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок. Данное изменение обусловлено проведением административной реформы и некоторым перераспределением функций между отдельными подразделениями министерств и ведомств.
Прочие изменения носят технический и терминологический характер.
Д.В. Семенов
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru