Прошлогодние убытки без заморочек
"Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, каким образом можно списать убыток прошлого года. По истечении налогового периода или ежеквартально?
Я почитала новую редакцию Налогового кодекса по этому вопросу, но, честно говоря, особой ясности не увидела. Понятно, что в 2006 году будут изменения, но как их применять на практике? Очень прошу проконсультировать подробнее. Буду очень благодарна за помощь".
Т. Левинко,
бухгалтер ООО "День цветов"
Мнение коллег
И. Далерков,
заместитель финансового директора ЗАО "Карантар"
Порядок следующий: сначала списываете убыток 2003 года (на все 100%), потом - 2004-го. Что касается бухгалтерского учета, покрытие возможно за счет резервного (Дебет 82 Кредит 84) или добавочного (Дебет 83 Кредит 84) капитала, а также за счет целевых взносов учредителей (Дебет 75 Кредит 84). Если источников для погашения нет или их недостаточно, можно оставить убыток в балансе.
Мнение коллег
И. Денисенко,
заместитель директора аудиторской компании "Финстатус"
Организация вправе списывать убыток прошлого года в течение 10 лет, следующих после налогового периода, в котором он получен. Перенос на будущее производится в той очередности, в которой понесены расходы. Списывать нужно путем уменьшения налогооблагаемой базы отчетного периода (квартального, за 6 месяцев, 9 месяцев, год) на часть или всю сумму убытка. До 1 января 2006 года эта величина не могла превышать 30 процентов налогооблагаемой базы того отчетного периода, в котором происходило списание.
После Нового года данная сумма будет увеличена до 50 процентов от налогооблагаемой прибыли. Такая операция находит отражение в приложении 4 листа 02 декларации по налогу на прибыль.
Мнение эксперта
Владимир Мещеряков, глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия", автор книги "Годовой отчет-2005":
- Посмотрим внимательно на статью 283 кодекса. В ней сказано, что "совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы". Обратите внимание на слова "ни в каком отчетном (налоговом) периоде". Они свидетельствуют о том, что фирма может уменьшать прибыль на сумму убытка по результатам не только года (налогового периода), но и отчетных периодов. Например, квартала, полугодия или девяти месяцев.
Дополнительно скажу, что с 1 января 2006 года списывать убыток станет легче. Он может уменьшать прибыль в пределах 50 процентов от ее суммы. А с 2007 года это ограничение отменят вообще.
Мнение коллег
Л. Полисадова,
бухгалтер ООО "МиС НОКИАН"
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, включают в состав внереализационных расходов. Например, если бухгалтер неверно учел те или иные затраты в предыдущие периоды. Порядок исправления данных зависит от того, установлено время, когда возник убыток, или нет. Если да, то ошибку правите в том налоговом периоде, когда она была допущена (ст. 54 НК).
В случае когда бухгалтер не может определить время, он списывает убыток по итогам года. В первой ситуации необходимо подать уточненную декларацию по налогу на прибыль. Во второй этого делать не следует. Уплата налога на прибыль и пени по нему отражайте записью:
Мнение коллег
В. Прутаков,
бухгалтер компании "Трансавто"
Убытки за 2005 год можно будет списывать поквартально в 2006 году за счет прибыли, но не более 50 процентов от ее налогооблагаемой базы. Это можно делать в течение 10 лет, следующих за тем отчетным периодом, в котором получен убыток. Обратите внимание, что срок списания - 10 лет, а "обычный" срок хранения первичных документов - 5 лет. Первичку по убыткам надо хранить в течение всего периода погашения убытка и потом еще 3 года (срок налоговых проверок).
Что говорят в налоговых инспекциях
Ситуация прояснилась. Убыток можно списывать и по кварталу, и по году. Также коллеги советуют бухгалтеру обратить внимание, не было ли ошибок, допущенных в учете ранее. Действовать нужно в зависимости от того, сможет она обнаружить период неточности или нет. С предстоящими изменениями тоже все вроде бы ясно. Но тем не менее узнать мнение инспекторов по этому вопросу интересно: каким же образом контролируют убытки компаний в налоговых инспекциях?
N 14
Для того чтобы списать убыток, необходимо выполнить ряд условий. Прежде всего в течение года должна быть хозяйственная деятельность, то есть наличие дохода обязательно. Убыток образуется только в том случае, если расходы превысили выручку. Порядок списания следующий. Предположим, у организации по итогам 2004 года был минус.
А в I квартале 2005 года появилась прибыль. Из нее высчитываете 30 процентов и на эту сумму корректируете убыток 2004 года.
N 47
Нововведения мы пока прокомментировать не можем. В 2006 году, вероятно, появятся разъясняющие письма ФНС или Минфина. Будем ориентироваться на них. А сейчас можно списывать ежеквартально или за год. Если ежеквартально, у вас появится возможность лучше контролировать расхождения. Хотя мы все равно будем проверять по отчетному периоду.
Некоторые организации разрабатывают свои схемы списания убытков. Выводят пропорции через соотношение выставленных и оплаченных счетов и корректируют убыток на эту сумму. Если они все делают в рамках закона, то у нас к ним претензий нет.
От редакции
Что же нам удалось выяснить? Убытки должны быть именно от хозяйственной деятельности организации, то есть когда расходы превышают доходы. Покрывать их можно разными способами. Один из них - за счет резервного фонда. Что касается новой редакции положений Налогового кодекса о лимите убытков, то можно применять в 2006 году ставку 50 процентов. Но, судя по всему, разъяснительные письма все же потребуются.
"Московский бухгалтер", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007