Обратная связь
Я - гражданин Беларуси, но уже около года проживаю и работаю в России. В каком порядке взимается налог на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь?
В настоящее время особенности уплаты налога на доходы физических лиц зависят от следующих условий:
1) иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, считаются налоговыми резидентами РФ на начало отчетного налогового периода. При этом обложение их доходов от работы по найму производится по ставке 13 процентов;
2) иные категории иностранных граждан на начало отчетного периода рассматриваются в качестве нерезидентов РФ. В течение первых 183 дней пребывания этих лиц на территории РФ в рамках календарного года обложение доходов осуществляется по ставке 30 процентов. Уточнение налогового статуса указанных налогоплательщиков производится только на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания иностранного гражданина на территории России. Ставка налога на доходы физических лиц за весь период пребывания определяется в размере 13 процентов. Одновременно производится соответствующий перерасчет налога. Данные правила распространяются на граждан Республики Беларусь, прибывающих на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности.
Следует отметить, что доходы российских граждан по данному виду налогового платежа с первого дня налогового периода облагаются по ставке 13 процентов. Однако в соответствии с п. 1 п. 21 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г. граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем российские граждане в сходных обстоятельствах. Как указано в п. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В связи с этим территориальным налоговым органам было дано указание о применении ставки налога на доходы от работы по найму в размере 13 процентов для граждан республики Беларусь - потенциальных налоговых резидентов РФ с первого дня их пребывания на территории РФ (с учетом сроков заключаемых с такими гражданами трудовых договоров - письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. N ВЕ-6-26/786).
Расскажите, пожалуйста, о процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.
Органом, уполномоченным подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации, в целях применения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения является Федеральная налоговая служба. Порядок подтверждения данного статуса распространяется на физических лиц (российских и иностранных), российские и международные организации, имеющие такой статус по законодательству РФ.
Подтверждение статуса налогового резидента РФ осуществляется по принципу "одного окна" только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России. Срок официального подтверждения статуса составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в ФНС России.
Подтверждение статуса налогового резидента может оформляться в виде справки или путем заверения документа в форме, соответствующей установленной законодательством иностранного государства.
Перечень документов, необходимых для получения подтверждения о статусе налогового резидента РФ, содержится в приказе ФНС России от 8 сентября 2005 г. N САЭ-3-26/439 "Об утверждении порядка подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации".
В отношении российской организации документы, подтверждающие ее статус как налогового резидента РФ, направляются по почте по адресу места нахождения юридического лица, указанному в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Необходимыми документами для российской организации являются:
1) заявление на бланке организации с указанием:
- календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента РФ;
- наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;
- перечня прилагаемых документов.
Указанное заявление должно быть подписано руководителем (главным бухгалтером) организации;
2) копии документов, на основании которых обосновывается получение доходов в иностранном государстве (договор (контракт), решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов, уставные документы);
3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (но не ранее чем за три месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения);
4)копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.
Иностранные физические лица направляют по почте в Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России либо передают непосредственно в экспедицию ФНС России следующие документы:
1) заявление в произвольной форме, где должны быть указаны: календарный год, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента РФ; наименование иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение; фамилия, имя, отчество заявителя и его адрес; перечень прилагаемых документов и контактный телефон;
2) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве: договор (контракт); приглашение и ряд других;
3) копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов;
4) таблицу расчета времени пребывания на территории РФ в произвольной форме;
5) копию документа о регистрации по месту пребывания в РФ (для иностранных физических лиц). В случае если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у России существует действующее Соглашение о безвизовом режиме, то в соответствующее Управление представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. К таким документам относятся: справка с места работы в РФ, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и т.п.;
6) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица, заверенная нотариально, и копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для данной категории налогоплательщиков).
Устанавливает ли российское налоговое законодательство обязательные формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение налогоплательщика в иностранном государстве?
Согласно положениям подп. 4 п. 2 ст. 310 и п. 1 ст. 312 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ исчисление и удержание сумм налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов и во всех случаях выплаты таких доходов.
В число исключений входят случаи выплаты доходов, которые в соответствии международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в России, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у России заключен международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на русском языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 5 октября 1961 г., посвященной проблемам легализации иностранных документов, для удостоверения подлинности официального документа из одного государства в другом государстве могут потребовать проставление на этом документе особого штампа - апостиля, образец которого приложен к Конвенции. Требования указанной Конвенции обязательны для ряда государств, в том числе для России. Таким образом, официальные документы иностранной организации, не содержащие апостиля, удостоверяющего их подлинность, не дают права указанной организации воспользоваться законными льготами и избежать двойного налогообложения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2005 г. N 990/05). Кроме того, арбитражным судом могут быть применены меры налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
От редакции: Редакция напоминает, что данная рубрика предназначена исключительно для ответов на вопросы читателей. Вопросы можно направлять по нашему почтовому или электронному адресам, которые указаны на первой странице журнала. Вопросы по налоговому законодательству следует снабдить пометкой: "В рубрику "Обратная связь" для Н.В. Герасименко".
Н.В. Герасименко,
доцент кафедры международного права
Московского гуманитарного университета,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обратная связь
Автор
Н.В. Герасименко - доцент кафедры международного права Московского гуманитарного университета, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2005, N 12